Интеграция образовательных областей
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Гуцал Ирина Юрьевна

Из опыта работы учителя-логопеда ( старший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей  в работе учителя-логопеда по преодолению системного нарушения речи детей (коммуникация, физическая культура).

Реализация принципа интеграции образовательных областей - это обязательное  условие  при выполнении основной общеобразовательной Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23.11 2009г.). В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как  "Познание",  " Коммуникация", "Физическая культура" и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке  к обучению в школе, развитии познавательных процессов в  целом. Вот почему, на занятиях логопеда, наряду с традиционными задачами, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные занятия, совместные занятия  с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

Дети с системным недоразвитием речи часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков.  Общая неловкость и раскоординированность логопатов  тесно связаны с нарушениями  тонкой моторики рук. Незрелая зрительно-двигательная координация вызывает нарушение  темпоритмических характеристик речи. Всё это ведёт к затруднениям  формирования оптико-пространственного  гнозиса и практиса.

Нельзя не использовать возможность совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с недостатками речи, с задачами развития речи и профилактики дисграфии.

 Обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры стараемся наполнить коррекционно-логопедической составляющей. Оборудование, находящееся в физкультурном зале, открывает для этого дополнительные возможности. Нарушенная при дизартрии (среднюю или лёгкую степень имеет большинство детей в группе) моторная сторона речи, сопровождаемая спастичностью, дистонией или гипотонией артикуляционной и общей моторики, благотворно отзывается на любое увеличение двигательной активности и посменности действий.  Оптимизация эмоционального  фона, элемент соревновательности так же значительно помогает в работе.

В физкультурном зале проводим как фронтальные, так и индивидуальные занятия.

На занятиях в физкультурном зале используем:

- эстафеты по содержанию тем ознакомления с окружающим («Соберём урожай», «Одень Машу и Мишу», «В море и в реке», «Маму ждут малыши»), по обучению грамоте («Соберём слово», «Слоги встаньте в ряд»),  дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал - слово назвал», «С кочки на кочку»);

- игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или  в конце слова («Заяц, сова, цапля (         звуки З - С – Ц)», «Жук жужжит, комар звенит ( звуки Ж – З)»);

-  игры на внимание с мячом на развитие грамматической компетенции, расширение словаря («Летает - не летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное»);

-  командные игры на дифференциацию гласных, согласных твёрдых и мягких звуков («К  домику – беги», «Отбей мяч – назови слово», «Звуковой боулинг», «Ловишки с хвостиками»);

 -  традиционные подвижные игры, дополненные лексико-грамматическим содержанием («У медведя во бору», «Заяц без логова»);

- логоритмические упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие лексико-грамматической компетенции;

- элементы дыхательной гимнастики  Стрельниковой.

 В группе стараемся не забывать о  необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней подвижности и основные движения включаются не только в динамическую паузу, но и в другие части занятия, повышая продуктивную деятельность   детей.

С включением движений легче проходят заключительные  этапы автоматизации и дифференциации звуков. Игры с предметами («Кольцеброс», «Дартс», «Лабиринт») позволяют ребёнку отвлечься от основной задачи, повышают интерес к занятию и снижают утомляемость.

В помощь воспитателям группы, работающим по реализации долгосрочного комплексного информационно-творческого Проекта «Движение – жизнь», были определены задачи по расширению словаря и развития лексико – грамматическических компетенций, подобрана литература, пословицы, поговорки.

Не забываем о сотрудничестве с родителями. Проводим консультации («Движение и речь», «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми проблемами»), открытые просмотры НОД, индивидуальные консультации.

Участвуем в работе Семейного спортивного клуба «Гармония», ходим в походы.

Опыт работы наглядно доказывает, что организация итегративных форм работы позволяет учителю - логопеду наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.

Интеграция образовательных областей  в работе учителя-логопеда по преодолению системного нарушения речи детей (коммуникация, познание – формирование элементарных математических представлений).

Реализация принципа интеграции образовательных областей - это обязательное  условие  при выполнении основной общеобразовательной Программы дошкольного воспитания в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23.11 2009г.). В работе учителя-логопеда для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как  "Познание",  " Коммуникация", "Физическая культура" и др. Только такая организация учебного процесса позволит обеспечить всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке  к обучению в школе, развитии познавательных процессов в  целом. Вот почему, на занятиях логопеда, наряду с традиционными задачами, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные занятия, совместные занятия  с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счёта, не усвоив соотношение части и целого. На логопедических занятиях дети должны научиться подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием  элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля  заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Знакомство с предлогами и введение их в речь требует осознания положения предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов опирается на сформированные представления о размере и т. д.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи является  насущной задачей для учителя-логопеда. Работать в этом направлении начинаем с  самых первых занятий, ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память тесно  связаны с возможностью установления связей и закономерностей.  

Формирование навыков и умений происходит в процессе различных игр и упражнений:

- для  формирования линейных представлений проводим дидактические игры с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

 - учим детей ориентироваться:

            на листе бумаги («Поймай фигуру» – назвать геометрическую фигуру, цвет размер, «Слева, справа, в середине», «Графический диктант»),

              на теле («Сделай так», «Закрой глаза и повтори»),

              в пространстве  («Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше»),

              времени («Делу время», «Весёлая неделька»);

- сравниваем графическую структуру букв и цифр («Четвёртый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

- отрабатываем порядковый и количественный счёт одновременно с  согласованием имён существительных с  именами числительными  и именами прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи – «запоминалки»;

- подбираем логоритмические упражнения с учётом  решаемых задач. Дети любят считалки (как современные, так и фольклорные), загадки – «вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

Стихов накопилось много, часто детские высказывания ложатся в их основу, дают толчок фантазии логопеда.  

Пример авторских стихов, используемых на занятиях .

Поезд.

Вот едет наш поезд, колёса стучат.

В первом вагоне коровы мычат.

В третьем вагоне крякают утки.

В четвёртом – Василий играет на дудке.

В пятом  вагоне свет погасили.

Какой же вагончик мы пропустили?

Танины щенки.

Пять щенков у нашей Тани.

Первый спрятался в чулане.

Где второй? Залез в подвал!

Третий платье разорвал.

А четвёртый непоседа

Птичьим кормом пообедал.

Пятый – белый – весь в сметане…

Нет покоя нашей Тане!

Ленивый Стас.

В понедельник утром рано

Стас вздохнул и встал с дивана.

А во вторник он оделся,

Каши рисовой наелся…

В среду Стас вздохнул опять

И пошёл портфель искать.

Весь четверг он рисовал,

Очень к пятнице устал.

Отдохнуть прилёг в субботу,

Отложив свою работу.

Воскресенье всё проспал.

В школу так и не попал!

Слева, справа.

Топнем правою ногой,

Топнем левою ногой!

Справа – дождик моросящий,

Слева – радуга дугой.

Хлопнем правою рукой,

Хлопнем левою рукой!

Справа лес шумит зелёный,

Слева – поле за рекой.

Левым глазом подмигнём,

Правым глазом подмигнём!

Слева – камень на тропинке,

Справа – ветка с воробьём.

1.Название проекта:________________________________________________

2.Тематическое поле:_______________________________________________

3.Проблема:________________________________________________________

4.Цель:___________________________________________________________

5.Задачи:_________________________________________________________

6.Сценарий  совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):

7.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________________________________

8.Вид проекта:______________________________________________________

9.Состав участников:________________________________________________

10.Межпредметные связи:

Название раздела программы

Содержание

Задачи

 11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:_______________________________________________________________

12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_______________________________________________________________

 13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Аналитический

Практический

Презентационный

Контрольный

 14.Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

Сроки

Занятия

Наблюдения

Экспериментирование,

моделирование

Экскурсии

Самостоятельная работа с родителями

Групповое обсуждение

1И5.Форма проведения презентации:___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...