Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных
методическая разработка по развитию речи

Русецкая Иванна Александровна

Речевое развитие ребенка одна из особо волнующих тем ! 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных Сизова Элла Яковлевна Сизова Ольга Борисовна

Слайд 2

План Причины формирования искажений звукопроизношения и ключевой принцип коррекции Искажения произношения свистящих, формирование правильного произношения свистящих и принципы их автоматизации в речи Искажения произношения шипящих, формирование правильного произношения шипящих и принципы их автоматизации в речи

Слайд 3

Причины формирования искажений звукопроизношения В.И. Бельтюков 1977: при искажениях звуки-заменители акустически максимально схожи с заменяемым нормативным звуком

Слайд 4

Механизм освоения нормативного звукопроизношения в онтогенезе Бельтюков 1977: звук в силу артикуляционной сложности недоступен на ранних этапах онтогенеза→ освоение в онтогенезе через последовательный ряд звуков-субститутов, большинство из которых относятся к системе родного языка акустически все заменители в ряду отличаются от «целевого» звука, что стимулирует дальнейший артикуляционный поиск

Слайд 5

Механизмы возникновения искажений звукопроизношения(Бельтюков 1977) в поисках артикуляции ребенок продуцирует искаженный звук, акустически близкий «целевому» акустическая система перестает санкционировать поиск правильной артикуляции поиск адекватной артикуляции прекращается искаженная артикуляция закрепляется и связывается с акустическими характеристиками нормативного звука

Слайд 6

Механизмы возникновения искажений звукопроизношения Сизова Э.Я. 1978; Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. 1985: искажения звукопроизношения при дизартрии Определенные артикуляционные положения физически недоступны в силу нарушений тонуса и/или удержания позы Искажения произношения стабильны и единообразны Например: невозможность поднять или удержать в поднятом положении один из краев языка →стабильное боковое произношение свистящих и/или шипящих звуков

Слайд 7

Механизмы возникновения искажений звукопроизношения(дизартрия) дисфункция отделов нервной системы, обеспечивающих проведение нервного сигнала к мышце, реализующей артикуляцию = уровень моторной реализации высказывания движения недоступны в речевой и неречевой, произвольной и непроизвольной деятельности

Слайд 8

Механизмы возникновения искажений звукопроизношения(дизартрия) Механизм, описанный В.И. Бельтюковым: поиск артикуляции, дающей наиболее схожий с «целевым» акустический эффект, завершается при дизартрии неизбежным закреплением искаженного звукопроизношения вследствие неврологического ограничения моторных возможностей закрепления связи между искаженной артикуляцией и общепринятым акустическим образом звука

Слайд 9

Механизмы возникновения искажений звукопроизношения (апраксия) А.Н. Корнев 2006: любое нарушение звукопроизношения обусловлено дисфункцией артикуляционного праксиса недостаточная точность «совершения артикуляционного действия» в координатах ротовой полости(Бернштейн: пирамидно-стриальный уровень) неточно артикулируемый звук закрепляется в силу недостаточности слуховых и кинестетических коррекций искажения звукопроизношения при синдроме дисфонетической артикуляционной апраксии (Корнев 2006: 178)

Слайд 10

И при дизартрии, и при артикуляционной апраксии искаженная артикуляция звука связана с нормативным акустическим образом звука→ слуховое восприятие нормативно произнесенного звука актуализирует искаженную артикуляцию

Слайд 11

Ключевой принцип коррекции ЛОГОПЕД НЕ ПРОИЗНОСИТ ФОРМИРУЕМЫЙ ЗВУК Замена тактильным ощущением (температура выдыхаемой воздушной струи) Замена графическим символом или пиктограммой Контроль кинестетически и зрительно воспринимаемых элементов артикуляции

Слайд 12

Формирование свистящих и шипящих в онтогенезе (Бельтюков 1977)

Слайд 13

Опорные точки правильной артикуляции свистящих Губы растянуты («улыбка») Кончик языка опущен вниз за нижние зубы Спинка языка широкая Воздушная струя проходит через ротовую полость по средней линии спинки языка (центральная воздушная струя)

Слайд 14

Искажения артикуляции свистящих Шипящий сигматизм (онтогенез!) Губно-губной и губно-зубной сигматизм Межзубный сигматизм Боковой сигматизм Носовой сигматизм

Слайд 15

Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения для формирования широкой спинки языка Самомассаж языка губами (ПА-ПА-ПА), зубами (ТА-ТА-ТА) Самомассаж языка боковыми зубами (И! И! И!) (!внимание к пораженной стороне языка!) Расслабление, снятие повышенного тонуса

Слайд 16

Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения на выработку центральной воздушной струи Дуем через вытянутые губы → дуем с высунутого языка «Трубочка»: высунуть язык, подуть →потянуть воздух в себя (помощь зубочисткой, безопасность!!!) Дуем через язык, свернутый в «трубочку» !Всегда цель/контроль: легкий объект/палец

Слайд 17

Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания ВДОХ ВЫДОХ ртом ртом ртом носом носом носом носом ртом

Слайд 18

Артикуляционные упражнения для формирования свистящих Упражнения для формирования артикуляционной позиции языка и губ Губы: улыбка (зрительный и кинестетический контроль: «катаем пальчики») Язык внизу: -проводим языком по нижней губе (3-5 раз) - проводим языком по нижним зубам ( 3-5 раз ) - «лесенка»: язык на нижнюю губу→на нижние зубы →ЗА нижние зубы

Слайд 19

Формирование звука С «Сборка» артикуляционных упражнений: язык широкий, за нижними зубами, губы в улыбке → подуй (контроль выдоха) От «опорного звука»:1) губы в улыбке, произносим Т-Т-Т → подуй (контроль выдоха) 2)произносим ФФФ + оттягиваем нижнюю губу !Взрослый (логопед, родители), показывая образец, «дует» беззвучно + контроль температуры выдыхаемой воздушной струи («холодный ветер»)!

Слайд 20

Принципы автоматизации С в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце →тексты со словами, содержащими С в абсолютном конце БЕЗ звука С и свистящих в других позициях С перед согласными К,Т (сочетания АСКА, ИСКА и т.п., АСТА, ЭСТА и т.п. ) и слова с этими сочетаниями → тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, Ы→ лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты

Слайд 21

Формирование звука З Игра «Тихо и громко»: П→Б; Ф→В; С→… От «опорного звука»: 1)губы в улыбке, произносим Д-Д-Д → подуй (контроль выдоха ); 2)произносим ВВВ→ВВВ+язык между губами →поднимаем верхнюю губу → продвигаем язык за зубы (НЕ при межзубном сигматизме !) Обратная ассимиляция С+ДА (с паузой →без паузы →ЗДА)

Слайд 22

Принципы автоматизации З в речи З перед согласными Д, Б, В (сочетания АЗДА, ЭЗДА и т.п., АЗБА, ИЗБА и т.п.) и слова с этими сочетаниями →тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→тексты

Слайд 23

Формирование звука Ц Аффриката (сочетание взрывного и фрикативного звука с единым местом образования)→ Т+С с паузой →без паузы ТС (моторная опора – удар рукой ) →Ц

Слайд 24

Принципы автоматизации Ц в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце → тексты со словами, содержащими Ц в абсолютном конце Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты

Слайд 25

Опорные точки правильной артикуляции шипящих Ш, Ж Губы раскрыты и округлены Кончик языка поднят за верхние зубы без упора ( Хватцев 1969: при наличии искажений следует всегда ставить верхнюю артикуляцию ) Спинка языка широкая Воздушная струя проходит через ротовую полость по средней линии спинки языка (центральная воздушная струя)

Слайд 26

Искажения артикуляции шипящих Шипящий сигматизм (онтогенез!) Губно-губной и губно-зубной сигматизм Межзубный сигматизм Боковой сигматизм Носовой сигматизм

Слайд 27

Артикуляционные упражнения для формирования шипящих Упражнения для формирования широкой спинки языка Упражнения на выработку центральной воздушной струи Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания

Слайд 28

Артикуляционные упражнения для формирования шипящих Упражнения для формирования артикуляционной позиции языка и губ Губы: НЕ фиксируем внимание на вытягивании губ вперед (провокация губного сигматизма !) Язык наверху: -проводим языком по верхней губе (3-5 раз) - проводим языком по верхним зубам (3-5 раз) - «лесенка»: язык на верхнюю губу → на верхние зубы →ЗА верхние зубы (в «бугорки» – альвеолы) - цокание языком с упором в альвеолы - «гриб на тонкой ножке»: цокаем → язык присасывается к небу → удержание языка

Слайд 29

Формирование звука Ш «Чашечка снаружи и внутри»: контроль у зеркала + «витамин в чашечке» → подуй (контроль выдоха ) «Сборка» артикуляционных упражнений: язык широкий, за верхними зубами, губы разомкнуты, округлены, но не вытянуты→ подуй (контроль выдоха)

Слайд 30

Формирование звука Ш От «опорного звука» Произносим Т-Т-Т→ язык наверх, Т-Т-Т «в бугорках» (подобно t-t-t) → подуй Произносим ССС + язык наверх Произносим РРР → произносим РРР шепотом (игра «Громко и тихо»)+ притормаживаем вибрацию механически !Взрослый (логопед, родители), показывая образец, «дует» беззвучно + контроль температуры выдыхаемой воздушной струи («теплый ветер»)!

Слайд 31

Принципы автоматизации Ш в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце →тексты со словами, содержащими Ш в абсолютном конце БЕЗ звука Ш и шипящих в других позициях Ш перед согласным К (сочетания АШКА, ИШКА и т.п.) и слова с этими сочетаниями → тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты

Слайд 32

Формирование звука Ж От «опорного звука» Произносим Д-Д-Д→ язык наверх, Д-Д-Д «в бугорках» (подобно d-d-d) →подуй Произносим ЗЗЗ + язык наверх Игра «Тихо и громко»: П→Б; Ф→В; Ш → … Обратная ассимиляция Ш+БА (с паузой →без паузы →ЖБА )

Слайд 33

Принципы автоматизации Ж в речи Ж перед согласными Д, Б (сочетания АЖДА, ЭЖДА, АЖБА и т.п.) и слова с этими сочетаниями →тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами →тексты

Слайд 34

Что сначала – Ч или Щ? Если нет ни Ч, ни Щ – сначала Щ Если есть Ч → произносим Ч протяжно → Щ Если есть Щ →Т̕+Щ с паузой →без паузы (моторная опора – удар рукой)→Ч

Слайд 35

Формирование звука Щ От «опорного звука» Произносим С̕ + логопед пальцами сближает уголки губ ребенка в горизонтальной плоскости Произносим С ̕ + продвигаем язык в глубину ротовой полости; позже добавляем утрированный выдох (внешний контроль силы выдоха: «прокати», «сдуй», «забей гол»)

Слайд 36

Формирование звука Ч От «опорного звука»: произносим Т̕ + логопед пальцами сближает уголки губ ребенка в горизонтальной плоскости Т̕ +Ш с паузой →без паузы (моторная опора – удар рукой) → Ч

Слайд 37

Принципы автоматизации Ч и Щ в речи Слоги структуры ГС (нелабиализованные гласные А, Э, Ы, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами в абсолютном конце → тексты со словами, содержащими Ч/Щ в абсолютном конце Ч перед согласными К,Т (сочетания АЧКА , ИЧКА и т.п., АЧТА,ОЧТА и т.п.), слова с этими сочетаниями → тексты Слоги структуры СГ (нелабиализованные гласные А, Э, И → лабиализованные гласные О, У) и слова с этими слогами→ тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков.

Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков....

Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков

Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков...

Формирование правильного произношение шипящих звуков в речи детей через устное народное творчество

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Боль...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Реутина И.Н. Нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Буклет.

Буклет содержит методические рекомендации по исправлению произношения свистящих и шипящих звуков у детей с нарушениями речи....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Рекомендации для родителей и педагоговДошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у...

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков ([C], [C’],[З],[З’],[Ц])

Комплекс упражнений для выработки правильного произношениясвистящих звуков ([C], [C’],[З],[З’],[Ц])«ЗАБОРЧИК»Описание: рот закрыт, верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты...