Портфолио "Настольный театр как средство развития связной речи у детей с ОНР"
материал по логопедии по теме

В данном портфолио обобщён опыт работы по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями через театрализацию сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc538 КБ

Предварительный просмотр:

Резюме

Якимчук Виктория Сергеевна,  1988 года рождения

Образование:  высшее,  

Благовещенский государственный педагогический университет, 5 июня 2010 года.

Учитель-логопед по специальности «Логопедия»

Общий трудовой стаж: 2 года.

Стаж работы по должности учитель-логопед: 2 года.

Стаж работы в данном учреждении: 2 года.

Курсы повышения квалификации: ГОАУ ДПО «Клинико-психолого-педагогические основы работы в службах ранней помощи и лекотеках» 40 ч., 2010 г.

ГОАУ ДПО АОИРО «Организация деятельности ПМПК в образовательном учреждении» 48 ч., 2011 г.

Общественная активность  педагогического работника:  

- член городского методического  объединения учетелей – логопедов;

- член профсоюза;

- член ПМПк детского сада.

Сочинение – эссе

«Логопед – больше чем специальность, ответственнее, чем профессия»

«Логопед – больше чем специальность, ответственнее, чем профессия»

        В современном мире столько разных и интересных профессий: инженер, радио- и телеведущий, менеджер, банковский служащий, визажист, учитель, врач и другие, и, безусловно, каждая из них важна и вносит неоценимый вклад в будущее нашей страны.

        Из этого множества я нашла себя в самой гуманной профессии, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.

        В руках любого педагога (в частности и в моих) самая дорогая ценность – ребёнок его развитие и перспективы. На нас ложится груз ответственности перед родителями, ведь они хотят видеть своего ребёнка успешным, смело идущим вперёд. Недаром говорят, что дети – это цветы жизни, за ними будущее. И каким оно будет, во многом зависит от нас, окружающих его людей.

        А дети, имеющие речевые нарушения нуждаются в особом внимании со стороны взрослых, т.к. они более  ранимы, малообщительны, им трудно найти контакт со сверстниками. Логопед для таких детей является своеобразным проводником в многообразный мир человеческих взаимоотношений.

        Но очень мало быть только хорошим специалистом, важно стать для ребёнка другом, надёжной опорой, увидеть его индивидуальные качества, отыскать все его положительные черты характера, раскрыть его таланты и только тогда коррекционная работа принесёт результат, который так важен для ребёнка и его родителей и удовлетворение своей работой – логопеду.

        Все дети очень разные и в подтверждение этому хочется вспомнить строки из стихотворения М. Цветаевой «Разные дети»:

«Есть тихие дети. Дремать на плече

У ласковой мамы им сладко и днём.

Их слабые ручки не рвутся к свече,

Они не играют с огнём.

Есть дети – как искры: им пламя сродни:

Напрасно их учат: «Ведь жжётся не тронь!»

Они своенравны (ведь искры они!)

И смело хватают огонь».

        Да, все они разные, каждый из них личность с определённым набором качеств, у каждого из них своя палитра настроений. Поэтому современному логопеду (да и любому педагогу) необходимо найти подход к ребёнку, протянуть ему руку помощи и вместе с ним уверенно шагать в будущее.

1 ОБОСНОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и от того, насколько полноценным является речевое общение ребёнка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Как правило, эти нарушения носят системный характер, т.е. отстаёт от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, связной речи.

Проблемой изучения становления связной речи у дошкольников с ОНР занимались многие авторы: В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко и другие.

Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено её значимостью для дальнейшего обучения в школе и социальной адаптации.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.

Цель: изучение особенностей диалогической и фразовой  речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, а также создание условий для применения эффективных методов и приёмов по формированию связной речи.

Гипотеза: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно при следующих условиях:

1. Подборе и использовании эффективных методов и приёмов логопедической работы;

2. При использовании театрализованной деятельности на логопедических занятиях.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы, современные направления в психологии, лингвистике, психолингвистике и логопедии, связанные с темой исследования.

2. Выявить уровни сформированности связной речи у детей с ОНР.

3. Апробировать систему методических приёмов, направленных на формирование связной речи и предпосылок её становления у дошкольников данной категории.

4. Проанализировав результаты экспериментальной работы разработать рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по формированию связной речи у детей.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за детьми, беседы с детьми, воспитателями, родителями, констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент; статическая обработка экспериментальных данных.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что были выявлены общие и специфические особенности формирования связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста  логопедической группы (МДОАУ № 54  г. Белогорск).

Практическая значимость состоит в том, что апробирована методика коррекции нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (разработан проект «В гостях у сказки»).

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются:

  • значительная протяжённость ситуации;
  • связность;
  • последовательность;
  • логико-смысловая организация.

Нарушение связной речи — один из «симптомов» общего недоразвития речи.

Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены  низкой самостоятельной речевой активностью ребёнка, неумением выделить главные и второстепенные  элементы замысла и связей между ними, невозможностью чёткого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают отдельные  члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.

У детей I уровня речевого развития связной речи нет, имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь не понятна окружающим.

Недостаточность речи детей II уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2 — 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни.

III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Для развития связной речи у дошкольников с ОНР целесообразно использовать театрализованную игру.

        Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационная роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Такой вид деятельности позволяет заинтересовать воспитанников на занятии, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Театрализованная игра  представляет собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре.

Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие речи.

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально – нравственные качества.

Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь  - интонационно выразительнее.

Инсценировка сказок помогает в обучении детей творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. Погружение в мир сказки, созданный взрослым, знакомство с декорациями и театральными атрибутами побуждают детей фантазировать, создавать что-то своими руками.

2 ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

2.1 Изучение уровня сформированности связной речи  у детей с ОНР (констатирующий эксперимент)

Целью констатирующего эксперимента было изучение уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

В исследовании принимали участие 12 детей: Паша О. – 5 лет 3 мес.(ОНР III уровень, стёртая дизартрия), Алина Ж. – 5 лет 4 мес.(ОНР III уровень, стёртая дизартрия), Ваня М. – 5 лет (ОНР III уровень, стёртая дизартрия), Алёна К. – 5 лет 2 мес. (ОНР III уровень), Вика М. – 5 лет 3 мес.(ОНР III уровень), Рома К. – 5 лет 3 мес.(ОНР III уровень), Настя Е.- 5 лет 4 мес.(ОНР III уровень,), Богдан М. – 4 года 8 мес. (ОНР III уровень, стёртая дизартрия) , Илья Ш. 5 лет 3 мес. (ОНР III уровень), Даша П. – 5 лет 2 мес.(ОНР III уровень, стёртая дизартрия),  Маша З. - 4 года 5 мес. (ОНР II уровень, дизартрия), Дима Г. – 5 лет 2 мес. (ОНР III уровень).

При проведении исследования  были учтены  следующие принципы:

1. Единство диагностики и коррекции. Он предполагает обязательное диагностическое обследование ребёнка, на основе результатов которого определяются цели, задачи, методы и пути коррекционного обучения;

  1. Принцип системности. Его сущность заключается в том, что изучение речи, процесса её развития и коррекция нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
  2. Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учётом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка;
  3. Принцип наглядности. Весь речевой материал, подкреплялся наглядными дидактическими пособиями;
  4. Принцип доступности. Подбор материала осуществлялся с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Основными методами исследования послужили: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ медицинской и педагогической документации, количественный и качественный анализ полученных результатов.  

Исследование связной речи у детей проводилось при помощи методики обследования речи Т.В. Кабановой «Тестовая диагностика: обследование речи, общей  и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» с балльно-уровневой системой оценки. (Приложение 1)

Определение уровня сформированности связной речи осуществлялось с учётом следующих показателей:

  1. Умение детей пересказывать короткий рассказ;
  2. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Исследование проводилось при помощи двух проб, каждая из которых оценивалась отдельно, полученный  результат переводился в процентное выражение. Таким образом, если за пробу дети получали максимальное количество баллов – 15 мы принимали их за 100%, то процент успешности выполнения задания можно вычислить, умножив суммарный балл на 100 и разделив полученный результат на 15. Высчитанное процентное выражение методики мы соотносили с одной из четырёх степеней успешности:

1 степень успешности – 49% и ниже;

2 степень успешности – 50-64%;

3 степень успешности – 65 -79%;

4 степень успешности – 80 – 100%.

Первая проба. Пересказ короткого текста К.Д. Ушинского «Бишка» (Приложение 2, таблица 1).

Рисунок 1 – Процент успешности за первую пробу

Вторая проба. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Хитрый ёжик» (Приложение 2, таблица 2)

Рисунок 2 – Процент успешности за вторую пробу

Процент успешности за две пробы (Приложение 2, таблица 3).

Рисунок 3 – процент успешности за две пробы

На основании результатов экспериментального изучения уровня сформированности связной речи  условно были выделены следующие группы детей:

1 группа – дети с 3 степенью успешности (Настя Е.). Дошкольники способны пересказать короткий текст, составить рассказ по серии сюжетных картин при минимальной помощи, допускаются незначительные искажения, стереотипность высказывания.

2 группа – дети со 2 степенью успешности (Рома К., Алёна К.). Дошкольники способны пересказать короткий текст, составить рассказ по серии сюжетных картин по вспомогательным вопросам, допускается стереотипность высказывания.

3 группа – дети с 1 степенью успешности. Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, отмечаются аграмматизмы и повторы, пересказ по вопросам. При составлении рассказа наблюдается выпадение смысловых звеньев, существенные искажения, стереотипность оформления, аграмматизмы.

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно говорить о необходимости целенаправленной работы по формированию связной речи у детей с ОНР.

2.2 Формирование связной речи у детей с ОНР

Целью обучающего эксперимента было формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В соответствии с целью эксперимента были выделены задачи:

1. Подобрать методики для проведения логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников;

2. Провести логопедическую работу по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

Обучающий эксперимент основывался на следующих принципах:

1. Принцип обучающего развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта;

2.  Принцип системности, позволивший опереться на представление о связной речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

3. Принцип взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;

4. Принцип опоры на ведущую деятельность ребёнка – все предлагаемые детям задания проводились в форме игры;

5. Дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

Изучив и проанализировав статью И. Чумаковой, М. Галявич «Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи уровня»  был разработан проект «В гостях у сказки» (Приложение 3).

Театрализация сказок проводилась с детьми старшего дошкольного возраста на подгрупповых занятиях (по 30 минут). Наш театр – это картинки (фигурки), персонажи в объёмных декорациях (Приложение 4).  Ребёнок может и смотреть, и слушать, и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь.

Театрализованное действие разворачивалось на так называемой сцене, изготовленной из двух листов картона. Для закрепления декораций к картону прикреплялись липучки, застёжки, таким образом, сцена представляла собой сенсорное панно. Дети настраивались на работу со сказкой, сами подготавливали поле деятельности, в процессе чего у них развивалась мелкая моторика, что очень важно для развития речи.

Персонажами настольного театра были плоскостные фигурки, вырезанные из картона, имеющие подвижные ножки, или задние лапки, функцию которых выполняют указательный и средний пальцы ребёнка. Таким образом, дети легче вживаются в образ, всё их внимание сосредотачивается на персонаже, его передвижении, что помогает раскрепоститься, забыть о речевых трудностях.

2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы

Целью контрольного эксперимента являлось выявление динамики эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи исследования:

  1. Определить, научились ли дети составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать небольшой по объёму текст, сохраняя все смысловые звенья, правильно употребляя грамматические категории;
  2. Сопоставить результаты констатирующего и контрольного экспериментов;
  3. Проанализировать полученные результаты.

Первая проба. Пересказ короткого текста К.Д. Ушинского «Бишка» (Приложение 7, таблица 1).

Рисунок 1 – оценка пересказа

Вторая проба. Составление рассказа по серии сюжетных картин (Приложение 7, таблица 2).

Рисунок 2 – оценка рассказа по серии сюжетных картин

Сводная таблица динамики сформированности связной речи у детей логопедической группы за два года обучения (Приложение 7, таблица 3).

Рисунок 3 – динамика сформированности связной речи

                

Таким образом, можно говорить о том, что если проводить коррекционно-логопедическую работу по формированию связной речи в данном направлении, то можно добиться ещё более высоких результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе освещена проблема формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями.

При обследовании состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста  были получены следующие результаты: один ребёнок с 3 степенью успешности, два ребёнка со 2 степенью успешности и девять детей с 1 степенью успешности.

При проведении коррекционно – логопедической работы мы опирались на статью И. Чумаковой, М. Галявич «Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня». Театрализация сказок проводилась с детьми старшего дошкольного возраста на подгрупповых занятиях.

Театрализованная деятельность способствует: формированию связной речи и положительной самооценки, развитию тонкой ручной моторики, ВПФ, выразительности речи, внутренней мотивации речевого высказывания.

Контрольный эксперимент показал, что к концу обучения восемь детей с 4 степенью успешности, три ребёнка с 3 степенью успешности, один ребёнок с 2 степенью успешности.  

На основании полученных результатов исследования были разработаны рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по формированию связной речи у детей с ОНР при помощи театрализованной деятельности:

  1. На первоначальном этапе обучения продуктивнее использовать знакомые детям  сказки;
  2. При подготовке к театрализации необходимо выразительно рассказать (прочитать) произведение, подкрепляя свой рассказ наглядным материалом;
  3. Необходимо создавать проблемные ситуации, проводить беседу (как поясняющую, так и выясняющую) для понимания не только содержания, но и отдельных средств выразительности;
  4. После беседы о прочитанном, необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов (для детей с речевыми нарушениями тексты адаптируются);
  5. Необходимо привлекать ребёнка к созданию декораций для театрализации, т.к. совместная деятельность поможет повысить интерес к занятиям, раскрепостить ребёнка, выразить свои эмоции и впечатления.

Следовательно, проводя коррекционную работу по данной методике можно добиться хороших результатов.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников/М.М. Алексеева, В.А. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 266 с.
  2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ
    синтаксиса/Т.В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1989. - 283 с.
  3. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников/С.А. Васильева. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 78 с.
  4. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/В.К. Воробьёва. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
  5. Герасимова, А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет А.С. Герасимова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с.
  6. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием/В.П. Глухов.– М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
  7. Дементьева, А.М. Формирование речи у дошкольников/А.М. Дементьева. - М.: Просвещение, 2002.-143 с.
  8. Зернова, Л. Л. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии/. – М.: Просвещение, 1999. – 243 с.
  9. Кабанова, Т.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Т.В. Кабанова, О.В. Домнина; под ред. Н.Е. Ильяковой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 104 с.
  10. Капитовская, О.А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями/О.А. Капитовская. – СПб.: КАРО, 2005. – 58 с.
  11. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. – 218 с.
  12. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей 6-7 лет/Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.

13.   Маканева, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском   саду. М., ТЦ «Сфера», 2007.

  1. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/пособие для работников дошкольных учреждений/С.А. Миронова. -  М.: Академия, 2003. – 95 с.
  2. Филичева, Т.Б. Совершенствование связной речи/Т.Б. Филичева. - М.:    Академия, 1994. – 311 с.
  3. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи  в условиях специального детского сада/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1994. – 224 с.
  4. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филичева. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 312 с.

18.     Чумакова И.,  Галявич М. Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи уровня И.Чумакова, М. Галявич Коррекционная педагогика. – С.84-94.

Приложение 1

Исследование связной речи

I Пересказ короткого текста

Инструкция: Я сейчас тебе прочитаю небольшой рассказ, а ты послушай внимательно, запомни и перескажи его.

«Бишка»

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

«Не моё, - говорит, - дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам сплю, волков да воров пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу – будет с меня и этого».

Оценка смысловой целостности

5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения

0 баллов – невыполнение задания

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка лексико-грамматического оформления

5 баллов – рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания

1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены

0 баллов – пересказ недоступен

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка самостоятельности выполнения задания

5 баллов – самостоятельный пересказ

2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса)

1 балл – пересказ по вопросам

0 баллов – пересказ недоступен

Итог: 1 проба, 5 баллов

Общий итог: 1 проба, 15 баллов

II Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Инструкция: посмотри на картинки. Составь по ним рассказ.

Оценка смысловой целостности

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, располагается в правильной последовательности

2,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенные искажения

0 баллов – отсутствие рассказа

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка лексико-грамматического оформления

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов

1 балл – наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов

0 баллов – рассказ не оформлен

Итог: 1 проба, 5 баллов

Оценка самостоятельности выполнения задания

5 баллов – самостоятельно подбирает и располагает картинки

2,5 балла – картинки располагает со стимулирующей помощью

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам

0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи

Итог: 1 проба, 5 баллов

Общий итог: 1 проба, 15 баллов

Итог по серии: 2 пробы, 30

Приложение 2

Констатирующий эксперимент (таблицы)

Таблица 1 – оценка пересказа

Ф.И. ребёнка

Оценка смысловой целостности

Оценка лексико-грамматического оформления

Оценка самостоятельности выполнения задания

Общий балл

%

успешности

Паша О.

2,5

1

2,5

6

40%

Вика М.

2,5

2,5

2,5

7,5

50%

Настя Е.

2,5

2,5

5

10

66%

Дима Г.

2,5

2,5

2,5

7,5

50%

Маша З.

1

2,5

1

4,5

30%

Даша П.

2,5

2,5

1

6

40%

Рома К.

2,5

2,5

2,5

7,5

50%

Алина Ж.

2,5

2,5

2,5

7,5

50%

Алёна К.

2,5

2,5

5

10

66%

Илья Ш.

1

2,5

2,5

6

40%

Ваня М.

2,5

2,5

1

6

40%

Богдан М.

1

2,5

1

4,5

30%

Таблица 2 – оценка рассказа по серии сюжетных картин

Ф.И. ребёнка

Оценка смысловой целостности

Оценка лексико-грамматического оформления

Оценка самостоятельности выполнения задания

Общий балл

%

успешности

Паша О.

2,5

1

1

4,5

30%

Вика М.

2,5

2,5

1

6

40%

Настя Е.

2,5

5

2,5

10

66%

Дима Г.

2,5

2,5

1

6

40%

Маша З.

1

1

1

3

20%

Даша П.

2,5

2,5

1

6

40%

Рома К.

2,5

2,5

2,5

7,5

50%

Алина Ж.

2,5

2,5

1

6

40%

Алёна К.

2,5

2,5

2,5

7,5

50%

Илья Ш.

1

2,5

2,5

6

40%

Ваня М.

2,5

2,5

1

6

40%

Богдан М.

1

2,5

1

4,5

30%

Таблица 3 – процент успешности за две пробы

Ф.И. ребёнка

Общий балл за две пробы

% успешности

Паша О.

10,5

35%

Вика М.

13,5

45%

Настя Е.

20

66%

Дима Г.

13,5

45%

Маша З.

7,5

25%

Даша П.

12

41%

Рома К.

15

50%

Алина Ж.

13,5

45%

Алёна К.

17,5

58%

Илья Ш.

12

45%

Ваня М.

12

45%

Богдан М.

9

30%

Приложение 3

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №54

                       

                                                             

   Выполнила: учитель-логопед

                                                                                                          Якимчук В.С.

г. Белогорск, 2011 г.

Анализ ситуации

В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Как правило, эти нарушения носят системный характер, т.е. отстаёт от нормы формирование основных компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, связной речи.

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются:

  • значительная протяжённость ситуации;
  • связность;
  • последовательность;
  • логико-смысловая организация.

 У детей с речевыми нарушениями (в данном случае ОНР и ФФНР) связная речь имеет свои особенности:

  • нарушение связности и последовательности рассказа;
  • смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии;
  • фрагментарность изложения;
  • нарушение временных и причинно-следственных связей
  • бедность и однообразие используемых языковых средств.

Важную роль в развитии словесно-логического мышления, осознанного выражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, активизации знаний об окружающем мире и в формировании умений самостоятельно выражать свои мысли играет инсценировка.

Самая благодатная почва для обучения детей рассказыванию, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. Театрализация сказок помогает заинтересовать детей, удержать их внимание, формирует внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь  - интонационно выразительнее.

Цель и задачи проекта:

Цель: создание условий для формирования связной речи, положительной самооценки, эмоциональной раскрепощённости детей через  театрализованную деятельность.

Гипотеза: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если использовать на занятиях театрализованную деятельность.

Задачи проекта:

  • развивать фразовую  и диалогическую речь;
  • прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
  • обогащать лексику новыми словами и словосочетаниями;
  • развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя;
  • развивать ВПФ (вербальная память, образное мышление, воображение), тонкую ручную моторику;
  • формировать положительную самооценку.

Основные этапы проекта

Название

Содержание

1.

Подготовительный

  • диагностика;
  • подбор методической литературы;
  • выбор произведений для инсценировки;
  • составление рабочего плана проекта.

2.

Основной

  • работа по плану проекта;
  • изготовление декораций совместно с детьми;
  • совместная работа с музыкальным руководителем;
  • театрализация сказки для родителей.

3.

Заключительный

  • эмоциональный отклик;
  • презентация проекта.

Рабочий план проекта

театрализация сказок

задачи

этапы проекта

подготовительный

реализация

заключительный

Сказка «Теремок»

(Приложение 5)

- работать над звуковой культурой речи;

- развивать тонкую ручную моторику;

- развивать ВПФ;

- развивать связную речь.

Вспомнить с детьми сказки «Теремок», «Колобок»; познакомить с предстоящим видом деятельности, заинтересовать игрой в настольный театр. Формировать умение внимательно слушать сказку. Изготовить декорации совместно с детьми.

Театрализация сказок

 «Теремок»

«Колобок»

(для родителей)

Презентация

 

Сказка «Дорога на мельницу»

(В. Степанов)

- формировать навыки согласования слов в предложении,

- продолжать работу над расширением и обогащением словаря; - развивать связную речь;

- развивать тонкую ручную моторику.

Познакомить детей со сказкой; формировать положительную самооценку у детей; формировать умение внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы. Изготовить декорации совместно с детьми.

Театрализация сказки

«Дорога на мельницу»

(для родителей и педагогов ДОУ)

Презентация

Сказка «Под грибом»

(В. Сутеев)

- продолжать работать над звукопроизношением;

-формировать диалогическую речь в процессе инсценировки сказки;

- развивать тонкую ручную моторику;

- развивать ВПФ (воображение, вербальную память)

Познакомить детей со сказкой; побуждать детей к активному участию в инсценировке сказок; развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя. Изготовить декорации совместно с детьми.

Театрализация сказки

«Под грибом»

Презентация

Придумывание сказки

«Лесное путешествие»

(Приложение 6)

- развивать словесно-логическое мышление; воображение.

- учить детей выражать свои мысли;

- продолжать работу по формированию ЗКР;

- развивать связную речь.

Совместно с детьми работать над сюжетом сказки; изготовить необходимые декорации; формировать положительную самооценку.

Театрализация сказки

«Лесное путешествие»

Презентация

Приложение 4

             Фото 1 –панно «Лесная полянка»

Фото 2 – панно «Бабочки»

                          

         Фото 3               панно «Лесная полянка»                               Фото 4

Приложение 5

                             Фото 1

Фото 2

                                                                                         Фото 3

Приложение 6

               

                  Фото 1                                                            Фото 2

Фото 3

Приложение 7

Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы

Таблица 1 – оценка пересказа

Ф.И. ребёнка

Оценка смысловой целостности

Оценка лексико-грамматического оформления

Оценка самостоятельности выполнения задания

Общий балл

%

успешности

Паша О.

5

2,5

5

12,5

83%

Вика М.

5

5

5

15

100%

Настя Е.

5

5

5

15

100%

Дима Г.

5

5

2,5

12,5

83%

Маша З.

5

2,5

2,5

10

66 %

Даша П.

5

5

5

15

100%

Рома К.

5

5

5

15

100%

Алина Ж.

5

5

5

15

100%

Алёна К.

5

5

5

15

100%

Илья Ш.

5

2,5

5

12,5

83%

Ваня М.

5

2,5

2,5

10

66%

Богдан М.

5

2,5

2,5

10

66%

Таблица 2 – оценка рассказа по серии сюжетных картин

Ф.И. ребёнка

Оценка смысловой целостности

Оценка лексико-грамматического оформления

Оценка самостоятельности выполнения задания

Общий балл

%

успешности

Паша О.

5

5

2,5

12,5

83%

Вика М.

5

5

2,5

12,5

83%

Настя Е.

5

5

5

15

100%

Дима Г.

5

5

5

15

100%

Маша З.

5

2,5

1

8,5

56%

Даша П.

5

5

2,5

12,5

83%

Рома К.

5

5

5

15

100%

Алина Ж.

5

5

5

15

100%

Алёна К.

5

5

2,5

12,5

83%

Илья Ш.

5

2,5

2,5

10

66%

Ваня М.

5

2,5

2,5

10

66%

Богдан М.

5

2,5

2,5

10

66%

Таблица 3 - Динамика сформированности связной речи

Ф.И. ребёнка

% успешности на начало обучения

% успешности на конец обучения

Паша О.

35%

83%

Вика М.

45%

91%

Настя Е.

66%

100%

Дима Г.

45%

91%

Маша З.

25%

61%

Даша П.

41%

91%

Рома К.

50%

100%

Алина Ж.

45%

100%

Алёна К.

58%

91%

Илья Ш.

45%

75%

Ваня М.

45%

66%

Богдан М.

30%

66%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Театр - как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и составляющих единое смысловое...

«Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

quot;Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...