Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старших и подготовительных логопедических группах для детей с ФФНР
рабочая программа по логопедии по теме

Мустафина Фирюза Шагидулловна

Рабочая праграмма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошколь ное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей

 

                                                             

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы

в старших и подготовительных

 логопедических группах

 для детей с ФФНР

                                       

                                         

                             

   

 

                                   

Составитель: Мустафина Ф.Ш.

 

                                       

г.Пыть-Ях

2013 – 2014 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея сохранный слух и полноценный интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.  Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от  множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья порождения речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

    - искажения звуков;

    - замена звуков более простыми звуками по артикуляции;

    - смешения звуков.

Неправильное произношение звуков в данном случае – лишь вершина айсберга, так как эти отклонения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении, ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития  фонематического восприятия у такой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: они не могут выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове, последовательность звуков в слове.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей  по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированное обучение позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.

Основная цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений, развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников.

            Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:

    - формирование правильного произношения и уточнение  артикуляции уже имеющихся звуков;

    - развитие фонематического восприятия;

    - развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

    - подготовка детей к обучению грамоте;

    - расширение и активизация словаря;

    - воспитание  выразительной, связной, грамматически  правильно оформленной речи.

Итак, формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Для достижения цели программы необходимо выполнение следующих условий: 

- достаточная квалификация учителя-логопеда, успешное владение коррекционными методами и приемами логопедической работы;

- углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей;

- выполнение полного объема коррекционных мероприятий по формированию и развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

- постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса, уточнение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной  логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским и др. Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И.Жинкин, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребенка и готовности к овладению грамотой.

Базисная часть программы направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
  • Постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);
  • Дифференциация звуков на слух и в произношении;
  • Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • Развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
  1. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.
  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  • Развитие качественной характеристики лексических средств;
  • Выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
  • Развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов;
  • Обращать внимание на правильное употребление скоррегированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.
  1. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Итак, обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетическим строем  языка, подготовку к овладению навыками письма и чтения аналитико-синтетическим методом и предполагает усвоение элементарной грамоты и графомоторных навыков. Программой предусмотрено проведение систематических упражнений, направленных на расширение и уточнение лексики, на воспитание грамматически правильной связной выразительной речи.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Анализ представленных документов на ПМПк, индивидуальное психолого-педагогическое обследование воспитанников на ПМПК позволяют обосновать необходимость комплектования группы с ФФНР со сроком обучения 10 месяцев (заключение ПМПК). По окончании обучения фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Наполняемость группы – 12 человек.

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия для обеспечения разнообразной активной деятельности детей. Режим дня и сетка занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи.

Основные направления работы по развитию речи детей с ФФНР:

  • Формирование полноценных произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скоррегированном речевом материале осуществляется:

  • Развитие  внимания к морфологическому составу слов и словоизменению в составе предложений;
  • Обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оттеночному значению слов;
  • Воспитание умения правильно составлять простое распространенное, сложное предложение, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей с ФФНР осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
  5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.
  6. Принцип воздействия на все стороны речи.
  7. Принцип опоры на сохранные звенья.
  8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.
  9. Принцип учета ведущей деятельности.
  10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
  11. Принцип воздействия на микросоциальное окружение.

По мере продвижения в исправлении дефектного произношения звуков выдвигаются следующие принципы:

  • Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи, учитывающий психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций – от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
  • Активизация речевой практики, т.е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условиях общения. Используются наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

Отбор и структурирование  программного содержания основаны на изучении речевой деятельности детей 6 лет с ФФНР, выделении ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения и анализе специфических проявлений, обусловленных клиническими и этиопатогенетическими причинами. Специфика речевого нарушения у детей с ФФНР состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют тщательной индивидуально ориентированной коррекции. Поэтому коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ФФНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового  и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
  • Развитие навыков связной речи дошкольников.
  • Развитие коммуникативности и успешности в общении.
  • Совершенствование когнитивной сферы воспитанников.
  • Развитие общей и мелкой моторики, формирование графо-моторных навыков, ручной умелости.

Программа предназначена для детей с ФНР и ФФНР от 5,5-6 лет до 6,5-7 лет.

Нормативный срок освоения данной программы - 1 год. Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий распределено по периодам и году обучения. Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ФФНР. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи,

-Фронтальные (подгрупповые) занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте,

-Индивидуальные (подгрупповые) занятия по коррекции дефектов звукопроизношения.

Форма организации занятий  – подгрупповая, индивидуальная. Продолжительность занятий: 15 минут (согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.  СанПин 2.4.1.3049–13», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации). Для подгрупповых занятий объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2-4 человек.

Коррекция произношения может осуществляться во время общеобразовательных занятий воспитателя (кроме занятий по развитию речи и математике). Занятия должны носить индивидуальный и подгрупповой характер. Микрогрупповые занятия для 2-4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут. График индивидуальных занятий составляется в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня  (2 раз в неделю). При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю-логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.). В “Журнале учета посещаемости индивидуальных  логопедических занятий детьми” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.  На итоговом этапе коррекции дефектов звукопроизношения педагоги группы должны подвести воспитанников к активизированию приобретенных навыков верного произношения в специально спроектированных речевых ситуациях с учетом скоррегированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия; предусматривать организацию коллективных форм общения детей между собой; развивать детскую самостоятельность в «оречевлении» предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

На протяжении учебного года (с сентября по май включительно) учитель-логопед оформляет пять видов документации:

-   речевую карту на каждого ребенка;

-   перспективный и календарный план работы;

-   индивидуальные тетради на каждого ребенка;

-   годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Итак, функции деятельности учителя-логопеда определяют должностные обязанности.

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная и совместная деятельность детей).

Направления коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе с ФФНР:

  1. Совершенствование произносительной стороны речи
  2. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
  3. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
  4. Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма.

В итоге логопедической работы  речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • Овладеть правильным звукослоговым оформлением речи;
  • Четко дифференцировать все изученные звуки;
  • Различать понятия «звук»,  «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «звонкий - глухой звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • Находить в предложении слова с заданным звуком определять место заданного звука в слове;
  • Читать и правильно понимать прочитанное в пределах программы;
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • Выкладывать из букв разрезной азбуки и писать печатными буквами слоги, 1-2-3-х сложные слова и короткие предложения с применением всех усвоенных правил правописания;
  • Овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихотворений.

Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений  в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, т.е. при активной, скоординированной работе с родителями (законными представителями) воспитанников не только воспитателей группы, но и учителя-логопеда

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены массовой программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда.

Простого механического повторения и накопления навыка произнесения речевых структур каждым ребенком недостаточно для усвоения звуковой стороны речи воспитанников. Этим оправдано обязательно взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования совместно всеми педагогами группы.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

  • Формирование правильного произношения.
  • Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя группы с ФФНР:

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей и комфорта в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования ПМПк, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

8.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

9. Развитие фонематического восприятия детей.

9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда.

10. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, словесного анализа предлож.

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

12. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.        

13. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников.

14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, формирование навыка составления рассказов-описаний, рассказа по картинке, сериям картинок, пересказов.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

         

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы складывается также из оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении.

На учителя-логопеда возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-развивающей среды и оборудованию логопедического кабинета в соответствии с требованиями (Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. «Настольная книга логопеда» М.,2005г.);

-по систематизации и пополнению дидактического, методического материала по разделам (заполняется «Картотека имеющегося в кабинете материала по содержанию разделов»).

На воспитателей группы возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей дошкольников с ФФНР,

-по содержанию и насыщению коррекционного уголка для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда, оборудованного в группе.

Разработана на основе следующих программ и методических пособий:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей подготовительного возраста». М., 2009г.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., 1999г.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М.,1978г.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник правильно говорит». С-П,1998г.
  2. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе». М.,1998г.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)». М., 1999г.
  4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М.,1999г.
  5. Тимонян Е.И. «Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте». С-П.,2002г.
  6. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». М.,1999г.
  7. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно» С-П, 1996г.