Из опыта работы учителя-логопеда Кулагиной Л.В. по использованию устного народного творчества
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

 Кулагина Людмила Васильевна

Описание  основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_osnovnykh_metodov_i_metodik.docx70.94 КБ

Предварительный просмотр:

Описание  основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

«Детская речь на всех этапах своего развития

 питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка»  

Корней Иванович Чуковский.

Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи  –  очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка.

Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили  «покемоны» и  «черепашки-ниндзя», былинных героев – «роботы-монстры».  Детские психологи считают  это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.

Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров вместе с насаждаемой телевизионной  рекламой – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.

        Отсюда огромная ответственность работы учителей-логопедов и педагогов ДОУ  за  формирование связной  речи русского языка. Особенно в  старшем дошкольном возрасте, так  как  этот период является подготовительным  в подготовке  детей к школе.    

        Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

        Особенно неоценимыми для практической  логопедической работы вообще и для работы по формированию связной речи у детей с ОНР кажутся мысли Л.С.Выготского  о генетических корнях, о путях развития, о частичном слиянии  процессов речи и мышления.

          Дети-дошкольники, имеющие тяжёлые речевые расстройства, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас,  недостаточная  сформированность  связного высказывания.

      Для преодоления имеющихся проблем считаю  целесообразным использование в логопедической работе малых фольклорных форм.

      Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.

     В основе работы  учителя-логопеда  по коррекции речи   лежат следующие принципы:

·     принцип комплексного подхода к организации коррекционно-развивающего процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др.

·      принцип  единства диагностики и коррекционно-развивающего  процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-развивающей работы в виде составления индивидуальной программы развития;

·       принцип  сотрудничества между родителями и  учителем-логопедом, родителями и детьми. Родители ищут поддержку и помощь специалиста, прислушиваются к нему и следуют его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.

·         точно так же отношения между логопедом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;

·        принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

·         принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий различных специалистов.

              Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальная и фронтальная  коррекционно - образовательная деятельность, а так же непосредственная образовательная деятельность, режимные моменты и досуговая деятельность.

               В своей работе фольклорные произведения   использую на разных этапах коррекционно-образовательной деятельности: в организационном моменте (при введении детей в тему  КОД),  в основной части (при изучении темы), во время динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения (на этапе  автоматизации звуков в связной речи).

     Воспитатели  группы также в  своей работе используют русский фольклор в разных видах деятельности:
- при организации и проведении режимных моментов;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

      Для дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи 5-6-ти–летнего возраста доступными являются  малые фольклорные формы  такие как:  потешки,  чистоговорки, считалки,  большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам,  загадкам.

      В потешках,  прибаутках,  закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей,  а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

             Потешки –  песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».  Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

             Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические  шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.  Они нам помогают вводить  поставленные  звуки  в  речь.
    По определению  В.И.Даля,    чистоговорка – это:  «Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

             Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.  Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

             Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.     Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.  С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление.  Загадки используем при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности  и в    игре.     Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

             Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.  Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

             Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.

 У дошкольников с ОНР  (а их у нас добрая половина)  изначально бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества, познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом.  Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.  Большинство потешек - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования   правильного   звукопроизношения.   Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его  более   духовным.    

Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников,  я обращаю  внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Если раньше в группе детей, посещающих массовый детский сад, детей с общим недоразвитием речи насчитывалось 20-30%, то сейчас их число может доходить до 80%.

Общее  недоразвитие речи представляет собой проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных  компонентов речевой  системы:  лексики, т.е.  словарного   запаса; грамматики, т. е.  изменения слов по родам, числам, образования слов при помощи приставок, суффиксов и т.д.; фонетики, т.е. произношения звуков.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с элементами нарушений тех или иных компонентов. В связи с этим общее недоразвитие речи подразделяют на несколько уровней, которые характеризуются следующими отклонениями речевого развития.

ОНР I уровня - активный словарь ребенка находится в зачаточном состоянии, лепетные слова замена предмета действием и наоборот. значение слов неустойчиво, отсутствует фразовая речь, не сформирована способность воспроизводить слоговую структуру слова. Грубо нарушено звукопроизношение.

ОНР II уровня – характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Обозначают в речи названия предметов, действий, признаков. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью взрослого беседовать по картине, рассказать о семье.

Однако анализ  высказываний показывает, что развитие речи таких детей резко отстает от нормы. Дети пользуются только простыми предложениями, не знают и не употребляют слова, обозначающие части тела, животных, мебели и т.д. они не знают многие цвета, формы, размеры предметов. В  речи детей большое количество аграмматизмов, пропуски предлогов, нарушение согласования слов. Речь носит контекстный характер, употребляются словосочетания бытового характера, которые  ребенок часто слышит. Грубо нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Не могут овладеть звуковым анализом и синтезом из-за недостаточности фонематического слуха.

ОНР III уровня – появляется фразовая речь, но с большим количеством аграмматизмов. Дети постоянно нуждаются в помощи взрослых, которые вносят в их речь соответствующие пояснения. Звуки могут произноситься правильно в изолированном виде, но в речи звучат нечетко. Проявляются ошибки при воспроизведении слоговой структуры сложных слов. Повторяя слова за взрослым правильно, в самостоятельной речи дети могут пропускать или переставлять слоги.

Активный словарь значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью: дети не могут назвать целый ряд предметов, хотя в пассивном словаре имеют  нужные значения. Дети часто заменяют название предмета названием его части, действие - другим, близким по смыслу словом. У детей затруднен фонематический анализ и синтез, они допускают ошибки в образовании слов и при их согласовании.  

ОНР IV уровня – недостаточно внятная, выразительная речь, нарушения конструкции предложения-пропуски или замены союзов и предлогов. Словарный запас близок к возрастной норме, однако дети допускают ошибки при употреблении существительных во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отмечаются ошибки при воспроизведении сложных слов в самостоятельной речи. Имеются  нарушения звукопроизношения.

Недоразвитие речевой функции не является изолированной и влияет на развитие всех процессов. У детей с ОНР отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение памяти, особенно в плане речевого материала. Для многих детей характерно некоторое отставание в развитии мышления, двигательной сферы, а особенно мелкой моторики рук.

Поэтому коррекционное воздействие  при ОНР заключается не только в исправлении нарушений речи, но и в развитии ребенка в целом, формирование всех его функций и сторон.

В условиях нашего дошкольного учреждения  мне  приходиться работать с детьми, имеющими разные уровни недоразвития речи, но как правило у старших дошкольников это ОНР  Ш или IV уровней. Проводя обследования этой категории дошкольников,  я отмечаю  все описанные  выше трудности речевого развития, и провожу  всестороннюю их коррекцию. Для этого  широко использую   в своей работе такой материал, как устное народное творчество.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью. Овладевая речью -  ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений.  Гениальный творец языка и величайший педагог – народ  создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального  и нравственного развития. Сопровождая работу с детьми словами песенок, потешек, мы приучаем их вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, различные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком / пальчик – мальчик / то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.

Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность.  Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи.

Работая с детьми с ОНР,  я придаю  особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Произведения народного творчества  в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.  В работе   использую следующие формы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки, сказки.

Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим  от злых сил. С ее помощью испытывали мудрость находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.  И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов

( например «идти» может не только человек, но и часы ). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явлениях (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.)

Дошкольники с ОНР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Дети учатся выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность  и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей  рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

 Используя загадки как речевой материал,  я учитываю  общую подготовленность детей к их отгадыванию.   Во время коррекционной образовательной деятельности  самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников с общим недоразвитием речи. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления,  находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

«Загадка – это миниатюрная логическая задача» - такую характеристику загадке дают ведущие отечественные педагоги. Решить ее можно при условии достаточного развития сенсорной культуры, наблюдательности, памяти. Следовательно, начинать обучать детей отгадывать загадки нужно с развития умения наблюдать, воспринимать предметы и явления с разных сторон.

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них существенное, а потом путем сравнения найти объекты, соответствующие заданным условиям. Это очень сложная задача для детей даже подготовительной к школе логопедической группы. Думать в нужном направлении детей побуждают с помощью разнообразных вопросов, схем, таблиц и пр. приемов.

Основные ошибки при отгадывании загадок детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

- дети, не задумываясь, не размышляя, ищут ответ. (Например, на загадку: «Стоит Антошка на одной ножке», был дан правильный ответ (гриб). Услышав другую загадку: «Стоит Антошка на четырех ножках», - многие дети,  не раздумывая,  отвечают так же.)

- другая ошибка была связана с особенностями мышления детей с ОНР, которые плохо понимают метафоричность загадок, их иносказательность. (Так, загадка  «Крашеное коромысло над рекой повисло» вызвала следующий ответ: «Это кинули  коромысло вверх».)

- Многие дети дают нелепые ответы, называют первое, что им приходит в голову.

Обобщенный опыт работы педагогов и психологов в направлении использования загадок для развития мыслительной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  1. В первую очередь нужно использовать загадки, требующие коллективных ответов.
  2. Загадки, требующие индивидуального ответа, на первых этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР должны быть простыми, выделяющими один основной признак предмета. В основном это загадки о предметах, с которыми ребенок знаком.
  3. Детям необходимо показать предметы – «живую» отгадку, обратить их внимание на точность описания предметов в загадке.
  4. Необходимо обращать внимание детей на смысловую сторону загадок, подчеркивать меткость и яркость образов, присущие загадке. Чтобы загадки стали настоящим средством развития детского мышления, отгадывание нужно строить так, чтобы не допускать механических отгадок. При этом желательно объяснить, для чего созданы загадки (чтобы заинтересовать человека, заставить его задуматься), обратить внимание на то, что загадать загадку можно о любом предмете.
  5. Работу по развитию мыслительной деятельности через использование загадок проводить планомерно, систематически от простого к сложному, последовательно расширяя диапазон умственной активности; с опорой на конкретный план работы в данном направлении.

 Педагоги часто используют  загадки  во время непосредственной образовательной деятельности, как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и играми и как средство эмоциональной разгрузки.    Используют  различные типы загадок:

- прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы, народными или авторскими.

        а) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например:

        Он и сочен, и душист, а снаружи золотист,

        Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин.)

        Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

        б) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ). Например:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,        

По рукам покатилось,

В зубах очутилось. (Орехи.)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник.)

Один костер весь мир согревает. (Солнце.)

        Кто не ведает границ?

        Кто летит быстрее птиц?

        Он то грозен, то мятежен,

        То как пух весенний нежен.

        Кто свободней всех на свете?

        Догадались? Это… (Ветер.)

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

        в) В загадку включено отрицательное сравнение. Например:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от

противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

- Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте… (Не лето, а зима.)

Быстро бегает от страха

По лесочку … (Не черепаха, а заяц.)

- Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например:

        Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер).

        Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

        Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Рукавица).

        На четыре ноги надевали сапоги.

        Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса.)

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

- Загадки – складки. Эти загадки легко разгадываются, т.к. ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например:

        Тучи в небе побежали, я раскрою зонтик,

        Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик.)

        Вот полозья, спинка, планки – а все это вместе… (Санки.)

            Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтического слуха; расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Но для активизации речи детей  я рекомендую  использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого  можно  использовать  основные правила составления загадок по методике ТРИЗ. Для облегчения запоминания алгоритма загадки мы с детьми используем графические схемы, что значительно упрощает данное задание особенно при работе со слабыми детьми, которым часто загадки  недоступны для понимания. Дети затрудняются отгадать загадку, не говоря уже о том, чтобы придумать ее самим. Это связано и с особенностями речевого нарушения    (а именно с недостаточным пассивным и активным словарем,   с несформированностью  грамматического строя речи, с отсутствием связного речевого высказывания), и с особенностями развития психических процессов (неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления).

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой   или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Важнее научить ребенка составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для старших дошкольников, особенно на фоне ОНР, поскольку загадка  по сути является описательным рассказом о предмете, который не называется.  И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

В связи с этим я внимательно изучила имеющийся опыт педагогов по вопросу обучения составлению загадок и взяла на заметку технологию А.А. Нестеренко, адаптировав ее для детей, имеющих нарушения речи, т.к. изначально эта технология была разработана для детей школьного возраста. Для облегчения составления загадок возникла необходимость введения карточек-символов в качестве наглядности.  

Коррекционная работа по составлению загадок являлись частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом  мною ставились следующие задачи:  

- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

- формирование обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;

- практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.      Наши дети должны воспринимать и запоминать довольно много информации. Например, умение выделить объект как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Здесь приходится давать задания не слишком творчески: назвать части предмета, назвать, куда в свою очередь входит сам предмет и т.д. То же происходит и со всеми инструкциями. Все такие задания требуют тренировки. А где начинаются тренировки, там, фактически заканчивается творчество: детям  такие задания, как правило, неинтересны. Если и выполняют они такие задания с охотой, то больше из желания выделиться, заслужить поощрение. Познавательные мотивы – залог будущей успешной учебы – формируются при этом слабо.

Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дети получали необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не пропадал интерес к учебе. Загадка – один из способов разрешения этого противоречия.

В самом деле, с точки зрения педагога задание «опиши игрушку» ничем не отличается от предложения составить загадку про  игрушку по схеме – простую описательную загадку. Но, выполняя это малотворческое задание,  ребёнок думает о том отгадывающем, который стоит сейчас за дверью: для него, единственного, отгадать загадку – задача действительно творческая. Дети не занимаются скучным сообщением давно известных  истин, они составляют для своего товарища творческое задание.  

        Проведенная работа показала, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают значительные затруднения, связанные:

        - с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств;

        - с установлением последовательности в изложении выявленных признаков;

        - удержанием в памяти ребенка этой последовательности.

Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывали загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывали дети и с большим желанием. Изучая лексические темы, необходимо учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится  вид этой творческой работы.

В практике работы с детьми - логопатами старшего  дошкольного возраста доступно использовать следующие модели ( этапы) составления загадок.

1 этап:  На что похоже и чем отличается? «Похож на мячик, но не скачет – шарик», «Похожа на грушу, но не съешь – груша».  

  Ребёнок должен   научиться систематизировать предметы по некоторым признакам: форма, цвет, размер, вещество .

2  этап:  Какой? Что бывает таким же? «Блестящий, как монета, шипящий, как вулкан, круглый, но не арбуз – самовар».

   

Научить детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач.

Зрение – глаза – увидеть

Слух – уши – услышать

Осязание – кожа – пощупать

Обоняние – нос – понюхать

Вкус – язык – попробовать на вкус. На этом этапе переходим к загадкам, в которых, кроме известных раньше признаков (форма, цвет…), появляются новые. Возможны вопросы: как звучит? Какой на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус? Правила игры те же, что и в предыдущей теме. Меньше останавливаемся на описательных загадках, больше – на «Да-нетках». Загадки могут быть самыми разными, важно только нагрузить все 5 чувств, показать детям их необходимость.

3 этап : Что делает? Кто (что) делает также? «Пыхтит, как паровоз, собирает, как хозяйка, семенит, как дедушка – ежик». Развитие у детей ассоциативного, образного мышления, научить сравнивать предметы и явления.

        Форма работы: составляем загадки коллективно для одного отгадывающего (можно и для группы). Здесь не используется составление загадок в уме, т.к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом. Можно разбить детей на команды и организовать соревнования между командами.

Сравнивать можно все:  объекты, их части, окружение, свойства, работу, время, количество.   Но:

- Сравнивают всегда с чем-то: если загадка строится на сравнении, то всегда есть посредник – то, с чем сравнивают. Колокольчик звенит – мы говорим «смеется» - значит, сравниваем с человеком. Человек улыбается – говорим «сияет, светится» - значит, сравнили с солнышком. Сравнить можно и со свойством, и с работой: «кричит, как ужаленный», «бежит, как на пожар» и т.д.

- Описание через сравнение предполагает наличие 3-х элементов: описательной части, посредника («похожесть») и отличительной части («различие» или «непохожесть»).

4  этап: И у одного предмета есть, и у другого предмета есть. Что это? «Есть у шарика, есть у мышки, есть у тыквы – хвостик»; «Есть у елки, есть у ежика, есть у портнихи – иголки». 

Дать детям представление  об окружении объекта, о том, частью чего он является. Этот этап является противоположным предыдущему. Знакомимся с новым правилом составления загадки  ( и у одного предмета есть, и у другого предмета есть).

5  этап:   И одно свойство предмета есть, и другое свойство предмета есть, но не предмет. «И круглый, и желтый, и горячий, но не солнце – блин, колобок.»

Научить видеть функции предметов – главные и второстепенные, явные и скрытые. Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по этому  же принципу названия другим вещам – выйдут загадки.

6  этап: Части предмета есть, а функций не выполняет. «Ноги есть, а не ходит – стол, шкаф и т.д.» 

Познакомить детей с понятием подсистемы (части объекта), научить выделять части внутри целого. На этом этапе все загадки загадывают, указывая на их части.

Используются игры «Дорисуй неоконченную картину», «Разбери предметы».

7  этап: Не предмет, а свойства эти есть. «Не крокодил, а зеленый – лук, кузнечик и т.д.»

Научить детей видеть во всем положительные и отрицательные  полезные и вредные стороны.

                   Сочинять загадки можно буквально обо всем. Необходимо только показать детям, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того предмета, о котором составляется загадка. Например, если сказать "зверь, живет в лесу", то придется долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что у него пышный рыжий хвост, сразу станет ясно, что речь идет о лисе. С такой "сочинительной" игры мы начинаем наши прогулки. Во время одевания, детям дается тема загадки: любое дикое или домашнее животное или птица. После того, как мы приходим на участок, дети становятся вкруг и начинают загадывать друг другу по очереди загадки на заданную тему. Наиболее удачные загадки  записываю и помещаю в специально созданный альбом для загадок, который дети сами иллюстрируют. Такая творческая работа учит детей говорить кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Такая нехитрая игра приносит ребятам огромную пользу: развивает их наблюдательность, внимание, заставляет работать детское воображение и, безусловно, помогает формировать образную речь.

Чем больше отгадывать и сочинять загадки вместе с детьми, тем лучше они будут развиваться, тем большее количество информации усвоят.

Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.

Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: учитель-логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.

Например: при автоматизации звука [Р] можно использовать следующие загадки:

Красное коромысло над рекой повисло./ Радуга /

Девица в темнице, а коса на улице./ Морковь / и т.д.

Более подробно речевой материал загадок представлен в приложении.

Для детей, испытывающих затруднения при отгадывании загадок,  я использую  наглядный материал – предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу.  

Если загадка включается в домашнее задание, то  прошу  ребенка не просто отгадать ее, но и нарисовать отгадку.

Помимо того, что загадки подразделяются нами по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет  мне  поддерживать связь с воспитателем и закреплять те лексические представления, которые дети узнали  во время коррекционной образовательной деятельности. Например, загадки о диких и домашних животных, об инструментах, о растениях и т.д.

Как показал опыт работы, введение в   коррекционную  деятельность различных заданий творческого характера значительно способствовало развитию связной речи и творческих возможностей детей.  

 В приложении я  привожу  план работы по обучению детей составлению загадок на учебный год.     Задания по обучению составлению загадок не выносились в    отдельную коррекционную деятельность, а включались в планы текущих  КОД    с применением основных правил составления загадок по технологии А.А. Нестеренко.        

        Примеры того,   как задания могут быть включены в плановые  КОД, приведены в Приложении 2.

          Обучение составления описательных рассказов детей с ОНР с помощью технологии обучения составления загадок – новый, творческий, нестандартный подход развития связной речи и в связи с этим были проведены ряд консультаций и практикумов для родителей и воспитателей (Приложение 3).    

        На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития словаря:  

- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

-загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

- отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

- придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;

- загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.  

После автоматизации звуков  в  словах   переходим к  их  автоматизации в предложении. Для этих целей в устном народном творчестве существуют такие замечательные произведения, как пословицы, поговорки и скороговорки.  

 К.Д.Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при  обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания.

 Первые пословицы ребенок слышит в  речи взрослых, при этом ему раскрывается смысл пословицы как общепринятого поучения.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими   поколениями: «Кончил дело – гуляй смело» «Нет друга – ищи, а нашел – береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица легко запоминается, поскольку народ облек наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки – это широко распространенные образные  выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличии  от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного значения и ограничивается образным, иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-то, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствие, другое - сказать, что он надоел как горькая редька. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, однако взрослому нужно постоянно следить за уместностью и правильностью употребления пословиц и поговорок в речи детей.

Работа над пословицами и поговорками начинается с объяснения их смысла. Сначала  учитель - логопед произносит пословицу или поговорку и спрашивает у ребенка, как тот ее понимает. Если ребенок затрудняется ответить или неверно  понимает смысл, логопед разъясняет текст. Затем ребенок за  учителем - логопедом проговаривает пословицу, четко произнося автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит  пословицы и поговорки, использованные  во время   коррекционно-образовательной деятельности.  Закрепляется их текст в домашнем задании. После автоматизации звука в предложении мы переходим на уровень текста. Для этой цели используются такие формы устного народного творчества, как  потешки, прибаутки, трудноговорки.

Фольклорная  потешка,  прибаутка – небольшое стихотворение. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем.

Потешки и прибаутки очень подходят для логопедической работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой  с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение  для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи.

Кроме этого, потешки  построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже  четворостишия. Это также способствует активному запоминанию и употреблению слов и выражений.

         Работа над  потешками,  прибаутками протекает по такой же схеме, как и работа с пословицами, т.е. учитель - логопед читает текст, а ребенок повторяет его. Если работа над текстом идет уже продолжительное время, а в группе есть дети с одинаковыми нарушениями произношения, находящиеся на одном этапе работы, то  я  использую  такой вид работы, как инсценировка. Дети разыгрывают набольшие сценки на материале уже знакомых им потешек.  Такие произведения устного народного творчества, как потешки содержат большое количество слов, образованных различными способами словообразования. Это и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и названия детенышей животных, и приставочные глаголы, и различные виды прилагательных.

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Выстроила баньку,

Искупала Саньку.

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Закатилось красно солнышко

За темные леса.

В лесу пташки приумолкли,

Все расселись по местам,

По ракитовым кустам.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Машеньке отнесть?

- Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик, он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Применяя в работе потешки,  приучаю  детей вслушиваться в текст и находить слова, звучащие ласково или “грубо”, выделять названия детенышей животных, дифференцировать глаголы с разными приставками, а затем и применять их в собственной речи.

 С того время как  я стала  использовать  в процессе  корекционной образовательной  деятельности фольклор, дети стали более раскрепощенными, они не бояться говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками.

  Тексты пословиц, поговорок и  потешек представлены  мной  в приложении.

Существует множество различных методик и способов для развития речи детей.  Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно,   изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью,  а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному  фольклору  и считаются особым шуточным жанром народного творчества, являются уникальным явлением языковой культуры любого народа. Один из первых исследователей  народного  фольклора,  кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако в наше время различают скороговорки и чистоговорки как два разных метода развития речи. Последние, как мы знаем, не требуют быстрого произношения.

       Скороговорки являются просто отличным логопедическим материалом, созданным народом. Они содержат однокоренные или созвучные слова, “ наполненные “ определенным звуком: “На дворе – трава, на траве – дрова; Кукушка кукушонку купила капюшон”…  Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат / темп, ритм, силу голоса/.  Заучивание и произнесение скороговорок как одной из форм русского потешного фольклора является едва ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми  непросто овладеть, особенно часто наблюдается  в возрасте 2 до 6 лет. Эта потребность может быть удовлетворена использованием скороговорок (Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом). По мнению Е.И.Тихеевой  «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же  с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать». Следует отметить, что использование скороговорок эффективно в тех случаях, артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это в основном варианты моторной дислалии (механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а так же возрастные нарушения звукопроизношения Проговаривание скороговорок полезно и детям,  имеющим другие формы речевой патологии. Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок  - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не  «съедая окончания», так, чтобы его понимали.

         Таким образом,  использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию.

   Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

* формирование  общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;

*совершенствование фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи;

*обогащение и актуализация словаря;

*развитие памяти, слухового внимания;

*развитие фонематических процессов;

*приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.

        Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

Правила, которыми  можно  руководствоваться  при  работе

со  скороговорками.

1. Использовать на первых порах название «чистоговорка».

Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

2. В скороговорках  не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! 

3. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более  сложные.

4. Обязательно объяснить ребенку значение непонятных слов.

5.Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.

    6.   Произнесение скороговорок  должно быть на плавном длительном выдохе ( исключается быстрое проговаривание речевого материала, ребенку дается инструкция: «Говори плавно, медленно, понятно»).

   7.    Вначале произносить  скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель  – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения

   8. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

   9.   Шёпотное  проговаривание   скороговорки. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но необходимо помнить   о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребенка. С этой целью старшему дошкольнику  предлагается повторить две группы скороговорок:

1. Содержащих наиболее трудные для произношения звуки (У Сени и Сани в сетях сом с усами. У елки иголки колки.)

2. Создающих повышенную нагрузку на переключательные способности артикуляционного аппарата (Купи кипу пик. Сыворотка из-под простокваши. Ткет ткач ткани на платки Тане).   При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово  или  слог    сжимать  пальцы в кулачки;  загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки.

        Зная, какие скороговорки  вызывают  у ребенка наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произношение сложных звуков).

Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он так же учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдаёт много разной информации. Некоторые дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл  высказываемого.  Например: « Мама мыла мылом Милу».

Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает. Смысл скороговорк  становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них  все каналы восприятия.

          Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

Скороговорки можно использовать в играх. ( приложение)

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка. Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей о своем языке, его истории, культуре и традициях.

            Работая с детьми старшей  логопедической группы, я столкнулась с тем,  что   они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.   Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод  моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.  К.И.Чуковский  писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев всегда  противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.  Сказки  динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных  повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.  В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить  их детям нелегко.

    Учитывая подлинный интерес ребёнка к сказке, силу её воздействия на ум, душу растущего человека, я решила использовать сказку в учебно-развивающем направлении с целью коррекции у детей с ОНР речевых и неречевых нарушений.

        В результате обследования у детей выявлены нарушения в формировании грамматического строя, бедность словаря, несформированность  фонематических   процессов, связной речи, нарушение звукопроизношения, а так же недоразвитие слухового внимания, пространственных представлений, недостаточный объём памяти, нарушение мелкой моторики. Все эти задачи можно решать строя  КОД и НОД на основе сказок, сказочных сюжетов.

Цели и задачи, которые я ставила в своей работе с детьми по сказкам:

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;                      

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;    

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;                                                                                      

- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;                                                                                                                  

- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;  

- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;

- воспитывать умение отличать сказочные ситуации  от  реальных.

Сказки близки, понятны, интересны и доступны детям, поэтому их использование помогает устранять те нарушения, которые имеются у детей-логопатов.

     В  коррекционную образовательную деятельность  включаются игровые задания на формирование артикуляционных укладов, для будущей постановки звуков, мимической мускулатуры.  Выполняя их, ребёнок будет вырабатывать точность и  координированность губ, языка, мимики. Параллельно с новыми знаниями   у детей уточняется и расширяется словарный запас. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложения по падежам, роду, числу, учатся образовывать новые слова.  Дети учатся составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; правильно употреблять предлоги.

        Используя  сюжеты сказок можно сформировать слуховое внимание и далее на его основе фонематический слух. Детей  старшего возраста  учу определять первый и последний звук в слове, наличие звука в слове, всё это необходимо для последующей работы по обучению чтению и письму.

        Особое внимание  во время коррекционной деятельности   уделяется подготовке руки ребёнка к письму: конструирование из счётных палочек, рисование по клеточкам, обводки, штриховки, пальчиковые игры и т. д.

        Кроме этого  коррекционная деятельность  со сказочным сюжетом решает задачу развития зрительного восприятия: форма, цвет, размер, всё это учится различать ребёнок.

        У детей с речевой патологией речь монотонная, невыразительная, непонятная. Но сказка и здесь даёт огромное поле деятельности. Развивает выразительность речи: повышение и понижение голоса, интонацию, темп, ритм речи, силу голоса, дыхание.

        И конечно огромное значение сказки играют в формировании у детей с речевой патологией связной речи. Пересказы, инсценировки, импровизации — всё это формирует красивую, полноценную речь.

        Важным моментом использования сказок в коррекционном процессе является то, что участие   в инсценировках даёт возможность детям-логопатам раскрепоститься, избавиться от комплекса страха, учит детей быть добрыми, внимательными друг к другу, к окружающим, даёт огромный набор положительных эмоций.

Например,  во время коррекционной деятельности  по развитию  связной речи применяем сказки  для составления достаточно длинного распространенного предложения. Это делалось с помощью игры «От каждого по словечку».

Я говорю: колобок

1ребенок: колобок катится

2ребенок: колобок катится по дорожке

3ребенок: колобок катится по лесной дорожке

Также с детьми придумывали красивые прилагательные для характеристики героев сказок.

Например, работая со сказкой  «Заюшкина  избушка» детям было предложено  рассказать – каким был зайчишка. Дети  называли  зайчишку – маленьким, пушистым, хорошеньким, сереньким, добрым, веселым, грустным, трусливым. Без сказки, они вряд ли бы смогли подобрать столько определений.

Проводя  игру «Действия героя», пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т.д..

Сказки помогают развитию творческих способностей детей, связной речи. Предлагали придумать концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому».

В начале года такие задания дети выполняли с трудом, окончания сказок получались краткие, часто повторяли друг за другом. Предлагали нарисовать или слепить счастливого Колобка, и ответить «почему он у тебя такой счастливый?».

Дети постепенно стали придумывать более интересные, разнообразные окончания сказок, со счастливым концом.

Очень часто, не только  во время обучения, но и в свободной деятельности используем с детьми логопедической группы упражнения:

- «Кто больше назовет зачинов?»

- «Кто больше назовет концовок сказок?»

- «Изобрази сказочного героя»

- «Скажи голосом сказочного героя»

Предлагаю  им  составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваемся, чтобы в рассказах детей отмечались детали:

- А какого цвета были глаза у Машеньки?

- Как одета твоя Аленушка?

Сказки помогают упражнять в правильном звукопроизношении: детям давали задания:

- Придумайте имена сказочным героям.

- В имени зайки должен быть звук [Ш]

- В имени лисы – звук [З]

- У зайки были игрушки в названии, которых есть звук [С]

- У мишки – со звуком [М]

Также на сказочном материале упражняла  детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [ з ]:

- Сидит зайка на пенечке и плачет.

По истечении небольшого времени виден результат: дети могут сказать, почему это произведение называется сказкой? Чем сказка отличается от рассказа? В свободной деятельности дети часто используют сказочный материал: настольные пальчиковые игры, маски, самостоятельно обыгрывают сказки, показывают детям соседней группы.   В речи детей нередко можно услышать сравнения со сказочными героями: «ты такая хитрая, как лиса», боишься – «как зайчишка – трусишка», произносят такие фразы, изменяя интонацию.

        Вышесказанное подтверждает необходимость использования сказок в работе с детьми-логопатами. Знакомство детей со сказкой, разнообразные дидактические игры на её основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствует полноценному развитию речи детей с речевыми нарушениями.

        Поэтому я очень активно использую сказки, сказочные сюжеты, элементы сказочных сюжетов в своей работе. И вижу, как загораются глаза детей, с каким удовольствием, желанием они слушают сказки, пересказывают их, с каким интересом рассматривают иллюстрации к сказкам, перевоплощаются в сказочных персонажей. Радость, счастье, интерес, положительные эмоции — как важно это в нашей работе.

         При работе со сказкой   важно помнить, что,  дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). И  тогда использование её   в коррекционном  обучающем  процессе только поможет  ребёнку усвоить сложный для его восприятия материал (Приложение).  

                   В нашей работе необходима тесная связь с родителями детей. Поэтому хотелось выяснить, какое место отводится сказке в семье. С этой целью было проведено анкетирование  (Приложение). Оно показало, что родители не очень активно используют сказки, почти исчезло традиционное чтение с домашним рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Отсутствует стремление взрослых заинтересовать детей сказкой, т. е. Живое общение отодвинуто на задний план. Читают детям мало, ребёнок чаще смотрит телевизор, чем общается с книгой или ходит в театр.

        В связи с этим родителям проводились консультации, разработан список сказок для домашнего чтения с последующим обсуждением, пересказом, совместным просмотром с детьми иллюстраций к сказке.                    

Вывод:

Проделанная  мною  опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Наша работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

У всех детей экспериментальной группы улучшилась грамматика;

Увеличился словарный запас;

Повысилась общая звуковая культура речи;

Улучшилась связная речь.

       Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 И    можно с уверенность сказать, что  русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Перечисленные приемы работы с использованием произведений устного народного творчества, безусловно, помогают в работе над формированием образной речи детей старшего дошкольного возраста. Необходимо только чтобы эта работа велась целенаправленно и систематически.

Хочется предупредить молодых педагогов – не ждите быстрых результатов – чудес не бывает. Это очень трудоёмкая, кропотливая работа, требующая от  учителя-логопеда терпения, находчивости в выборе  коррекционных приёмов и форм работы. Но все затраченные усилия сторицей окупаются  полученными результатами. В заключении мне хочется сказать: я считаю, что работа по знакомству детей с устным народным творчеством является важной и своевременной. Она поможет не только обогатить внутренний мир ребёнка, раскроет его творческий потенциал, но и, что самое важное научит гордиться своей страной, её культурой, историей. А это на мой взгляд является самым важным для воспитания настоящего гражданина, патриота России.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"

Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной метод...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»

Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...