Деловая игра "Учись говорить"
материал по логопедии по теме

Баканина Евгения Викторовна

В данной деловой игре наглядно представлены этапы исправления звукопроизношения. Ориентирована на воспитателей с целью ознакомления с основами методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Учись говорить»

   Когда мы считаем, что ребенок говорит правильно, мы, прежде всего, хоть и необоснованно, подразумеваем правильное звукопроизношение, а не уровень развития лексики и грамматики, ошибки в которых часто относим к детскому словотворчеству и возрастному становлению речи. Поэтому сегодня мы с вами воспроизведем весь процесс постановки и автоматизации звука, но в миниатюре.

   Участники делятся на 2 команды, придумывают название командам.

   Процесс постановки любого звука начинается с артикуляционной гимнастики. Главная ее цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции. Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука, поэтому важно не количество упражнений, а правильный их отбор и качество выполнения.

   Командам предлагается выполнить комплексы упражнений: одной для звука Р, другой – Ш.(см. приложение 1)

   Когда у ребенка выработаны точность, плавность, легкость, темп, сила движений, устойчивость перехода с одного движения на другое и имеется устойчивость конечного результата, наступает этап постановки звука.

   Каждой команде предлагается выполнить инструкцию по постановке звуков (соответственно Р и Ш, Р – механическим способом и от фрикативного; Ш – от Т и по правильному артикуляционному укладу).

   Звук поставлен и закреплен в произношении изолированно – следует этап автоматизации, главный принцип которого – от простого к сложному, т. е. от прямых и обратных слогов к предложениям и связной речи.

   Командам предлагается выполнить задания по автоматизации звуков (соответственно Р и Ш).  (см. приложение 2)

   При замене одного звука на другой звук русского языка необходимо параллельно проводить работу по развитию фонематического (речевого) слуха, которая заключается в формировании у ребенка правильного звукоразличения на слух и в произношении.

   Командам предлагаются задания по развитию фонематического слуха (см. приложение 3).

   Так как речевая зона КГМ находится в непосредственной близости и тесном взаимодействии с зоной, отвечающей за мелкую моторику пальцев и рук, полезно развивать в параллели с речью и руки для лучшего овладения правильным звукопроизношением.

   Командам предлагается вспомнить и показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.

   Подведение итогов игры (выигрыш-проигрыш), советы и рекомендации от участников.

Используемая литература:

  1. Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

  1. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика. Методическое пособие»

  1. Жукова Н. С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»

  1. ж-л «Ребенок в детском саду» № 3, 2010

  1. Комарова Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника»

  1. Комарова Л. А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника»

  1. Полякова М. А. «Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство»

  1. Спивак Е. Н. «Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»

  1. Спивак Е. Н. «Звуки Ш, Ж, Ч, Щ.  Речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»

                                                                                                       24 ноября 2010г.

                                                                                            Учитель-логопед Баканина Е. В.

Приложение 1

Комплекс упражнений для звука Ш

Лягушка и слоник

Лягушка улыбается, слоник вытягивает хобот.

Блинчики

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим обедать маму.

Лошадка

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Маляр

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

Качели

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Чашка

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Приложение 1

Комплекс упражнений для звука Р

Блинчики

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим обедать маму.

Лошадка

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Парус

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Грибок

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Дятел

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

Комарик

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

Приложение 2

Лабиринт

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени их названия по образцу. Образец: рукав — рукава. Какие слова не изменились?

Упражнение «Мой, моя, моё»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мое). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мой рубанок...)

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Приложение 2

Лабиринт

Упражнение «Угадай»*. Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Играют в... (шахматы).

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ш.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется несколько раз.)

Приложение 3

Сосчитать количество звуков Р в предложениях.

Проворонила ворона вороненка.  (4)

Радуга-коромысло над рекой повисло.  (3)

Погода размокропогодилась – размокропогодилась погода.  (4)

Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.  (4)

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.  (8)

Рома купил на рынке лук и морковь.  (3)

Арбузные корки Луша выбросила в ведро.  (4)

Сосчитать количество звуков Ш в предложениях.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.  (4)

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.  (6)

Сшила Саша Саше шапку.  (4)

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки. (2)

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.  (4)

На сонного мишку упала сосновая шишка.  (3)

Петушок сидит высоко на шесте. (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Контрольная работа По дисциплине: Культура деловой речи Тема: «Культура деловой речи»

План: 1.     Общая характеристика официально – делового стиля2.     Динамика нормы официально – деловой речи3.      Устная деловая...

Деловая игра для родителей "Кубанский говор"

Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков, а также диалектов постоянно прибывающих на Кубань жителей других областей Р...

Деловая игра для русскоязычных воспитателей "Дидактическая игра с использованием УМК "Говорим по-татарски"

С использованием в детском саду  программы "Говорим по-татарски" наши русскоязычные воспитатели прошли обучения по овладеню татарским языком. Они активно закрепляют с детьми пройденный материал в...

Деловая игра «Говорят звезды»

laquo;Сейчас много говорят о техническом мастерстве педагога, о том,что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но еще важнее... нравственный облик, манера общен...

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Деловая беседа - основной метод деловой коммуникации.

Профессиональная коммуникация в образовании...