Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 03_konspekt_zanyatiya.docx512.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию лексико - грамматического строя речи

для детей старшей группы с ОНРи стертой формой дизартрии

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

—  учить детей  подбирать признаки  к слову «осень»  и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

—  развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

—  уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

—  закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

—  упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитательные:

—  воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

—  формировать эстетическое восприятие осенних картин.

Оборудование: Презентация «Осень», разрезные картинки,  мяч, игрушка Ёжик, раскраски,  спокойная музыка.

Предварительная работа: заучивание стихотворного материала, чтение рассказов об осени.

Используемые технологии: игровая технология, ИКТ,  здоровьесберегающие.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Оргмомент.

 Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

  1. Введение в тему.

 «В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти».
Л: Хотите отправиться в осенний лес?

В лес отправимся гулять, 
Будем весело шагать. 
По тропиночке пойдем,
И приметы назовем.

(Все ответы должны начинаться со слова осенью)

Л:Осенью день становится короче, а ночи длиннее.

3. Игра «Подбери признак, действие»

Мы с вами на лесной полянке. А хозяйка здесь осень. Расскажите, что вы о ней знаете?  (По картинкам)

Небо осенью какое?  (осеннее, хмурое, серое, пасмурное)Слайд №3

Листья какие?            (осенние, красные, желтые)Слайд №4

Дождь какой?            (осенний, холодный, сильный, моросящий)

Ветер какой?              (осенний, холодный, сильный)Слайд №5

Какие дни?                  (осенние, холодные, пасмурные, солнечные)

Погода какая?             (осенняя, теплая, холодная, дождливая, ветреная)

     Что делают листья? (падают, кружатся, опадают)

     Что  делает ветер?    (дует, срывает листья, воет)

      Что делает дождь?   (стучит, идет, поливает, капает)

Что происходит с травой, цветами?  (вянут, сохнут)

4. Дыхательные упражнения.

Л: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) 

Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Л: Дует легкий ветерок -ф-ф-ф...И качает так листок -ф-ф-ф...Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок-ф-ф-ф...И качает так листок-ф-ф-ф...Активный выдох.

5. Игра «Назови ласково» (с мячом)

Л:Осенний ветерок прикатил нам мяч, хочет с нами поиграть.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Как нам ласково сказать?

Лист – листочек,

Гриб – грибочек,

Ягода – ягодка,

Дерево – деревце,

Трава – травка,

Куст – кустик,

Пень – пенёк,

Облако – облачко.

6. Пальчиковая гимнастика. Ребята, ветерок пригнал нам тучку. И пошел дождик.

“Капля раз, капля два. (пальчиками стучат по столу)

Очень медленно сперва. 

А потом, потом, потом, (быстрее)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (разводят руки в стороны)

От дождя себя укрыли”. (руки полукругом над головой)

7. Массаж лица.

Дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

Дождик, дождик, веселей

Ототсередины лба к вискам.

Кап     Капай, капай не жалей!

Вок  вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вис  вискам).

Тол   Только нас не замочи!

По помышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Зря  Ив окошко не стучи!

Ототсередины подбородка к ушам.

Заканчивается массаж поглаживающими движениями.

 ( Звучит музыка)

7.Игра «Один – много»  Шалун ветер поиграл, и картинки разбросал, вы картинки соберите и когда их много назовите.

( Дети на ковре в зале собирают разрезные картинки. Конверты с картинками под осенними листьями, работают под музыку) Собрав картинку называют предмет ГРИБ.  Логопед  спрашивает, а в лесу много ГРИБОВ.
Гриб – грибовягода - ягод
Дерево - деревьевкуст - кустов
Лист - листьевлужа - луж
Дождь - дождейветка - веток
Зонт -зонтовтуча – туч

8. Физкультминутка  «Листики осенние»

9.Игра «Краски» Упражнение в составлении предложений.

Л:Ребята, посмотрите, под  кустиком сидит Ёжик.(у ёжика раскраски с изображением осенних предметов)

Ёжик, а почему ты такой грустный?

Ребята, Ёжик не может подобрать краски для осенних  картинок.

Не переживай, ребята тебе помогут.

Какой цвет краски для осенних  картинок вы выберите?

Я выбираю желтый цвет и раскрашу листья.

Я выбираю серый цвет и раскрашутучи.

Я выбираю красный цвет и раскрашу яблоко.

Я выбираю оранжевый цвет и раскрашу листья.

Я выбираю фиолетовый цвет и раскрашу сливы.

Я выбираю красный цвет и раскрашу ягоды.

Л. Ребята, если у Осени много разных красок, значит осень какая? Разноцветная.

10. Итог.

Ребята, мы помогли Ёжику и он подарил нам раскраски. Но нам пора возвращаться в группу.

Где мы были с вами?

Что вам понравилось?

Картинки по запросу раскраски зонтик

Картинки по запросу раскраски листья деревьев

Картинки по запросу раскраски листья деревьев

Картинки по запросу раскраски яблоко

Картинки по запросу раскраски сливы

Картинки по запросу раскраски облака

Картинки по запросу раскраски грибы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...