Реутина И.Н. Нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Буклет.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Реутина Ирина Николаевна

Буклет содержит методические рекомендации по исправлению произношения свистящих и шипящих звуков у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правильная артикуляция звуков Ш, Ж

  • Губы слегка округлены;Звука [Ш]  Звук [Ш] — всегда твердый глухой согласный. Парного ему мягкого зв
  • Широкий кончик языка поднят к нёбу, но не касается его, образуя щель;
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Форма языка напоминает чашечку;
  • Воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка,

она широкая, теплая.

(Звук Ш - глухой, Ж - звонкий, работают голосовые связки)

Дефекты артикуляции звуков Ш, Ж

Сигматизм шипящих:            Парасигматизм:

-межзубный                      замена шипящих на звуки

-боковой одно-                  С, З, Ф, Ч, Т, Х и др.

 и двусторонний

-межзубно-                        Дефекты смягчения,

 боковой                                   озвончения

-носовой

Методы и приемы постановки звуков Ш, Ж

1.Постановка звука Ш от артикуляционных

упражнений

Ребенок по показу логопеда учится дуть на «чашечку» и заносить её в рот к альвеолам.

2.Постановка звука Ш от опорного звука Т

Ребенок несколько раз с придыханием произносит звук [Т], ударяя кончиком языка в альвеолы. Затем, постепенно удлиняя выдох, уже не ударяет в альвеолы, а только поднимает к ним кончик языка.

3.Постановка звука Ш от опорного звука С

Ребенку предлагают длительно произносить звук [С]  и в это время вести язычком по передним зубам, переходя с нижних на верхние, а затем и на альвеолы.. Во время длительного произнесения звука [Ш] логопед нажимает пальцами на уголки рта ребенка, слегка выдвигая вперед его губы.

4.Постановка звука Ш от опорного звука Р

Ребенку предлагают произнести звук [Р] сначала громко, затем шепотом, а потом совсем тихо,

чтобы язычок перестал вибрировать. При этом слышится звук [Ш].

5.Постановка звука Ш с механической помощью.

Ребенку предлагают длительно произнести звук [С] при верхнем положении языка. Во время такого произношения логопед вводит в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик языка, медленно продвигает язык вглубь до тех пор, пока не послышится четкий звук [Ш].

6.Постановка звука Ж.

Звук Ж ставится на базе звука Ш с включением голоса. Используется тактильный контроль, держа руку на горлышке, и слуховой контроль, закрывая ладошками уши и сравнивая звучание [Ш] и [Ж] .

7.Постановка звука Ч от звука ТЬ

Ребенку предлагают округлить губы, быстро произносить слоги ТИ-ТИ-ТИ, кончик языка при этом должен касаться середины нёба. Логопед пальцами нажимает на щеки ребенка, выдвигая вперед его губы. В этом положении будет слышаться ЧИ-ЧИ-ЧИ.

8.Постановка звука Ч от звуков ТЬ и Щ

Ребенок округляет губы и произносит последовательно ТЬ-Щ, ТЬ-Щ, ТЬ-Щ с ускорением. В результате будет слышаться звук [Ч].

9.Постановка звука Щ от звука Ш

Ребенку предлагается смягченно произнести звук [Ш] по аналогии с парами звуков Т - ТЬ, С - СЬ.

10.Постановка звука Щ от звука СЬ

Проводится аналогично с постановкой звука [Ш] от [С].

11.Постановка звука Щ от звука Ч

Длительное произнесение звука [Ч] с последующим отделением второго звука.

МБДОУ детский сад «Звёздочка»

г. Зернограда

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДОУ

Нарушение  произношения свистящих  и  шипящих звуков

Приемы и методы работы

                 Из опыта работы

                      учителей-логопедов                         Бендикс Т.В.,

                Реутиной И.Н.

При устранении причин нарушений

произношения необходимо:

  • Выявить и по возможности устранить аномалии строения речевого аппарата
  • Знать правильную артикуляцию звука
  • Соблюдать все этапы постановки звука
  • Применять подходящий способ постановки звука с учетом дефекта артикуляции
  • Опираться на различные сохранные анализаторы - слуховой, зрительный, тактильный, двигательный
  • Проводить занятия на положительном

эмоциональном фоне - создавать ситуации успеха, использовать похвалу, поощрение

Этапы постановки звука

  • формирование фонематического слуха;
  • развитие артикуляторной моторики;
  • выработка целенаправленной воздушной струи;
  • работа по непосредственной постановке звука.

Способы постановки звука

  • по подражанию;
  • от артикуляционных упражнений;
  • от опорных звуков;
  • с механической помощью

Комплекс артикуляционных упражнений

1.Для свистящих звуков:

 «Окошечко», «Заборчик»,

 «Трубочка», «Лопаточка»,

 «Накажем непослушный язычок»,

 «Почистим нижние зубки», «Качели»,

 «Киска сердится», «Веник»

2.Для шипящих звуков:

«Окошечко», «Лопаточка»,

 «Накажем непослушный язычок»,

 «Причеши язычок», «Почистим верхние зубки»,

 «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка»,

 «Парус»

Комплекс упражнений для развития

правильного речевого выдоха

 «Подуй на бабочку, листочек…»

 «Подуй на лопаточку», «Желобок»,

 «Забей мяч в ворота», «Парашютики»

Правильная артикуляция звуков С,З (СЬ,ЗЬ)

  • Губы в улыбке;
  • Зубы сближены;http://mypresentation.ru/documents/467001f0ff762a7d120b4ac672a1ebec/img3.jpg
  • Язык широкий, кончиком упирается в нижние зубы;
  • Спинка языка выгнута, посередине её образуется желобок, по которому проходит узкая воздушная струя;
  • Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних зубов.

  (Звук С - глухой, З - звонкий, работают  

    голосовые связки)

Дефекты артикуляции звуков С,З (СЬ,ЗЬ)

Сигматизм свистящих:              Парасигматизм:

-межзубный                    замена свистящих на звуки

-губно-зубной            Ш, Щ, Ф, Ч, Т, Х и др.

-призубный

-шипящий                        Дефекты смягчения,

-боковой                                озвончения

-межзубно-боковой

-носовой

Методы и приемы постановки звуков

 С,З (СЬ,ЗЬ), Ц

1.Постановка звука С от звука Ф

Предложить ребенку длительно произнести звук [Ф] . Во время произнесения звука [Ф] логопед пальцами оттягивает нижнюю губу ребенка. Слышится приближенный звук [С] . В дальнейшем звук уточняется.

2.Постановка звука С от звука Т

Ребенку предлагают улыбнуться и длительно с придыханием произнести звук [Т] . На ладони струйкой должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [Т] будет слышаться неясный свистящий звук – «работает насос».

В дальнейшем тренируем только звук «насоса».

3.Постановка звука С на вдохе

Ребенку предлагают приоткрыть рот, положить широкий язык на дне ротика так, чтобы он прикасался к нижним зубам. Затем сблизить зубки, вытянуть губы в улыбке и «всосать» в себя чуть-чуть воздуха, так, чтобы он попал на кончик языка. Язычок должен почувствовать холодок. В результате послышится тихий звук С. А теперь нужно постараться выдуть воздух через кончик языка наружу, как бы «процедить» его сквозь зубы.

4.Постановка звука СЬ от звука И

Ребенку предлагают улыбнуться и длительно произнести звук [И] . Язык при этом принимает положение, близкое к положению при правильной артикуляции звука С. Затем, не меняя положения языка, выдохнуть по подражанию: «И-и-с-с-и!»

5.Постановка звука С от правильного звука СЬ

Ребенку предлагается улыбнуться,  прислонить кончик языка к верхним зубам и посвистеть, произнося СЬ и направляя струю воздуха на ладонь. Во время длительного произнесения звука СЬ ребенок должен постепенно округлять губы и вытягивать их в трубочку. При этом звук С будет звучать более твердо.

6.Постановка звука С с механической помощью

Предложить ребенку улыбнуться, положить широкий язычок между зубами и подуть на его кончик. Пока ребенок дует, поместить узкий шпатель (спичку, зубочистку) по средней линии языка, опуская кончик языка вниз за зубы и образуя желобок для выхода направленной воздушной струи. После этого ребенок должен сблизить зубы, оставляя язык за зубами и продолжая при этом дуть на кончик языка. Регулировать степень нажатия на шпатель, добиваясь правильного произношения.

7.Постановка звука З(ЗЬ) от звука С(СЬ)

Звук З ставится от звука С с включением голоса. Используется тактильный контроль, держа руку на горлышке, и слуховой контроль, закрывая ладошками уши и сравнивая звучание С и З.

Мягкий вариант ЗЬ ставится по подражанию.

8.Постановка звука Ц

Звук Ц ставится от правильно произносимых звуков Т и С. Ребенку предлагается раздельно и внятно произносить сочетание звуков Т и С: «Т-С, Т-С». При постепенном ускорении темпа произнесения: «Т-С-Т-С-Т-С», звуки Т и С сливаются воедино и слышится звук Ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Уважаемые родители и педагоги!Перед вами многовариантная игра, которая в интересной форме поможет:Развивать внимание, память и мышление вашего ребенка.Развивать и обогащать словарный запас и кру...

Материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков.

Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков....

Задания для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

Материалы предназначены для самостоятельной работы после постановки звука логопедом...

Стихотворения и скороговорки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков

Речевой материал, который могут использовать родители, логопеды и воспитатели. Матераил предназначен для этапа диффернциации свистящих и гипящих....

Формирование правильного произношения свистящих и шипящих согласных

Речевое развитие ребенка одна из особо волнующих тем !...

Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)

Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...