Главные вкладки

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе "Тигруля учится рычать".
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Антикян Инна Владимировна

    Подробный конспект открытого индивидуального логопедического занятия, используемый на этапе автоматизации звука "Р" в предложениях и текстах. Игровая мотивация (помочь Тигруле)  обеспечивает  стойкий интерес ребенка к занятию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»

    п. Андра

    2012 г.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р]

    (подготовительная к школе группа)

                                                                                Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                                Антикян И.В.

    Цели: - коррекционно-образовательные:

    • закрепить навык правильного произношения звука[P] в слогах, в словах, предложениях, связной речи;
    • продолжить формировать навык описания игрушек и других предметов;
    • обогатить словарь: «чародей».

               - коррекционно-развивающие:

    • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; внимание, мышление  и  память;
    • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

                - воспитательные:

    • воспитывать интерес к речевым играм;
    • воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.

    Оборудование: письмо, картинка с зеркальцем, шапочка «тигр», игрушка тигренок, две    

    медальки синие с колокольчиком, ведерко с фасолью, игрушка щенок,           буква Р, открытка, картинки со звуком [Р], изображения 3-х домиков со схемами, картинка с изображением игрушечного грузовика, лабиринт, книжка – раскраска, воздушный шарик

    Ход.

    Этапы занятия

    Содержание этапов

    1. Организационный момент.

    2. Объявление темы.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    4. Анализ артикуляции звука.

    5. Характеристика звука.

    6. Автоматизация звука в изолированном виде, закрепление графического образа буквы.

    7. Динамическая пауза.

    8. Автоматизация звука в слогах.

    9. Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия.

    10. Автоматизация звука во фразе.

    11. Автоматизация звука в связной речи

    12. Итог занятия, домашнее задание.

    - Здравствуй, Маша! Я вижу, у тебя хорошее настроение, и хочу тебя порадовать. На твое имя пришло письмо. Тебе интересно его прочитать? (логопед читает письмо) «Привет, Маша! Приглашаю тебя на мой День Рождения, который состоится 1 января в 12:00. Но у меня есть одна проблема: мне исполняется 5 лет, а я еще не научилась рычать! Я узнала, что ты умеешь красиво выговаривать звук [Р], может и меня научишь? Если ты согласна, посмотри в волшебное зеркальце, и я окажусь рядом с тобой. Тигруля.»

    - Научим Тигрулю рычать? Тогда возьмем зеркальце и посмотрим, кто же в нем отражается?

    Раз, два, три! На Тигрулю посмотри!

    (Появляется игрушка тигр)

    Т. : - Здлавствуйте, а вот и я, Тиглуля! Давайте полычим!

    -  Здравствуй, Тигруля! Мы с Сашей будем рады тебе помочь!

    А чтобы было интереснее, она тоже превратится в тигренка (ребенок надевает на голову шапочку «тигр»).

    В учении должно быть все по порядку.

    Сейчас язычку нужно сделать зарядку.

    - К нам прикатился волшебный кубик с картинками – названиями упражнений для язычка.

    • Лошадка
    • Грибок
    • Гармошка
    • Машина буксует

     Ну вот мы  размялись и можем учить

                           Тигрулю красиво звук [P] говорить.  

    - Послушай, Тигруля, внимательно: Саша сейчас тебе расскажет, в каком положении находятся губы, зубы, язык, участвует ли голос при произношении звука [P]. (Ребенок описывает артикуляцию звука по опорной схеме).

    • Рот открыт
    • Зубы на расстоянии
    • Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
    • Сильная воздушная струя заставляет дрожать кончик языка
    • Голос работает

    - А теперь расскажем, какой звук [P]?

    • Согласный
    • Твердый
    • Звонкий

    - Я дарю тебе и Тигруле медальки на шею. Они обозначают звук [P] (синие медальки с колокольчиком).

    «Чудесное ведерко»

    - Запомнил, Тигруля, как правильно рычать? Ой, я слышу какой-то шорох! Он доносится из ведерка с фасолью. Маша, поищи, кто же там в ведерке? (Ребенок нащупывает футляр от киндер-сюрприза, внутри которого щенок.) Да это же Рексик, друг Тигрули. Он бежал вместе с ней к нам на занятие и теперь  готов зарычать от радости! Рексик, мы тоже рады тебе! Как рычит собака? Р-Р-Р! Тигруля, попытайся рычать вместе с нами.

    Т.: - Р-Р-Р! Урра! Я ррычу!

                                        Так старательно рычали

                                        И  немножечко устали,

                                        А сейчас мы отдохнем

                                        И опять рычать начнем!

    В Африке.

    В Африке животные делают вот так.

    Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк»

    А слонята топают «топ-топ-топ» 

    И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп»

    Обезьяны прыгают «прыг-прыг-прыг»

    И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг»

    Руки к солнцу поднимают

    И все дружно отдыхают.

    Возвращаемся обратно,

    Расслабление приятно!

    «Лабиринт».

    - К Тигруле на День Рождения спешит много гостей, но некоторые из них заблудились в пути. Помоги гостям пройти по дорожкам к домику тигренка. Веди пальчиком по дорожке и изображай, как:

    Ворона каркает – КРА – КРА – КРА

          Тигр рычит – ЫГР – ЫГР – ЫГР

          Жираф фырчит – ФРЫ – ФРЫ – ФРЫ

    «Гости».

    - Много гостей пришло к тигруле. Помоги ей расселить всех гостей по домикам (домики со схемами: звук в начале, в середине, в конце слова).

    Картинки для игры: рыба, рак, жираф, крокодил, негр, динозавр.

    «Смешилки».

    - У Тигрули есть друг – веселый чародей, то есть волшебник. Он подписал поздравительную открытку для нашего тигренка, но в ней все перепутал. Помоги Тигруле исправить ошибки в открытке чародея, потом покажи подходящую картинку.

    1. Дровами рубят топор.
    2. На радуге небо.
    3. Сахар грызет Иру.
    4. Дорога едет по грузовику.
    5. Горшок растет в розе.
    6. Градусник несет врача.
    7. Крышка накрыта ведром.
    8. Пассажиры везут трамвай.

    «Грузовик» (пересказ описательного рассказа).

    - Посмотри на картинку и послушай рассказ про грузовик, который везет подарки для тигренка.

    Игрушечный грузовик везет подарки для Тигрули на День рождения. У грузовика черные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик везет подарки в коробках.

    Вопросы к тексту:

    - Что везет игрушечный грузовик?

    - Какие у грузовика шины, кузов, кабина?

    - Во что упакованы подарки?

    - Ответь полным предложением на вопрос: какие подарки везет грузовик?

    Например: игрушечный грузовик везет в коробке ромашку.

    - Скажи, Тигруля, научили мы с Машей тебя рычать?

    - Да, большое вам РРР, то есть спасибо! А мне порра домой, к своим дррузьям! Маша, раскрась, пожалуйста, дома грузовичок, который ты описала, и приезжай на нем ко мне. Увидимся на Дне РРРождения! (Тигруля «улетает» на воздушном шаре.)

    - Маша, тебе понравилось играть с Тигрулей? У тебя очень хорошо получилось научить тигренка рычать! Ты просто молодец!

    - Из картинок с заданиями, которые вы с тигренком выполняли, мы сделаем книжку-раскраску. Дома ты сможешь поиграть,  раскрасить все картинки и вспомнить, как научила Тигрулю рычать.

    Используемая литература.

    1. И. В. Баскакина, М. И. Лынская. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р. Москва. АЙРИС – пресс, 2007 г.

    2. Дошкольная логопедическая служба. Под редакцией О. А. Степановой. ТЦ Сфера, Москва, 2008 г.

    3. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Составитель О. Е. Громова. Линка – пресс. Москва. 2008 г.

    4. Материалы интернет-сайта Логобург.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

    Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

    Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

    Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"

    Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], "Помоги другу".

    В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения  звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и  предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров....

    Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"

    Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука  «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...