Главные вкладки

    Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
    картотека по логопедии

    Сухарева Алла Валентиновна

    Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .

    1.«Заборчик» («Улыбка»)

    Цель: закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы улыбке.

    Краткое описание: Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счет от 1 до 5-10.

    2. «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»)

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. Краткое описание: Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

    3. «Подуть через трубочку» Цель: укреплять круговую мышцу рта, тренировать силу и длительность выдоха.

    Краткое описание: губы вытянуть «трубочкой» и подуть через них. Стараться дуть как можно дольше.

    4. «Язык перешагивает через зубы»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, направлять воздушную струю на середину языка. Краткое описание: Улыбнуться, рот приоткрыть, язык высунуть изо рта, и подуть на него.

    5. «Качели»

    Цель: укреплять мышцы языка, учить чередовать движения языка вверх-вниз, развивать умение управлять языком.

    Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

    6. «Наказать непослушный язык»

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами. Произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

    7. «Лопата» («Блинчик»)

    Цель: выработать умение делать язык широким и удерживатъ его в спокойном, расслабленном состоянии.

    Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    8. «Кто дальше загонит мяч»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

    9. «Почистим зубы» («Чьи зубы чище»)

    Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончикам языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх. 1

    0. «Горка» («Катушка»)

    Цель: вырабатывать подьём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

    Краткое описание: Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

    11. «Желобок» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю на середину языка.

    Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, язык широкий, положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_svistyashchih_zvukv.docx19.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий

    выработке движений и положений органов артикуляцион-

    ного аппарата, необходимых для правильного произноше-

    ния свистящих звуков .

    1.«Заборчик» («Улыбка»)

    Цель: закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы улыбке.

    Краткое описание: Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счет от 1 до 5-10.

    Методические указания: 1) Зубы должны быть сомкнуты. 2) Следить, чтобы губы не были напряжены, а нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. 3) Верхние и нижние резцы должны быть обнажены.

    2.        «Заборчик» («Рупор», «Трубочка»)

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

    Краткое описание: Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

    3.        «Подуть через трубочку»

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, тренировать силу и длительность выдоха.

    Краткое описание: губы вытянуть «трубочкой» и подуть через них. Стараться дуть как можно дольше.

    Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки.

    4.        «Язык перешагивает через зубы»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, направлять воздушную струю на середину языка.

    Краткое описание: Улыбнуться, рот приоткрыть, язык высунуть изо рта, и подуть на него.

    Методические указания: Язык должен быть широким, его края касаются углов рта, посередине языка - желобок, по которому проходит воздушная струя.

    5.        «Качели»

    Цель: укреплять мышцы языка, учить чередовать движения языка вверх-вниз, развивать умение управлять языком.

    Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

    Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    6. «Наказать непослушный язык»

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Краткое описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами. Произносить звуки ПЯ - ПЯ - ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

    Методические указания: 1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2) Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. 3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

    7. «Лопата» («Блинчик»)

    Цель: выработать умение делать язык широким и удерживатъ его в спокойном, расслабленном состоянии.

    Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    Методические указания: 1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3) Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4) Боковые края языка должны касаться углов рта. 5) Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению « Наказать непослушый язык ».

    8. «Кто дальше загонит мяч»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

    Краткое описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

    Методические указания: 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2) Нельзя надувать щеки. 3) Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не звук [х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    9. «Почистим зубы» («Чьи зубы чище»)

    Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Краткое описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончикам языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх.

    Методические указания: 1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Нижняя челюсть тоже не должна двигаться. 3) Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

            

    10. «Горка» («Катушка»)

    Цель: вырабатывать подьём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

    Краткое описание:  Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

    Методические указания:  1) Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2) Язык должен быть широким. 3) Кончик языка не должен отрываться от зубов.

    11. «Желобок»

    Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю на середину языка.

    Краткое описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, язык широкий, положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка.

    Методические указания: Язык должен быть широким, кончик языка должен упирается в корни передних нижних зубов, посередине языка - желобок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков.

    Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков....

    Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

    Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

    Комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения заднеязычных звуков.

    Недостатки произношения заднеязычных звуков [к], [к\'], [г], [г\'], [х], [х\'] объединяются общим названием - каппацизмы. Иногда их подразделяют на три группы:·каппацизмы - нарушения звуков [к], [к\'],·га...

    Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков

    Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артику...

    Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных

    Речевое развитие ребенка одна из особо волнующих тем !...

    Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)

    Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...

    ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

    Рекомендации для родителей и педагоговДошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у...