Развиваем речь играя
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Баринова Светлана Валерьевна

Консультация для родителей старшей логопедической группы, как развивать речь ребёнка, общаясь с ним в повседневной жизни. Как можно сделать это в интересной игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развиваем речь играя».

 (старшая логопедическая группа)

Игра – прекрасное средство развития целого спектра разнообразных способностей. Ребёнок, периодически участвующий в различных играх, всё время совершенствуется, воспринимая себя как растущего, любознательного человека.

Своеобразие дидактической игры заключается в возможности обучаться, упражняться и развивать способности в доступной и привлекательной для детей форме. Игра, как и всякая практическая деятельность, помогает закреплять знания, создаёт такие обстоятельства, в которых дети, применяя полученные знания, учатся использовать их в разных условиях и тем самым ещё больше закреплять их.

Сегодняшняя жизнь уже никого не удивляет своим растущим день ото дня темпом, своей катастрофической нехваткой времени. Это отражается и на наших детях. К сожалению, очень часто мамы мало уделяют времени для помощи ребёнку с домашним заданием. А логопедия невозможна без домашних заданий. К новым формам логопедических упражнений можно отнести создание логопедических «придумок», игровых заданий, основой которых служит окружающая детей обстановка, то, что находится в непосредственной близости от мамы с ребёнком в какое-то определённое время, например, утром по дороге в детский сад, магазин, в самом магазине, дома за ужином, во время купания… Одним словом, везде, где находится мама вместе с ребёнком и может уделить ему 5 – 10 минут качественно общения. Эти маленькие кусочки мозаики при условии определённой степени постоянства непременно сложатся в «картину» и дадут очень хорошие результаты для речевого развития ребёнка. Как же выглядят эти игровые упражнения? Они представляют собой определённую речевую модель, образец, на который, как на нитку, ребёнок нанизывает свои «бусинки-придумки». В одной речевой модели решаются сразу несколько логопедических задач. Имея очень небольшую практику, вы сможете найти массу вариантов здесь, рядом, как говорится, под рукой. Не понадобятся книжки и тетрадки, не нужно много времени и специально отведённого места, необходимо только чуточку внимания и терпения, и непременно будет результат, не говоря уже о массе положительных эмоций, которые вы получите от общения с собственным ребёнком.

Ниже приведены варианты логопедических «придумок».  

Игра «Дни недели».

Какой сегодня день недели? – Понедельник. А после понедельника, какой день недели? – Вторник. А перед понедельником? – Воскресенье. А между понедельником и средой. Вторник.

 Ребёнок ориентируется во времени. Понимает, что такое «после», «перед», «между». Это помогает ориентироваться и в пространстве. Развивает память, логическое мышление.

Игра «Времена года».   

Игра «Разведчики». «Где находится предмет».

Изучаем и закрепляем предлоги «за», «из», «из-за», «на», «над», «под», «из-под», «перед», «между». 

Если ребёнок не употребляет предлоги, значит - он не понимает значение этих предлогов. Не ориентируется в пространстве. Не будет понимать смысл задач.

Давай сегодня поиграем в разведчиков. Нам необходимо точно установить месторасположение предметов, которые находятся у нас на пути. Я буду задавать вопросы, а ты будешь чётко на них отвечать, чтобы мы с тобой всё точно запомнили.

Где едет машина? – По дороге. За чем едет машина? – За автобусом. Что едет перед автобусом? – Перед автобусом едет машина. Куда заходят люди? – Люди заходят в автобус? Откуда выходят люди? Люди выходят из автобуса.

А теперь давай посчитаем предметы.

Один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов. Пять машин. Пять деревьев. Пять домов. Пять столбов.

Закрепление форм склонения существительного с числительным.

Игра «Повар». 

Идёте из сада и обсуждаете меню. Какой суп сегодня был на обед?- Гороховый. А из чего варят гороховый суп? Из гороха. Если бы ты был поваром, из чего сварил бы суп. – Из грибов. Это какой суп? – Грибной. Из фасоли – фасолевый. Из картофеля – картофельный. Образование относительных прилагательных. Словообразование.

Тут же задание на согласование.

Запеканка из картофеля – картофельная запеканка.

Пюре из картофеля – картофельное пюре.

Суп из картофеля – картофельный суп.

Сок из яблок – яблочный сок.

Пюре из яблок – яблочное пюре.

Пастила из яблок – яблочная пастила.

Игра «Вершки – корешки».

Если ты повар, то должен знать у каких овощей какие части едят.

У картофеля едят вершки или корешки? – Корешки, то что находится в земле. А у кабачка? – вершки, то, что находится на земле.

Игра «Магазин». Обогащение словаря.

Нам надо купить молочные продукты. Из чего делают молочные продукты? – Из молока.  Какие молочные продукты ты знаешь? Творог, сметана, кефир, йогурт, сыр, мороженое, сливки, ряженка.

Мясные продукты. – Из мяса. Сардельки, сосиски, котлеты.

Мучные продукты. – Из муки.

 Расскажите: из чего делают муку. Макароны, хлеб, булочки, сухари, печенье.

Игра «Жадина». На согласование. Отрабатываем понимание рода.

Идём домой и про все предметы говорим это мой, моя, моё.

Это моя дорога. Это моё дерево. Это мой автобус.

Игра «Чьё это?». Образование притяжательных прилагательных.

Согласование прилагательных с существительными.

Это бежит собака, у неё есть хвост. Это чей хвост? Собачий хвост, собачья лапа, собачье ухо, собачья морда.

А каких ты знаешь ещё домашних животных? - Кошка. А у кошки есть лапа? Чья это лапа. – Кошачья лапа. Кошачий хвост. Кошачье ухо. Кошачья морда.

Игра «Назови ласково».

Одеваетесь в сад и называете все предметы одежды, обувь, головные уборы ласково. Повторите: это одежда, это обувь, это головные уборы. Куртка – курточка, кофта – кофточка, шарф – шарфик, шапка – шапочка, ботинки – ботиночки.                        

Давай сегодня все предметы называть ласково. Кошка – кошечка, лапа –лапка, машина – машинка, снег – снежок.

Игра «Подбери признак».

Сегодня мы будем описывать предметы. Мы идём и не замечаем, как вокруг интересно и сколько можно сказать о каждом предмете. Снег – белый, пушистый, мягкий, искристый, холодный, рыхлый, серебристый.

Игра «Один – много».

Я называю один предмет, а ты много. Дерево – деревья, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья.

Чтение сказок.

После прочтения сказки продумайте, какие вопросы вы зададите ребёнку. О ком рассказывается в сказке? Где они жили? Чем занимались? Вопросов должно быть много. А не один: «Ну, расскажи о чём эта сказка». Очень хорошо, если вы попросите ребёнка, чтобы он вам задавал вопросы по содержанию сказки.

Если ребёнок сам задаёт вопросы, значит, он понимает содержание сказки и помнит его. Подберите признаки к словам.

Чем больше человек употребляет прилагательных, тем его речь богаче.

Так приятно, когда ты можешь словами передать свои мысли, чувства, ощущения. Помогите детям ощущать полноту жизни, радость общения с другими людьми. Когда не можешь передать словами свои мысли, как будто наталкиваешься на препятствие. А как тяжело ребёнку, у которого маленький лексический запас, и ещё он не может связать эти слова в предложения. Он замыкается в себе, у него появляются комплексы. Общайтесь со своими детьми.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем речь, играя в подвижные игры» (методический сборник для воспитателей дошкольных учреждений)

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам пособие, основная цель которого помочь воспитателям, руководителям физического воспитания  активизировать речевую деятельность детей при организации подвижных иг...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Карточки для развития речи «Развиваем речь играя»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с...