Схема обследования ребенка
методическая разработка по логопедии по теме

Павлова Елена Николаевна

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи

( от 4-х  до 7-ми лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skhema_obsledovaniya_detey.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи

( от 4-х  до 7-ми лет)

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________

Дата рождения, возраст______________________________________________________________

Национальность (отметить, если есть документ)_________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Из какого д/с поступил(а)_____________________________________________________________

                                                      ( №  д/с, район)

Дата поступления в речевую группу________________  Решение  МППК от__________________

протокол №_____________________ принят на срок______________________________________

Заключение МППК _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты_____________________ Логопед___________________________

Решение МППК от  ___________  продлено пребывание в логопедической группе с диагнозом

___________________________________________________________________________________

на срок ______________________ Ответственный за продление (Ф.И.О.) ____________________

Члены МППК ______________________________________________________________________

Решение МППК от ____________ продлено пребывание в логопедической группе с диагнозом

___________________________________________________________________________________

на срок ______________________ Ответственный за выпуск (Ф.И.О.) _______________________

Решение МППК от ____________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) __

___________________________________________________________________________________

в_________________  (тип школы, д/с)  Ответственный за выпуск  (Ф.И.О.)__________________

Члены МППК ______________________________________________________________________

(фамилии логопедов)

АНАМНЕЗ

Мать______________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец ______________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания _________________________________________________________

Наличие нервно-психических, хронических соматических  заболеваний до  рождения ребенка

(заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные) __________________________

___________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________

___________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок _____________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; травмы, психозы, простудные и инфекционные заболевания, применение медикаментозных средств, употребление никотина, наркотиков, алкоголя, повышенный фон радиационного излучения) ___________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные) ______________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов, кесарево сечение)___________________________________________________________________________

Травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка) _________________________________________________________________________

Когда закричал ребенок _____________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _____________________________

Вес _______________________ Рост при рождении _______________________________________

Вскармливание:

  • когда принесли кормить_____________________________________________________
  • характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудности удержания  соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания)___________________________________
  • грудное вскармливание до ___________________________________________________
  • последующее вскармливание (смешанное, искусственное) ________________________

Когда выписали из роддома __________________ (если задержали, то почему)________________

___________________________________________________________________________________

После выписки из родильного дома:

  • особенности сна ___________________________________________________________
  • особенности бодрствования    ________________________________________________        

РАННЕЕ  ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Когда стал держать голову__________________________________________ (в норме  с 1,5 мес.)

Когда стал ползать __________________________________________________ ( в норме с 5 мес.)

Когда стал сидеть ___________________________________________________ ( в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить _______________________________________________ ( в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ______________________________________ ( в норме  с 6-8 мес.)

К году зубов _______________________________________________________________________

Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях,  заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений ________

___________________________________________________________________________________

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

После года:

     до 3 лет _________________________________________________________________________

     ________________________________________________________________________________

     после 3 лет ______________________________________________________________________

     ________________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты):

педиатр  ___________________________________________________________________________

невропатолог______________________________________________________________________

офтальмолог    ______________________________________________________________________

оториноларинголог  _________________________________________________________________

хирург  ____________________________________________________________________________

 РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление ___________ (2-3 мес.) Лепет ___________ (4-8) мес.) Первые слова _____________(1г.)

Первая фраза ____________________________________________________________ (1.5-2 года)

Отмечались ли грубые искажения звукослоговой структуры и аграмматизмы после 3 лет ______

___________________________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту ___________________________________________

Наличие двуязычия в семье __________________________________________________________

Занимался ли с логопедом, результат __________________________________________________

___________________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Первичное обследование (беседа):

Как тебя зовут? ____________________________ Сколько тебе лет? ________________________

С кем ты пришел в детский сад? ______________________________________________________

Где ты живешь? ____________________________________________________________________

С кем ты живешь? __________________________________________________________________

Как зовут твоих родителей? __________________________________________________________

Сколько у тебя пальцев на руке? ___________________ Покажи один _______________________

Покажи много ______________ Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи) ___________

___________________________________________________________________________________

Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь ___________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Особенности поведения во время обследования:

  • познавательная активность (высокая – низкая) ___________________________________
  • внимание (устойчивое – неустойчивое) _________________________________________
  • устойчив в деятельности – слабая регуляция произвольной деятельности ____________
  • эмоциональное и двигательное беспокойство – вялость, пассивность ________________
  • контактность _______________________________________________________________

АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

  1. Аппетит _____________________________________________________________________
  2. Сон (долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение) ______________________________
  3. Взаимоотношения со взрослыми (ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные) ____________________________________________
  4. Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм) _____________________________
  5. Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно) ________________________________________________________________
  6. Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения) __________________________________
  7. Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное) _____________________________________________
  8. Часто ли меняется настроение __________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Слуховое внимание:
  • Определение направления звука: «Где позвонили?»

- вверху ____________ внизу ___________ слева ___________ справа ___________

  • Дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка) ___________________________________________________

   

  1. Восприятие и воспроизведение ритма:*
  • от 3 до 4 лет (из 3 элементов):   --. ,  ..- ,  -.- ,  .-., -.. -  __________________________
  • от  4 до 5 лет (из 4 элементов):  --..,  -..-,  ..--,  -…,  …-  ________________________
  • от 5 до 7 лет ( из 5 элементов):  --..-,   -..--,   --…,  …--  ________________________  

  1. Зрительное восприятие:

Параметры изучения

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Подбор предмета к изображению

Контуры фигур

Неполный рисунок

Перечеркнутые фигуры

(выделяет или нет)

Наложенные предметы

(выделяет или нет)

        

___________________________

*  - длительный звук,  . короткий звук.

Параметры изучения

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Подбор картинок к цветовому фону

Различает, соотносит, называет

Различает, соотносит, называет

Различает, соотносит, называет

Различает, соотносит, называет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Черный

Белый

Оранжевый

Розовый

Голубой

Коричневый

Сиреневый

Подбор парных картинок из ряда

ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС И ПРАКСИС

Схема тела

Показать правую и левую руку

Показать правую и левую ногу

Показать правый и левый глаз

Показать правое и левое ухо

Показать правую руку  у соседа

Показать правую руку напротив (проба Хэда)

Показать правой рукой  левый глаз (проба Хэда)

Показать левой рукой правое ухо (проба Хэда)

Показ предметов с точкой отсчета от себя

Впереди

Сзади

Вверху

Внизу

Слева

Справа

Слева внизу/слева вверху

Справа внизу/справа вверху

Параметры изучения

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Складывание пирамиды

Из 3 частей

Из 5-12 частей

Складывание разрезных картинок

2-3 части

4 части

6-8 частей

Складывание кубиков

4 части

6 частей

9-12 частей

Складывание фигур из палочек:

а) по образцу

б) по памяти

а

б

а

б

а

б

а

б

Из 2-4

Из 4-6

Характер выполнения

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

ИССЛЕДОВАНИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ

Покажи рожки (2-5 пальчиков)

Сложи кольцо 1-2, 3, 4, 5

Попеременно соедини 1 со 2, 3, 4, 5 и обратно

Правая

Левая

Обе

«Здороваются пальчики правой и левой руки»

Застежка

Шнуровка, бант

Кулак-ребро-ладонь

Чередование движений: правая рука-ладонь, левая рука-кулак, далее – наоборот

Объем движений

Полный, неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Переключаемость движений

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Сопутствующие движения

Имеют место,

нет

Имеют место,

нет

Имеют место,

нет

Имеют место,

нет

Наличие леворукости

Параметры изучения

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Умение держать карандаш

Умение рисовать прямые линии

Умение рисовать круги

Умение рисовать ломаные линии

Умение рисовать замкнутые линии

Умение рисовать человека

Умение рисовать волнистые линии

Умение выполнять ножницами прямой, косой разрез

Умение вырезать ножницами фигуры среднего размера

ИССЛЕДОВАНИЕОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Параметры изучения

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Пройти по дорожке, начерченной на полу

Перешагнуть через препятствие 25-30 см

Подпрыгнуть на месте на двух ногах

Бросить – поймать мяч двумя руками

Прыгнуть в длину с места

Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку

Бросить мяч из-за головы

Поскакать на левой, правой ноге

Попрыгать попеременно на правой – на левой ноге

Поймать мяч одной рукой

Подбросить и поймать мяч

Состояние общей моторики:

  • Точность движений  (точно, неточно) ____________________________________________
  • Темп движений (нормальный, быстрый, медленный)________________________________
  • Координация движений (нормальная, некоординированность) _______________________
  • Переключение от одного движения к другому _____________________________________
  • Активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство) ______________

РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА

Движения

Наличие или отсутствие движения

Тонус

Длительность удержания позы

Объем

Точность

Темп

Замена

Добавочные движении (синкинезии)

Переключение

Для мышц лица:

Нахмурить брови (рассердиться)

Поднять брови (удивиться)

Зажмурить глаза

Спокойно открыть и закрыть глаза

Последовательно закрыть правый, а затем левый глаз

Надуть щеки – «толстячок»

Втянуть щеки -  «худышка»

Для челюстей:

Рот широко открыть, закрыть

Нижняя челюсть вправо-влево

Для губ:

Растянуть губы в улыбке

Вытянуть губы вперед трубочкой

Улыбка – трубочка*

Для языка:

Язык широкий («лопаточкой») на нижней губе

Высунуть узкий язык («жалом»)

Язык широкий – узкий*

Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («качели»)

Круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье»)

Язык в форме «чашечки»

Пощелкать (поцокать) языком

Язык вправо-влево («маятник»)

Для мягкого неба:

Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук  [ А ]

Широко открыть рот и зевнуть

Параметры:

  • Тонус – нормальный, повышенный, пониженный
  • Объем движений – полный, неполный
  • Точность – точно, неточно
  • Темп – нормальный, быстрый, замедленный
  • Переключаемость движений – плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход
  • Замена одного движения другим
  • Тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы
  • Увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях
  • Отклонение кончика языка при высовывании
  • Слюнотечение
  • Отклонение маленького языка в сторону
  • Тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, пассивный, функциональный)
  • Сглаженность носогубных складок

* под счет: 3 раза – до 5 лет, 5 раз – с 5 лет

4 года:  ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5 лет:  _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6 лет:  _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ________________________________________

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ________________________________________________________________________________

в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный прикус, глубокий, переднеоткрытый, прямой) ___________________________

г) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) __________________________________________________________________________

д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________

е) язык ( макроглоссия, микроглоссия , с укороченной подъязычной связкой, наличие послеоперационного узла) ________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ

    4 года:

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________________________________

Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов для детей 5 лет, 4-6 слов для детей 6-7 лет) _________________________

__________________________________________________________________________________

Характеристика голоса:

  1. громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
  2. тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый и т.д.)__________
  3. модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности )__________________________

  5 лет:

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________________________________

Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов для детей 5 лет, 4-6 слов для детей 6-7 лет) _________________________

__________________________________________________________________________________

Характеристика голоса:

  1. громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
  2. тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый и т.д.)__________
  3. модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности )__________________________

    6 лет:

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________________________________

Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов для детей 5 лет, 4-6 слов для детей 6-7 лет) _________________________

__________________________________________________________________________________

Характеристика голоса:

  1. громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
  2. тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый и т.д.)__________
  3. модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности )__________________________

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    4 года:

Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный) _____________________________________

Ритм речи (нормальный, дисритмия) ___________________________________________________

Употребление ударений (словесного, логического) _______________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_____________

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

___________________________________________________________________________________

Выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная) ______________________

  5 лет:

Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный) _____________________________________

Ритм речи (нормальный, дисритмия) ___________________________________________________

Употребление ударений (словесного, логического) _______________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_____________

Особенности голоса:

- сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) ________________________________

- высота (высокий, низкий) ___________________________________________________________

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

___________________________________________________________________________________

Выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная) ______________________

    6 лет:

Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный) _____________________________________

Ритм речи (нормальный, дисритмия) ___________________________________________________

Употребление ударений (словесного, логического) _______________________________________

Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_____________

Особенности голоса:

- сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) ________________________________

- высота (высокий, низкий) ___________________________________________________________

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)

___________________________________________________________________________________

Выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная) ______________________

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (4 года)

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

П-Б-М

В-Ф

Д-Г-Н

К-Г-Н

Й

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л’

Р

Р’

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

(5 лет)

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

П-Б-М

В-Ф

Д-Г-Н

К-Г-Н

Й

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л’

Р

Р’

СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

(6 лет)

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

П-Б-М

В-Ф

Д-Г-Н

К-Г-Н

Й

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

Л’

Р

Р’

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

  1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет

дом-_________________    мостик- ___________________    кошка- _________________________

снег- ________________    каша - _____________________   капуста- ________________________

фантик- ______________   хлеб - _____________________   помидоры- ______________________

банка - _______________  спина - ____________________    тропинка- ______________________

___________________________________________________________________________________

с 5 лет

сквозняк - _______________   сковорода- ________________   температура- __________________

парашютист - _____________ скворечник- ________________ милиционер - _________________

аквариум- ________________  лекарство- _________________  простокваша-_________________

клубника - _______________   подснежник- _______________  фотография -__________________

___________________________________________________________________________________

с 6 лет:

тротуар -_________________ градусник -__________________ фотоаппарат -_________________

экскаватор -______________ виолончелист -_______________ регулировщик -________________

___________________________________________________________________________________

2. Предложения:

с 5 лет:

  • Парашютисты готовятся к прыжку. - _____________________________________________
  • В универсаме продают продукты. -_______________________________________________
  • Водопроводчик чинит водопровод. - _____________________________________________
  • Волосы подстригают в парикмахерской. - ________________________________________
  • Милиционер ездит на мотоцикле. - ______________________________________________

      ________________________________________________________________________________

с 6 лет:

  • Регулировщик руководит движением  на перекрестке. - _____________________________
  • У фотографа фотоаппарат со вспышкой.- _________________________________________
  • Виолончелист укладывает инструмент в футляр. -__________________________________

________________________________________________________________________________


СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ)

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

па-ба  -  __________________   ба-на  -  __________________   ва-та  -  ______________________

та-да  -  __________________   мя-ма  -  __________________  на-га  -  ______________________

та-на  -  __________________   га-да  -   __________________   ка-га  -  ______________________

___________________________________________________________________________________

с 5 лет:

ба-па-ба - __________________  да-та-да - __________________  га-ка-га -____________________

па-ба-па - __________________  за-са-за - __________________  та-тя-та - ___________________

жа-ша-жа - _________________  са-за-са - __________________  тя-та-тя - ___________________

___________________________________________________________________________________

с 6 лет:

за-жа-за - __________________  ща-ча-ща - _________________  ща-ся-ща - __________________

са-ца-са - __________________ са-ша-са - __________________ жа-за-жа - ___________________

ча-ша-ча - __________________ ла-ля-ла - __________________  ча-тя-ча - ___________________

___________________________________________________________________________________

2. Дифференциация  оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

    Показать картинки:

с 4 лет:

    кот – кит - __________________________     дом – дым - _______________________________

    мишка – мышка - _____________________     уточка – удочка - __________________________

    коса – коза -  _________________________   точка -бочка _______________________________

   _________________________________________________________________________________ 

с 5 лет:

    трава – дрова -   _____________________     бочка – почка - _____________________________

    лук – люк -  __________________________     корка-горка  - ______________________________

   _________________________________________________________________________________

с 6 лет:

   пашня – башня - ______________________     катушка – кадушка - _______________________

  крот – грот - _________________________   мышка – мошка - ___________________________

    _________________________________________________________________________________

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

4 года:

    миска – мишка - _____________________   крыса – крыша - _____________________________

    рожки – ложки - ____________________    коса – коза - ________________________________

   _________________________________________________________________________________

5 лет:

    вечер – ветер - ______________________   речка – редька - ______________________________

   суп-зуб - ____________________________  галка-галька - ________________________________

   _________________________________________________________________________________

6 лет:

    цветик – Светик - ___________________   челка – щелка - ______________________________

    лук – люк - __________________________  касса – каша - _______________________________

   _________________________________________________________________________________

   

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:

с 4 лет:

1.  Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. Узнать слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар._________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

с 5 лет:

2.   Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, удочка, Ира, ухо, облако. _______________________________________________________

с 6 лет:

3.     Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, мышь, камыш, танк, булка, чашка, щука.  _____________________________________

4.        Определение последнего звука в словах: дом, кот, барабан, муха, очки. _______________

__________________________________________________________________________________

5.        Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, лук, дом, каша, рама. ________________________________________________________________________

6.         Определение количества звуков в словах: дом, рак, совы, банан, кошка. _______________

 __________________________________________________________________________________      

7.         Составление слова из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на. ________________________

___________________________________________________________________________________

8.         Составление слова из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а. ______________________________

___________________________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ)

1.     Знание существительных и глаголов:

  • Покажи, где кукла, стол, стул, игрушки, посуда. __________________________________
  • Посади куклу, мишку и т.д. ____________________________________________________

2.      Дифференциация единственного и множественного числа существительных:

          Покажи, где:

          4 года:

          стол – столы - ____________  дом – дома - _____________  стул – стулья - ____________

          5 лет:

          медведь – медведи - ________ дерево – деревья -_________ стул – стулья - _____________

          6 лет:

         пень – пни - _______________ перо – перья - ____________ гнездо – гнезда - ____________     

3.       Различение предложно-падежных конструкций:

          4 года (с предлогами в, на, под, над) ______________________________________________        

  • Положи карандаш в коробку, на коробку, под коробку. _____________________________

          5 лет (с предлогами в, на, под, над, перед, за, около.)_________________________________

         

          6 лет (с предлогами на, под, над, перед, за, около, из-за, из-под) _______________________

  • Возьми линейку с книги, из книги, из-под книги.___________________________________

4.        Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картин-        

           кам):

            4 года:

  • Покажи, где:

самолет летит – самолеты летят - _____________________________________________

девочка идет – девочки идут - __________________________________________________

5.        Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба») 4 года:_______________________

            _____________________________________________________________________________

6.       Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:  

          Покажи, где:

          4 года:

          дом – домик - _______________________      стул – стульчик - ________________________

          замок – замочек - ____________________     шар – шарик - ___________________________

_____________________________________________________________________________

           5 лет: 

          стол – столик - _____________________    окно – окошечко - _________________________

         кровать – кроватка - _________________  ведро – ведерочко - ________________________

          6 лет:

         мяч – мячик - _______________________  одеяло – одеяльце - _________________________

         ваза – вазочка - _____________________  кресло – креслице - __________________________

6.        Дифференциация существительных с суффиксом  –инк-:

  • Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка.______________________________

7.         Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, пришел, вышел,      

            перешел, зашел._______________________________________________________________

8.         Понимание словосочетаний:

  • Покажи:

     ключом карандаш_______________________  ключ карандашом ______________________

           где хозяин собаки _______________________ где собака хозяина _____________________

          дочка мамы ____________________________ мама дочки ____________________________

          ______________________________________________________________________________


9.         Понимание простых распространенных предложений:

  • Покажи картинку:

Девочка рвет цветы.__________________________________________________________

Девочка играет в мяч. _________________________________________________________

Девочка убирает комнату._____________________________________________________

____________________________________________________________________________

10.       Понимание вопросительных предложений:

  • Кого ловит девочка?__________________________________________________________
  • Чем девочка ловит бабочку?____________________________________________________
  • Кто ловит бабочку?___________________________________________________________

11.       Понимание рассказа:

«Запасливый еж».

            В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил целые яблоки. Яблоки он    

         накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

.

        Кто жил в лесу? _______________________________________________________________

        Что он делал с яблоками? _______________________________________________________

         Куда он относил яблоки? _______________________________________________________

        Что еж заготавливал на зиму? ____________________________________________________

Уровень понимания речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный) _____________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

Номинативный словарь.

1.   Конкретные существительные.

      Предлагается назвать существительные по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Мебель» и др. – в соответствии с  Программой детского сада -  _______  

___________________________________________________________________________________

2.    Обобщающие понятия.

       Назвать одним словом группу предметов.

с 4 лет:

       Мяч, кукла, машина - ____________________________________________________________

       Чашка, тарелка, ложка - __________________________________________________________

        Рубашка, платье, шорты -_________________________________________________________

        Тапки, туфли, ботинки -__________________________________________________________

с 5 лет:

        Стул, стол, шкаф - ______________________________________________________________

        Огурец, помидор, морковь - ______________________________________________________

        Яблоко, банан, апельсин - ________________________________________________________

        Автобус, самолет, теплоход - _____________________________________________________

с 6 лет:

         Клубника, смородина, черника - __________________________________________________

         Волк, лиса, заяц - _______________________________________________________________

         Кошка, собака, свинья - _________________________________________________________

         Аист, кукушка, ласточка - _______________________________________________________

3.     Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

с 4 лет:

  • Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши_________________________________________
  • Части предметов мебели: спинка, сиденье, ножка __________________________________
  • Части автомобиля: кузов, колеса _________________________________________________

с 5 лет:

  • Части тела: голова, руки, нос, рот, грудь, живот, шея  и др. _________________________
  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье __________________________________
  • Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина____________________________________

С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь _______________________________________
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля______________________________
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор____________________________________
  • Части окна: рама, подоконник, стекло ___________________________________________

4.      Название профессий.____________________________________________________________

         ______________________________________________________________________________

       

Предикативный словарь

1.     Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 4 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня? __________________________________________________
  • Ответить на вопросы по картинкам:

Что делает мальчик? __________________________________________________________

 Что делает девочка? __________________________________________________________

 Что делают дети? _____________________________________________________________

 Что делает птица? ____________________________________________________________

с 5 лет:

  • Кто как передвигается: рыба____________________  лягушка _______________________

 птица ___________________  змея _________________ собака __________________________

 человек __________________  заяц _________________  конь __________________________

  • Кто как кричит: утка ____________________   собака ______________________________

кошка ___________________ курица ______________________  гусь ____________________

свинья __________________  петух _______________________  овца ____________________

 корова __________________ лошадь ______________________ коза  ____________________

с 6 лет:

  • Что какие звуки издает: часы ____________________ колокольчик ___________________

ветер__________________________________  дверь __________________________________

  • Кто что делает: повар _______________________ учитель __________________________

врач _________________ почтальон __________________строитель _____________________

_______________________________________________________________________________

Атрибутивный словарь.

1.     Назвать предъявленные цвета:

 4 года: белый, черный, красный, синий, зеленый _________________________________________

 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________

 6 лет: фиолетовый, серый, розовый, коричневый_________________________________________

2.      Назвать форму:

 4 года: круглый, квадратный -________________________________________________________

 5 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный - ____________________________________

 6 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный -______________________

 __________________________________________________________________________________

1.    Подбор антонимов (с 6 лет):

    добро – зло ________________ большой - _________________ длинный - __________________

    широкий - ________________ высокий -__________________ светлый -____________________

   быстрый -_________________ холодный -_________________ больной -____________________

   сухой -  __________________  легкий -____________________ хороший -___________________

   поднимать -_______________ давать -_____________________ покупать -__________________

   _________________________________________________________________________________

2.     Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного    

     числа:

 4 года:

     стол -  столы_____________ кукла - ____________________ окно - ______________________

     слон - ___________________ рукав - ____________________  рот - _______________________

     ________________________________________________________________________________

5 лет:

      кот-____________________  лист -_____________________   ухо-________________________

      река-___________________  кольцо -____________________  лев -_______________________

      __________________________________________________________________________      ___

6 лет:

     стул -___________________ воробей -___________________  пень -_______________________

     глаз - ___________________ книга - ____________________   дерево - ____________________

    _________________________________________________________________________________

3.        Употребление существительных в косвенных падежах без предлога (с 4 лет):

1.   У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________

  1. У меня нет…_________________________________________________________________
  2. Я рисую… __________________________________________________________________
  3. Я уронил …__________________________________________________________________

4.          Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по        

             картинкам)(с 4 лет):

   девочка сидит – девочки сидят - ___________ мальчик играет – мальчики играют - __________

5.         Употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам) (с 4 лет):

   Мальчик одевается. – Мама одевает мальчика. - ________________________________________

   Девочка умывается. – Мама умывает девочку. - ________________________________________

5.         Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

5 лет:

        Много чего?

    шар -  шаров ______________ стол -______________________ дом -_______________________

    мяч -_____________________ береза -____________________  чашка -_____________________

    _________________________________________________________________________________

6 лет:

    вилка -___________________  книга -_____________________ лист -______________________

    ведро-___________________  дерево -____________________  карандаш -__________________

   _________________________________________________________________________________

5.          Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):

4 года:

     Где стоит ваза? __________________________________________________________________

     Где лежат фрукты? _______________________________________________________________

     Где летает бабочка? ______________________________________________________________

     Где спряталась мышка? ___________________________________________________________

     ________________________________________________________________________________

5 лет:

      Где сидит кот? (предлоги на, за, около, перед) ________________________________________

      ________________________________________________________________________________

6 лет:

      Где спит собака? _________________________________________________________________

      Откуда вылезает собака? __________________________________________________________

      Где прячется кошка? _____________________________________________________________

      Откуда вылезает кошка? __________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

6.          Согласование прилагательных с существительными  в единственном числе (с 5 лет).

           Назвать цвет предметов:

      майка - ___________________ мяч - _____________________ яблоко -____________________

      роза - ____________________ флаг -_____________________ кресло -____________________

      сумка -___________________  автобус -__________________ полотенце -_________________

      ________________________________________________________________________________

7.          Употребление словосочетаний – числительных  два и пять  с существительными:

Возраст

Существительное

Числительные

два

пять

4 года

кот

машина

5 лет

мяч

роза

жук

кукла

6 лет

ключ

лев

озеро

дверь

карандаш

8.          Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Как назвать маленький предмет?

с 4 лет:

стол – столик   ______________  кукла - ____________________ дом -_______________________

___________________________________________________________________________________

с 5 лет:

кровать -_____________________ береза -__________________ лента -______________________

ложка -______________________  шкаф -__________________  миска -______________________

___________________________________________________________________________________

с 6 лет:

гриб – грибок________________ лиса -____________________ лист -________________________

воробей -___________________ одеяло -__________________ пуговица -_____________________

___________________________________________________________________________________

9.           Образование названий детенышей животных.

Параметры изучения

Возраст ребенка

4 года

5 лет

6 лет

кошка

утка

гусь

лиса

заяц

белка

медведь

волк

корова

лошадь

собака

___________________________________________________________________________________

10.         Образование прилагательных от существительных (с 6лет):

  • относительных (из чего сделано):

дерево –деревянный________ бумага -_________________ солома -_____________________

       мех -_____________________ пух-____________________ кирпич -_____________________

       резина -__________________ металл -_________________ снег -________________________

       брусника -________________ черника -________________ шерсть -______________________

       _______________________________________________________________________________

  • притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы – мамина_________________  кофта бабушки -____________________________

газета папы - ________________________  нора лисы -________________________________

хвост зайца -_________________________  лапа медведя -______________________________

_______________________________________________________________________________

11.          Образование приставочных глаголов (с 6 лет).

            Назвать действия (Что делает мальчик?):

       ходит – уходит – входит – выходит - переходит

       бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает

      летит - _________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

12.         Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):

       рисует – нарисовал_______ _ строит - ______________________________________________   

       пишет - __________________  красит -______________________________________________

       делает -__________________   читает -  _____________________________________________

      ________________________________________________________________________________

      Объем словаря: соответствует возрастной норме (да/нет)_______________________________

      Наличие: существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, наречий,  

      числительных, предлогов__________________________________________________________

      Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему  

      назначению, расширения – сужения смыслового содержания ___________________________

      ________________________________________________________________________________

 19.       Состояние связной речи.

         Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет):

         4 года:

Котенок.

         У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил  

         играть с Катей.

        _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

          5 лет:

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            6 лет: рассказ по серии сюжетных картинок.

       _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

       _______________________________________________________________________________

        Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двусоставное предложение,

        простое предложение из нескольких слов, сложное предложение._______________________

        _______________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(4 года)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____________________________        Логопед ___________________________________

                                                                         Зав. ГДОУ _________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(5 лет)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____________________________        Логопед ___________________________________

                                                                         Зав. ГДОУ _________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(6 лет)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____________________________        Логопед ___________________________________

                                                                         Зав. ГДОУ _________________________________

ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА

Параметры изучения

1 период обучения

2 период обучения

3 период обучения

Состояние речевой функциональной системы

Уровень понимания речи

Звуковая сторона речи: речевая моторика, звукопроизношение, общее звучание речи, слоговая структура слов

Фонематический слух, процессы языкового анализа и синтеза, начальные навыки чтения и письма

Словоизменение

Словообразование

Синтаксис

Словарный запас

Речевая активность, связная речь

Оптико-пространственные представления, ориентировка на листе бумаги

Зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

        -  -