Опыт работы
занимательные факты по логопедии (старшая группа) по теме

«Технология БОС как средство оздоровления

дошкольников и повышения эффективности

логопедической работы в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое учреждение

«Комитет по образованию, делам молодёжи Администрации г. Белогорск»

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное  учреждение детский сад № 7

комбинированного вида.

Опыт работы

учителя – логопеда

по теме:

«Технология БОС как средство оздоровления

дошкольников и повышения эффективности

логопедической работы в ДОУ»

    Составил: Головкова  А.С.

                                                                                                                       МДОАУ №7

                                                                                                   учитель - логопед

г. Белогорск

2013 год.

Речь - драгоценный природный дар, благодаря которому человек приобщается к познанию, получает образование, достигает почета и положения, обретает любовь, дружбу, уважение.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остаётся мало выразительной, бедной. Ребёнок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучению чтению, письму, счёту. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном

возрасте.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ, в семье.

Я хочу поделиться с вами методами и формами работы с детьми по развитию речи  у детей, которые я применяю в своей деятельности.

В своей практике, обучаю комплексам пальчиковой и игровой артикуляционной гимнастики, дидактическим играм для закрепления звукопроизношения, играм на развитие лексики и грамматики.

Логопедическая работа ведётся по следующим направлениям: организационно – методическое, диагностико - коррекционное, координация работы с семьёй, детским садом, воспитателями, оснащение логопедического кабинета, самообразование и повышение квалификации. Коррекционное воздействие осуществляется на основе четко спланированной работы учителя-логопеда.

Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной  на  коррекцию и  компенсацию речевых нарушений, развитие правильного дыхания через использование метода биологической обратной связи.

Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами.

Основная цель работы – ознакомить педагогическое сообщество с         методом БОС, как одним из вариантов здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Формирование у детей нового типа дыхания;
  2. Автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
  3. Развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний;
  4. Снизить заболеваемость и оздоровить организм ребёнка, усиление выносливости;
  5. Социальная адаптация дошкольника, развитие волевых качеств личности: активности, сознательности, целеустремлённости, усидчивости.

В 2011 г. творческой группой детского сада был разработан проект «Детский сад – БОС», после был выигран гранд на сумму 550 тыс. руб.

  На эти средства было приобретено два комплекса оборудования: кабинет «БОС-Здоровье» и «Логотерапевтический кабинет».

В феврале 2012 года я обучалась в Негосударственном Образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи».

Комплекс логотерапевтический состоит из аппаратной части и программного обеспечения:

Аппаратная часть:

  • Преобразователь измерительный биоэлектрических и биомеханических сигналов организма человека для работы с ПК по методу биологической обратной.
  • Кардиодатчик – датчик частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначен для регистрации сигнала ЭКГ с поверхности грудной клетки.
  • Датчик частоты дыхания (ЧД)- предназначен для регистрации дыхательных движений брюшной стенки.
  • Микрофон – регистрирует и усиливает звуковой сигнал (речь пациента).

Программное обеспечение:

Лицензионное программное обеспечение «Кардио-Лого 2.1» (правообладатель – ЗАО «Биосвязь»).

Датчики регистрации ЧСС и ЧД легко и просто крепятся на теле человека.

Датчик ЧСС устанавливается при помощи ремня на поверхность грудной клетки

Датчик ЧД устанавливается на передней брюшной стенке обнаженного тела или поверх одежды.

Метод БОС дает возможность вылечить у дошкольников:

  • заикание;
  • логоневрозы;
  • алалии, афазии;
  • дисграфию, дислексию;
  • ринолалию, ринофонию;
  • расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани);
  • функциональные нарушения голоса;
  • нарушение темпа речи;
  • речевую тревогу;
  • расстройства речи с нарушением слуха и зрения.

Также его применение весьма эффективно для подготовки детей к школе (в качестве защиты от первичного стресса), укрепления центральной нервной системы, развития речи дошкольников. И в профилактических целях – для предупреждения нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, для оздоровления организма в целом.

Относительными противопоказаниями являются:

  • возраст ребенка младше 4,5 лет;
  • повышенная судорожная готовность и выраженные органические поражения головного мозга;
  • сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения;
  • острые инфекционные заболевания.

Как правильно дышать?

  • Вдох осуществляется через нос медленно, живот при этом надувается;
  • Плавно без паузы переходим к выдоху;
  • Плавный медленный выдох через рот, губы полусомкнуты (сложены трубочкой), живот при этом втягивается;
  • Выдох продолжительнее вдоха при мерно в 2 раза;
  • За выдохом без задержки наступает фаза вдоха. 

"Перспективное планирование оздоровительно коррекционных занятий на тренажере БОС логотерапевтический" включает в себя несколько этапов:

  • овладение техникой диафрагмального релаксационного дыхания (дыхание животом; далее – ДРД), 2–3 занятия;
  • формирование навыка ДРД с максимальной ДАС по БОС, 5–7 занятий;
  • работа над основными компонентами речи, 4–5 занятий;
  • формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи, 10–12 занятий;
  • закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5–6 занятий.

Продолжительность основного курса коррекции речи и функционального состояния составляет 35-40 занятий. В случае необходимости рекомендуется дополнительный поддерживающий курс, который проводится в течение года.

Система логопедической работы строится следующим образом:

1. Работа с детьми:

- диагностика;

- профилактика речевых расстройств (речевые разминки);

- индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность согласно заключению.

2. Работа с педагогами:

- консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

- выступления на педсоветах, методических объединениях.

- консультации согласно плану и по индивидуальным запросам;

- выступления на родительских собраниях.

3. Работа с родителями:

  • проведение вводной беседы о методике БОС;
  • раздача памяток с правилами дыхания ДРД;
  • посильные задания на дом;
  • приглашение родителей на занятия ребенка со специалистом БОС;
  • совместное обсуждение результатов коррекции речи;
  • оформление стенда для родителей;

4. Самообразование:

- Своевременное ознакомление с инновационными программами и  технологиями. Систематический обзор дефектологической и периодической литературы.

- Активное участие в семинарах, ярмарках и методических объединениях.

- Участие в различных конкурсах.

        

Как показывает наш опыт работы в детском саду, использование логотерапевтического кабинета БОС в коррекционном процессе способствует формированию функционального состояния, совершенствованию и коррекции речи обучающихся. Использование метода БОС в коррекционно-развивающей работе позволяет улучшить общее звучание речи у детей-логопатов; значительно устранить тревожные и невротические состояния; речевую неуверенность; улучшить показатели нарушенных речевых функций; сократить частоту нарушений темпоритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата; расширить активный и пассивный словарь.

Результаты сравнительной диагностики детей

в конце учебного года

                на разных этапах 2010 – 2013 гг.

       сентябрь 2010 – май 2011                            январь 2012 – апрель 2013

              (Без занятий БОС)                                    (с применением БОС)

Таким образом, результат сравнительной диагностики показал положительные результаты коррекционной работы, что тем самым  подтверждает  продуктивность применения метода биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Следовательно, опыт работы, направленный на коррекцию звукопроизношения состоялся, и принёс положительный результат. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем применения БОС технологии.

Правильное дыхание положительно влияет на организм дошкольника – улучшается сон, память, усидчивость, уменьшается заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, правильное дыхание необходимо всем.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...