Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.
план-конспект занятия по логопедии по теме

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.34 КБ
Файл 2.docx22.92 КБ
Файл 3.docx17.83 КБ
Файл 4.docx19.06 КБ
Файл 5.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Первый период обучения (сентябрь – ноябрь). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Научить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать слуховую память.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Учить согласовывать движения с речью.
  4. Развивать мыслительную деятельность.
  5. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: стакан с водой, банка, тарелка, пустые чашки, компот в банке, молоко в банке, вода в банке, картинки (врач, лекарство, шофёр, канистра, девочка Маша, сок, дедушка, чайник, садовник, цветы на клумбе, папа, вода), лейка, вода, цветы на подоконнике, платок.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед беседует с детьми по вопросам:

- Кто в детском саду готовит для детей?

- Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник).

- А что пьёте на третье? (компот, кисель, чай, молоко).

Логопед: Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова:

- Чай, кисель, компот.

- Сок, кофе, какао.

- Молоко, кефир, кофе.

- Борщ, щи, свекольник.

-Какао, сок, кисель.

Сообщение цели занятия.

Логопед: Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Кто хочет с завязанными глазками попробовать напиток и определить, что это был за напиток? Я завяжу тебе глазки, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпил(а)? (ребёнку предлагается выпить глоток из стаканчика с водой).

Ребёнок: Воду.

Логопед: А теперь вылей воду. (Ребёнок выливает воду).

Маша выливает воду.

Дети: Маша выливает воду. (Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем все вместе).

Логопед: Подойди ко мне, Ира. Налей воду. Дети, что делает Ира? Ира наливает воду.

Дети: Ира наливает воду. (Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе).

Логопед: Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Маша и Ира?

Дети: Разные.

Логопед: Правильно. Налить – можно во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить – можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что ещё можно налить? Иди, Миша, налей молока. А ты, Максим, налей компота.

Дети составляют предложения про Мишу и Максима.

Логопед: Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

Дети: Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т.д..

Логопед: А что наливает шофёр в бензобак своей машины?

Дети: Шофёр наливает бензин.

Логопед: Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Давайте представим, что у нас вот в этой тарелочке прокисший суп, а в этой чашечке совсем холодный чай. Кто выльет прокисший суп и чай и расскажет нам о своих действиях?

Дети: Дима выливает суп (чай).

Физкультминутка.

Логопед:  Дети, посмотрите-ка на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли и цвели, их надо поливать. Давайте возьмём лейку и польём их.

Дети поливают по цветочку, остальные комментируют действия товарища: Маша поливает цветок.

Логопед: А что поливает садовник, дворник?

Дети составляют предложения: Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поливает дорожку, улицу.

Логопед ещё раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» часть слова по-, выражающая другое действие.

  1. Игра «Кто самый внимательный?»

Логопед: А сейчас мы поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова (на, налить, по,  полить, по, вы, вылить, на).

А теперь исправьте ошибки. В предложениях части слова на-, по-, вы- перепутались между собой.

- Мама поливает суп.

- Садовник наливает клумбу.

- Паша поливает молоко.

- Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действием и интонационно выделяют префиксы глаголов.

  1. Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложения по картинкам: врач – лекарство, шофёр – канистра, девочка Маша – сок, дедушка – чай, садовник – цветы, папа – вода.

Логопед: У вас на столе конверты с картинками. На счёт «раз» возьмите конверты. На счёт «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счёт «три» составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-действий: наливает, выливает, поливает.

Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофёр наливает бензин.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы выполняли разные действия и составляли предложения. Назовите, какие действия вы выполняли? (С префиксами на-, по-, вы-).



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Транспорт

Третий год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

ЗАДАЧИ:

1) обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»;

2) закреплять умение составлять описательные рассказы об автомобилях, используя опорную схему;

3) активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

4) закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

5) закреплять усвоение категории творительного падежа союзом с .

6) закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками;

7) закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

8) познакомить детей с многозначными словами. Объяснить разницу в значении этих слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

проектор или экран; презентация в программе Power Point к занятию; видеоролик про автомобили ; компьютерная программа «Развитие речи. Учимся правильно говорить»; «водительское удостоверение» на каждого ребенка; игрушечные автомобили; картинки на тему «транспорт»; опорная схема для описательных рассказов; листы бархатной бумаги с контурами разных машин; клубки ниток на каждого ребенка; мяч; сигнальный кружок на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед обращает внимание детей на экран. Дети смотрят  видеоролик про автомобили.

Логопед:  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети: О транспорте.

Логопед: Правильно, о транспорте.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран.

А как вы думаете, какой бывает транспорт?

Дети: Транспорт бывает наземным, водным и воздушным.

Логопед: Верно, транспорт бывает наземным,  водным и воздушным. Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный,  водный. Индивидуальные ответы детей

Логопед обращает внимание детей на экран

Проводится игра «Дружит или не дружит».

На экране по  три картинки.

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Самолет «дружит» с ракетой или котлетой?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

Дети должны сказать правильно и аргументировать свой ответ.

Логопед:  Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем, какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить».

Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

Логопед: А сейчас я вам предлагаю произнести звуки различного транспорта, но сначала нам нужно размять наш язычок, губки.                                  

Артикуляционная гимнастика

 «Пыхтит паровоз», «Лодочка качается на волнах», «Шторм на море», «Гребем веслом».

 «Лодочка», «Гудит пароход», «Вагон на рельсах», «Самосвал высыпает груз».

 «Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мостовой».Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

«Гудит поезд». Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»

«Сигналит машина». Произнесение слога би на одном выдохе: «Би-би-би-би»

 на экране картинки .

Логопед: Обратите внимание  на экран, что вы видите на картинке?

Дети: Хвост самолета и  лисий хвост .

Логопед: правильно это хвосты, эти предметы имеют одно название, но разное значение. Как вы думаете для чего  лисе и самолету хвост?

Дети: Лисе нужен хвост, чтобы следы заметать, а самолету чтобы удерживать самолет в воздухе.

Логопед: Как вы думаете для чего  крыло самолета? крыло птицы?

Как вы думаете для чего  нос теплохода? нос волка? нос человека?

Упражнение «Из чего-какой?» закончи предложения.

Логопед:  Ребята, посмотрите на экран.

Дверца из металла (какая?)

Дети: Металлическая.

Логопед: Руль из пластмассы (какой?)

Дети: Пластмассовая.

Логопед: Сиденье обшитое кожей (какое?)

Дети: Кожаное.

Логопед: Колесо из резины (какое?)

Дети: Резиновое.

Дети стоят около логопеда полукругом

Логопед: Ребята, давайте поиграем в

игру «Летит, едет, плывет». 

Поднять сигнальный кружок, если прозвучавшее слово относится к транспорту и назвать действие, совершаемое этим транспортом (самолет, пароход, такси, велосипед, лодка, лыжник, электричка, машина, конькобежец, трамвай, воздушный шарик)».

Упражнение «Что на что похоже»

 На ковре размещены две группы картинок.

Первая  группа картинок: Экскаватор, трактор, подъемный кран, руль, самолет, автомобиль.

Вторая группа: жираф, баранка, птица, крот, жук, конь.

Логопед: Ребята, вы должны подумать и сказать, что на что похоже. Выберите предмет из одной группы картинок и сравните его с предметом из другой группы картинок и объясните, почему вы так думаете.

Дети: Руль круглый, как баранка. Самолет похож на птицу, потому что он тоже имеет крылья, нос, хвост и летает. Экскаватор похож на крота, потому что он роет землю. Автомобиль похож на жука формой, оба двигаются и гудят. Трактор и конь пашут землю. Подъемный кран похож на жирафа, потому что он тоже высокий и большой.

Физкультминутка 

«Шофер» (проводит один из детей)

Едем, едем на машине,

(движения рулем)

Нажимаем на педаль,

(сгибать и вытягивать ногу)

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли:

Влево, вправо - чистота.

(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)

Волосы ерошит ветер.

(шевелить пальцами)

Мы шоферы хоть куда!

(поднять большой палец)

Логопед: А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины).А кто знает, что такое автомагазин?

Дети: Автомагазин - это магазин, где продаются машины.

Повторение шуточного стихотворения.

Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),

(Въехали, съехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),

Яму... (объехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),

Мост... (переехали) и дальше... (поехали).

От моста... (отъехали) и дальше... (поехали).

Ехали мы, ехали, до дома... (доехали),

Во двор... (заехали), вот и... (приехали).

Логопед проводит

игру с мячом «Один-много».

- На витрине грузовик, а в магазине... (грузовики).

- На витрине микроавтобус, а в магазине... (микроавтобусы).

- На витрине легковой автомобиль, а в магазине... (легковые автомобили).

- На витрине милицейская машина, а в магазине... (милицейские машины).

- На витрине спортивный самолет, а в магазине... (спортивные самолеты).

- На витрине мотоцикл, а в магазине... (мотоциклы).

Упражнение «Расскажи-ка»

Логопед: Для того, чтобы купить автомобиль и им управлять, необходимо иметь водительское удостоверение, права. Права получает тот, кто хорошо знает свою машину, сможет хорошо описать ее (по опорной схеме). Вам нужно объединиться в пары, выбрать понравившуюся машину. Я - продавец.

Дети «покупают машину» и по парам составляют описательный рассказ по опорной схеме. Затем вручаются «водительские удостоверения» каждому за хороший рассказ.

Логопед: Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

Дети на листе бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин выкладывают нитью машину по контуру.

Итог занятия.

Логопед: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: …

Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.  Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали.

Дети прижимают кулачок к уху.

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи.

ЦЕЛЬ: Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать общую моторику.
  2. Учить согласовывать движения с речью.
  3. Развивать мыслительную деятельность.
  4. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.
  5. Учить имитировать голосом особенности зверей.

ОБОРУДОВАНИЕ: маски зверей (лисы, белки, медведя, зайца, волка), картинки (лисы, волка, зайца, медведя, белки, части тела этих животных, жилища этих животных).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Логопед: Отгадайте загадки.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу, на старом дубе,

Орешки я грызу. (Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу. (Медведь).

Рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Каким словом можно назвать всех этих зверей?

Дети: дикие животные, лесные звери.

Логопед: У каждого большого зверя есть детёныши. Давайте назовём их.

Дети называют детёнышей зверей.

  1. Игра «Найди свою маму».

 Логопед  раздаёт детям маски животных. Каждый ребёнок надевает на себя маску и зовёт своего детёныша голосом, имитирующим особенность зверя, чья маска на нём надета.

Дети: Я лиса. Где мой лисёнок?   Я белка. Где мой бельчонок?   Я медведица. Где мой медвежонок? И т.д.

  1. Физкультминутка.

Зайцы скачут: скок-скок-скок.

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идёт ли серый волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, подтянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  1. Игра «Чей хвост, чьи уши?»

Выставляются картинки с изображением зверей.

Логопед  спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у всех этих зверей? (морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья.    Это волк. Чья морда? – Волчья.   Чей хвост? – Волчий, лисий.   Чьи лапы? – Волчьи, лисьи.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.п..

Детям раздаются картинки с изображениями животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки.

  1. Игра «Найди свой домик».

Логопед: Все звери живут в домах, которые по-разному называются: конура, нора, гнездо, берлога. Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных.

Дети: Это лисий хвост. Мой зверь – лиса. Она живёт в норе.   Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живёт в дупле. И т.д.

  1. Итог занятия.

Логопед  выставляет 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она лишняя.

(лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

Беличья морда, медвежьи лапы, вол, заячьи уши).



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЗИМА.

Второй год обучения. Дети с III уровнем речевого развития. Второй период обучения (декабрь –март). Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи.

ЦЕЛЬ: Учить детей составлять рассказ по теме «Зима».

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать слуховую память.
  2. Учить образовывать прилагательные от наречий и наоборот.
  3. Учить составлять простые распространённые предложения.
  4. Учить согласовывать движения с речью.
  5. Развивать мыслительную деятельность.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, картинки для составления предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто запомнит и повторит слова:

- Холодная, морозная, снежная зима.

- Белый, пушистый снег.

- Холодные, крупные снежинки.

- Прозрачный, гладкий, ровный лёд.

- Холодный, сильный ветер.

- Снегири, воробьи, синицы.

  1. Беседа о зиме.

 Логопед: Я вам загадаю загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?  (Зимой)

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Какая погода стоит зимой?

Дети: Холодная.

Логопед:  Если зимой холод, то какая это зима?

Дети: Холодная.

Логопед: Что выпадает зимой?

Дети: снег.

Логопед: Если зимой снежно, то значит зима какая?

Дети: Снежная.

Логопед: А если зимой морозно, то какая зима?

Дети: Морозная.

Аналогично от наречий: рано, поздно, метельно – ранняя, поздняя, метельная.

Логопед: Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним всё, что мы рассказали. Какая зима?

Дети: Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная.

Логопед:  А если зимой очень-очень холодно, дуют сильные ветры, то такую зиму называют «студёная».

А сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.

Дети составляют предложения о зиме, разглядывая картинки (снег, дом, деревья и т.п.).

Логопед:  Вы говорили, что зимой падает снег. А какой он, снег?

Дети: Белый, пушистый, лёгкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый, скрипучий.

Логопед: Какие бывают сугробы?

Дети: Большие, высокие, пушистые, мохнатые.

Логопед: Давайте составим предложение о сугробах.

Дети: Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед: Что происходит с реками, озёрами, прудами зимой?

Дети: Они замерзают. Покрываются льдом.

Логопед: Какой бывает лёд?

Дети: Твёрдый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий.

Логопед: Значит реки и озёра покрываются прозрачным, скользким льдом.

  1. Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)

 И под горкой снег, снег.          (приседаем)

 И на елке снег, снег,                 (встаем, руки в стороны)

 И под елкой снег, снег.            (обхватываем себя руками)

 А под снегом спит медведь,   (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

 Тише, тише, не шуметь           (пальчик к губам, шепотом),

  1. Помогите птицам.

Логопед:  А птицы зимой есть? Какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, синицы, вороны и т.д.

Логопед: Если эти птицы у нас зимуют, то как их называют?

Дети: Зимующими.

Логопед: Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

Дети: Холодно. Голодно.

Логопед: Давайте составим предложения о том, как птицам зимой.

Дети: Зимующим птицам холодно и голодно.

Логопед: А как можно помочь птицам зимой?

Дети: Сделать кормушку.

  1. Составление предложений по сюжетным картинкам и объединение их в рассказ.

У каждого ребёнка на столе лежит конверт с сюжетной картинкой.

Логопед предлагает каждому ребёнку составить предложения по картинке, а затем объединить их в связный рассказ.

Например: Наступила холодная, снежная зима. Выпал блестящий, пушистый снег. Появились мягкие сугробы. Реки и озёра покрылись прозрачным твёрдым льдом. Зимующим птицам холодно и голодно. Дети повесили птицам кормшку.

  1. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы составляли предложения о зиме и рассказы. А кто помнит, какое новое слово мы узнали о зиме? Какая она бывает, когда очень-очень холодно и дуют сильные ветры?

Вам хочется помочь птицам зимой? Тогда вы тоже можете сделать кормушки и насыпать в них птичкам корм. 



Предварительный просмотр:

ТЕМА: Наш дом.

Третий год обучения (подготовительная группа). Второй период обучения.

Фронтальное занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи.

ЦЕЛЬ: Обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать развивать связную речь.
  2. Продолжать развивать внимание, мышление.
  3. Продолжать учить сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.
  4. Формировать  навыки сотрудничества и взаимодействия.

ОБОРУДОВАНИЕ: игра «Кто где живет?», картинки с изображением жилища человека, одноэтажный и многоэтажный дома, игра «Строительные профессии».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Кто где живет?».

- Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живет?

- Где живет лиса? ( Лиса живет в норе)

( волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т.д.)

  1. Образование родственных слов.

– А где живет человек? (В доме)

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

- Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

- Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ».

  1. Расширение словаря за счёт пассивного словарного запаса.

– В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке).

- Кто строит дома? (строители)

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник).

  1. Дидактическая игра «Кто что делает?»

Логопед показывает картинки с изображением людей разных строительных профессий, а дети называют  слова-действия.

- Что делает каменщик? (Каменщик строит, возводит стены) и т.д.

  1. Физкультминутка.

- Давайте поиграем в игрушечную стройку.

Получили мы подарки:                         Дети изображают, как выкладывают

Кирпичи, бруски и арки.                       предметы из коробки.

Из коробки мы берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,             Дети садятся на корточки,

Без цемента из раствора.                        постепенно выпрямляясь,

Дом растет все выше, выше,                  а потом встают на носки.

  1. Образование прилагательных.

– Ребята, а как называется жилище Бабы-Яги?

- Надоело Бабе-Яге жить в своей избушке на курьих ножках. Села она в ступу и полетела в город, посмотреть в каких домах живут люди.

- В городе много разных домов: одноэтажных и многоэтажных. Сравните одноэтажный и многоэтажный дом. Найдите отличия. (сравнение домов)

- Какие еще дома увидела Баба-Яга? (детям раздаются картинки домов с разным количеством этажей)

- Посчитайте, сколько этажей в доме, скажите какой дом?

(В этом доме 5 этажей. Он пятиэтажный.)

– Понравились Бабе-Яге эти дома  и решила Яга построить себе новый дом, а из чего не знает.

- Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)

- Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                 из пластмассы -                 из бумаги -

из камня –                  из металла -                        изо льда -

из глины —               из стекла -                           из дерева –

 – Прилетела Баба-Яга в лес и стала рассказывать Лешему, что она видела.

-Правильно ли она говорила, если нет, то исправьте.

Около школы строит (кирпич) дом.

Оля живет в (бетон) доме.

На опушке леса стоит (дерево) дом лесника.

Мама сделала для куклы (бумага) дом.

В (стекло) домике живут разноцветные рыбки.

Поросенок Наф-Наф построил (кирпич) домик.

Снежная Королева живет в (лед) дворце.

У куклы Барби (пластмасса) домик.

У Бабы-Яги (дерево) избушка.

  1. Итог занятия.

Логопед: Вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось? Логопед отмечает, что у детей получилось на занятии, а что не очень. И подводит итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...

КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Мебель"

подгрупповое занятие в средней комбинированной группе для детей с ОНР, формирование лексико - грамматического строя речи....

КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматического строя речи "Осень"

подгрупповое занятие в подготовительной комбинированной группе для детей с ОНР, формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи....

«Лунтик и его друзья» - конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми среднего возраста.

Приложение 3 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...