Комплексы артикуляционной гимнастики
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шипунова Римма Раисовна

представлены комплексы артикуляционной гимнастики на свистящие, шипящие, сонорные звуки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики на звуки Л, ЛЬ

«Иголочка» открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.

«Маятник» улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить   им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Нижняя челюсть неподвижна.

«Змейка» открыть рот и производить узким языком движения вперед-назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперед.

«Индюк» приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл-бл» (так болбочет индюк)

«Качели» улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны() и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно менять положение языка 5-6 раз.

«Пароход» слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «Ы»: ы-ы-ы («пароход гудит»). Теплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании вы не слышите твердый «Л», а мягкий «ЛЬ», то попросите ребенка еще больше высунуть язык и зажать  зубами не кончик, а среднюю часть языка.



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики на звуки Р, РЬ

«Барабанщик» улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами , звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д- д – д. Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» - «Колокольчик».

«Лошадка» улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

«Грибок» улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), и удерживать в таком положении в течение 5-10 секунд. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребенок щелкает языком постепенно замедляя темп, и присасывает язык к небу.

«Гармошка» улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как бы растягивая меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Кучер» сомкнуть губы и достаточно сильно  подуть через них. Губы вибрируют, и слышится характерный звук «тпру-у-у». вариант: положить широкий край языка между губ и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).



Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки

«Накажем непослушный язык» (шлепаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: пя-пя-пя. Произношение слогов облегчит выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 – пошлепывать губами кончик языка; 2 – пошлепывать губами середину языка; 3 – пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.

«Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения.

«Покусываем язык» улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1 – покусывать кончик языка; 2 – покусывать середину языка; 3 – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та» (это помогает ребенку в выполнении упражнения)

«Лопаточка» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

«Дуем на лопаточку» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом, можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, в трубочку.

«Горка» («мостик») улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить горкой. Удерживать в таком положении под счет до 10. Если ребенок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.

«Ветерок дует с горки» улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у десен. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при межзубном произношении свистящих.

«Катушка» улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

«Жуем блинчик» улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «горка»), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык.



Предварительный просмотр:

Комплекс  артикуляционной гимнастики на шипящие звуки

«Чашечка» улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «чашечка» не получается, то необходимо завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.

«Вкусное варенье» улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу делая движения сверху вниз. Можно продолжить и убрать язык в рот, не разрушая чашечки. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной.

«Ступеньки» (чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» вверху за зубами) улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем – за верхние зубы. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3-5 секунд.

«Фокус» улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек ватки и сдуть ее.

«Не разбей чашечку» придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки»

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить за тем, чтобы кончик языка двигался  у верхних альвеол.

«Маляр» улыбнуться, открыть рот и покрасить кончиком языка твердое небо (потолок), делая движения языком вперед-назад, поглаживая небо. Следите за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности зубов, но не высовывался изо рта.



Предварительный просмотр:

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии

1. Окошко

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану                И нисколько не устану.

3. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.   Губы хоботком тяну.           А теперь их отпускаю     И на место возвращаю.


4. Лягушка хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка.             А теперь слоненок                я, Хоботок есть у меня.

5. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи            И под счет его держи:            Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

6. Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку            Без дудочки мы можем.


Артикуляционная гимнастика

7. Толстячок

1.        Надувание обеих щек одновременно.

2.        Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од
ной щеки в другую).

8. Худышка

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

9. Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.


 

10. Причешем язычок

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

11. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо.

12. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз.            Я все выше поднимаюсь,             А потом — вниз.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для развития общих движений

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении

«Улыбка» («Заборчик») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние  верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 секунд.  Следите, чтобы при улыбке ребенок не подворачивал верхнюю и нижнюю губу. Можно вместе с ребенком пропеть звук «И», и губы растянутся в улыбке

«Хоботок» («Трубочка») Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 10. Если ребенок не может вытянуть их  вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами. Можно пропеть звук «У» и губы примут положение «трубочка»

«Домик открывается» («Окошко»)  Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «А», подержать рот открытым в течение 5 - 10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов)

«Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык кладем на нижнюю губу, затем убираем в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5-10 раз

«Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу ( при укороченной уздечке – дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать на верхней губе в течение 3-5 секунд, убрать в рот.

«Обезьянка» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд.

«Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

«Хомяк» Рот открыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживается в каждом положении в течение 3-5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальцы снаружи щек.

«Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой, левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5-6 кругов в каждую сторону.

«Чередование» («Толстячки – худышки») Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в таком положении по 3-5 секунд

 «Самовар» («Паровозик») Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух в течение 2-3 секунд и выпустить воздух через губы в боле быстром темпе: пых-пых-пых («самовар кипит»).

«Накажем непослушный язык» (шлепаем губами по языку) Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: пя-пя-пя. Произношение слогов облегчит выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 – пошлепывать губами кончик языка; 2 – пошлепывать губами середину языка; 3 – пошлепывать губами язык, продвигая его медленно вперед, а затем назад.

«Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также чистим наружную сторону нижних зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...