Формирование правильного произношения свистящих звуков
учебно-методический материал
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_pravilnogo_proiznosheniya_svistyashchih_zvukov.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильного произношения
свистящих звуков
Учитель-логопед: Кузнецова Л.И.
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [с], [з], [ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Родителю необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
При произнесении звука [С]:
• губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [о] и [у], что приводит к упреждающему округлению губ;
• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);
• язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;
• вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;
• мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;
• голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
Отличие артикуляции звука [з] от звука [с]:
• при звонком звуке [з] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;
• напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [з] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [с]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [с].
Артикуляция звука [ц] представляет собой тесное соединение смычного согласного [т] и щелевого [с]:
• в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
• мягкое нёбо поднято;
• голосовые связки разомкнуты;
• вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [с].
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [с], [з], [ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Упражнения для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Упражнения для выработки воздушной струи
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.
Наиболее распространенными приемами постановки звука [с] являются следующие:
Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
1) Открыть рот. Распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с—. Повторять упражнение.
Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук с получается неясным, не свистящим.
2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.
3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.
Звонкий звук [з] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [с].
А дальше начинается самая длительная работа по закреплению правильного звука в речи. Сначала предлагаем игры для закрепления только изолированного звука. Упражнение «Насос», насос любит петь песенку «С-С-С». Потом идет работа по закреплению звука в слогах. Здесь мы можем поиграть в мячик, подбрасывая который, произносим слоги – СА, СЫ, СУ…, а потом и обратные – АС, ОС, УС… Или повторяем за насосом – СА – СО – СУ – СЫ…Игра «Пальчики-здороваются», «Пальчики шагают».
Кропотливая работа по закреплению звука в словах начинается с произнесения слов, начинающихся на данный звук. Это – сад, сало, сани, сахар, сок, сода, сокол, суд, сумка, судно, сыр, сыро, сэр… Сначала мы отрабатываем слова с первым ударным слогом, потом можно взять и такие как – сапог, самокат, сундук… Затем берем слова со звуком с в середине слова (сначала в прямых, затем и в обратных слогах – лиса, посадка, косынка…), слова со стечением звуков (слова, слава, станция…), слова, заканчивающиеся на звук С ( пес, нос, поднос…).
Далее идет закрепление звука во фразах, чистоговорках. Ребёнок повторяет за взрослым – «Я пью сок, вот белый пес…, са-са-са – вот лиса, су-су-су – я вижу лису…, ста-ста-ста – у лисы нет хвоста…
Заканчивается работа закреплением звука в связной речи. Здесь мы учим стихи со звуком С, типа: Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он. Учим отвечать на вопросы по картине – какие из нарисованных предметов начинаются на звук С, заканчиваются…. Вместе тренируемся произносить скороговорки, типа: у маленького Сани сани едут сами, сани едут сами у маленького Сани.
Произнесение твёрдого звука [c] в слогах, словах.
1. Упражнение. Произносить (читать) слоги.
ОБРАЗЕЦ: с—а, с—о, с—у, с — ы (допускается использование палочки).
са—со—су—сы сы—су—со—са
со—су—са—сы са—сы—со—су
су—са—сы—со со—су—са—сы
2. Упражнение. Произносить (читать) слова.
1. С ударением на слоге.
ОБРАЗЕЦ: с—ам, с—оп-ка, пе-с—ок.
са
Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сахар, оса, коса, лиса, роса, гусак, досада, писать, кусать, усатый, посадка, краса, полоса, колбаса.
со
Сок, сом, сон, сор, сорт, Соня, сода, сокол, сопка, сотня, босой, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, высокий, колесо, фасоль, рассол.
су
Суд, сук, суп, сухо, судно, сумка, несу, пасу, посуда, рисую, несут, плясун.
сы
Сын, сыр, сыт, сыч, сыпать, усы, весы, носы, босые, косынка, посылка.
3. Упражнение. Произносить (читать) слова.
Без ударения на слоге.
ОБРАЗЕЦ: с—а-лат, с—уг-роб, воло-с—ы.
са
Сады, садил, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, касса, масса, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, Лариса, колёса.
су
Сукно, суметь, сугроб, сундук, суровый, сувенир, рису, морсу, вынесу.
сы
Сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.
4. Упражнение. Произносить (читать) слова.
Слова со стечением согласных.
Образец: с—вой, с—патъ, прис—тань.
сва, сво
Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод.
ска, ско
Скала, скалка, скакать, скатерть, скамейка, сколько, скоро, сковорода
сла, сло, слу
Слава, слабый, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.
смы, сна, сно, сны
смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.
спа, спо, спу
Спать, Спартак, проспать, спор, поспорить, спутник, спутать.
ста
Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан, старик, пристань.
сто
Сто, стол, столько, стойка, постой, настойка.
сту, сты
Стук, стул, стужа, ступка, ступеньки, стынуть.
Литература: Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [с], [з], [ц]. Логопедам-практикам и заботливым родителям. СПб.: КАРО, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков
Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков...
Формирование правильного произношение шипящих звуков в речи детей через устное народное творчество
Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Боль...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных
Речевое развитие ребенка одна из особо волнующих тем !...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Рекомендации для родителей и педагоговДошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у...
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков ([C], [C’],[З],[З’],[Ц])
Комплекс упражнений для выработки правильного произношениясвистящих звуков ([C], [C’],[З],[З’],[Ц])«ЗАБОРЧИК»Описание: рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты...
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения свистящих звуков
Этапы работы при постановки свистящих звуков...