Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте. Звуки В, ВЬ. Буква В.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Полухина Елена Валентиновна

Предоставляется конспект по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В" в форме игрового занятия.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте

Тема: Звуки В, ВЬ. Буква В.

Цель: Познакомить с артикуляторно-акустической характеристикой  звуков В, ВЬ. Познакомить с буквой В.

Задачи:

Коррекционные: обучение четкому произношению звуков [В], [В'], дифференциация звуков В, Вь на слух и в произношении, соотнесение звука и буквы, развитие фонематических процессов, звуко-слогового анализа, развитие навыков слитного чтения, обучение четкому воспроизведению слоговых рядов из 3 элементов, активизация словарного запаса.

 Развивающие: развитие слухового, зрительного восприятия, слухового внимания развитие силы голоса, развитие координации речи с движениями, развитие зрительного анализа и синтеза, развитие мышления (операция анализ).

Воспитывающие: воспитание умения выслушивать ответы товарища.

Оборудование: презентация в формате Power Point, магнитофон, магнитофонная запись, пособие «Хоккеисты», картинный материал, элементы букв, символы звуков, зеркала, мяч, касса букв.

Ход занятий

I. Орг. момент

- Какая тема звучала у нас на предыдущей неделе? (Спорт. Спортивные профессии.)

- Назовите командные виды спорта. (Хоккей, футбол, баскетбол, волейбол…)

- Сегодня мы с вами поговорим о хоккее.

- Чтобы состоялась игра хоккей, давайте вспомним, что для этого необходимо.

Демонстрация презентации. Учитель-логопед показывает предметные картинки. Дети называют их. (Стадион, команда, судья, ворота, клюшки, шайба, болельщики.)

- Предлагаю вам сегодня быть болельщиками и пройти на стадион.

Под музыку «Великолепная пятерка и вратарь» дети проходят на свои места.

II. Изучение нового материала

1. Акустико-артикуляционная характеристика звуков В, ВЬ.

- Сегодня у нас играют хоккеисты Ваня и Веня.

- Назовите первый звук в слове Ваня. (В)

- Возьмите зеркала и произнесите звук В.

- Как мы произносим звук В? Что делают губы зубки? (Верхние зубы касаются нижней губы.) Свободно выходит воздух или встречает преграду?

- Посмотрите, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха.

- Давайте проверим, работает ли горлышко.

- Дайте характеристику звуку В. Каким символом обозначаем звук В? Поэтому Ваня одет в синюю форму и желтый шлем.

-  Назовите первый звук в слове Веня. (ВЬ) Ведется аналогичная работа. Поэтому Веня одет в зеленую форму и желтый шлем.

- Мы с вами болельщики. Давайте выразим несогласие судье, т.к. долго не начинается матч. Громко произнесем звук В. Тихо произнесем звук В. Коротко громко свистнем ВЬ, а теперь тихо ВЬ.

- Сегодня мы с вами на занятии будем учится различать звуки В и ВЬ и познакомимся с буквой, которая их обозначает.

2. Развитие фонематических процессов, слогового анализа

- Я буду произносить звуки, слоги, слова. Если вы услышите твердый звук В, слегка стукните по столу кулачками. Если услышите мягкий звук ВЬ, покажите улыбку.

В, вь, вь, в, ва, вя, вы, ви, вю, ву, ава, овё, иви, ово, вада, ветер, вертолет, поводок, креветка, ванна, павлин, вилка, ворона.

- Болельщики на стадионах кричат речевки, а мы с вами произнесем слоги.

ва-ва-вя

вя-вя-ва

ва-вя-ва

вы-ви-ви

ви-вы-ви

во-во-вё

во-ве-во

- В хоккей играют две команды. Болельщики спорят какая команда лучше. Я буду произносить слоги с твердым звуком В. Вы должны заменить твердый звук В на мягкий звук ВЬ и произнести получившийся слог. Например, ва-вя…

- А теперь замените мягкий звук в слогах на твердый.

- Начинается игра. Хоккеисты друг другу будут забивать шайбы. У вас на столах конверты с картинками. Достаньте их. Вы называете предмет и определяете, какой звук спрятался в слове твердый или мягкий. Если твердый, то гол забил Ваня своему сопернику. Если мягкий, то гол забил Веня своему сопернику. Дополнительно скажите, где спрятался звук.

- Кто у нас сегодня победил?

- Болельщики скандируют на трибунах, а мы с вами будем делить слова на слоги.

- Болельщики устали. Давайте немного отдохнем.

Физминутка «Юные спортсмены»

- Под музыку «Хэй-хэй, себя не жалей! Это- Хоккей!» дети проходят для выполнения физминутки.

С какими звуками мы сегодня познакомились?

- Звуки В и ВЬ обозначаются буквой В.

3. Знакомство с буквой

- Учитель-логопед произносит стишок про букву.

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В — велосипед.

- На что похожи буква В.

- Посчитайте, из скольких элементов состоит буква В. Назовите эти элементы.

- Рисование буквы в воздухе.

- Составление буквы из элементов.

- Нахождение буквы в кассе.

- Чтение слогов, слов с буквой В.

III. Закрепление

Развитие навыков звуко-слогового анализа.

- Звуко-буквенный анализ слов: вата, фантик.

IV. Итог занятия

- С какими звуками мы сегодня познакомились. Чем они похожи? Чем отличается?

- Какой буквой обозначаются звуки В, ВЬ?

- Мы с вами учились различать звуки В, ВЬ, а какие задания мы еще выполняли?