Схема обследования ребенка
методическая разработка по логопедии по теме
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи
( от 4-х до 7-ми лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_obsledovaniya_detey.doc | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи
( от 4-х до 7-ми лет)
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________
Дата рождения, возраст______________________________________________________________
Национальность (отметить, если есть документ)_________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
Из какого д/с поступил(а)_____________________________________________________________
( № д/с, район)
Дата поступления в речевую группу________________ Решение МППК от__________________
протокол №_____________________ принят на срок______________________________________
Заключение МППК _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_____________________ Логопед___________________________
Решение МППК от ___________ продлено пребывание в логопедической группе с диагнозом
___________________________________________________________________________________
на срок ______________________ Ответственный за продление (Ф.И.О.) ____________________
Члены МППК ______________________________________________________________________
Решение МППК от ____________ продлено пребывание в логопедической группе с диагнозом
___________________________________________________________________________________
на срок ______________________ Ответственный за выпуск (Ф.И.О.) _______________________
Решение МППК от ____________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) __
___________________________________________________________________________________
в_________________ (тип школы, д/с) Ответственный за выпуск (Ф.И.О.)__________________
Члены МППК ______________________________________________________________________
(фамилии логопедов)
АНАМНЕЗ
Мать______________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец ______________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания _________________________________________________________
Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка
(заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные) __________________________
___________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ______________________________
___________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок _____________________________________________
Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; травмы, психозы, простудные и инфекционные заболевания, применение медикаментозных средств, употребление никотина, наркотиков, алкоголя, повышенный фон радиационного излучения) ___________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные) ______________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов, кесарево сечение)___________________________________________________________________________
Травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка) _________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок _____________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _____________________________
Вес _______________________ Рост при рождении _______________________________________
Вскармливание:
- когда принесли кормить_____________________________________________________
- характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудности удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания)___________________________________
- грудное вскармливание до ___________________________________________________
- последующее вскармливание (смешанное, искусственное) ________________________
Когда выписали из роддома __________________ (если задержали, то почему)________________
___________________________________________________________________________________
После выписки из родильного дома:
- особенности сна ___________________________________________________________
- особенности бодрствования ________________________________________________
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Когда стал держать голову__________________________________________ (в норме с 1,5 мес.)
Когда стал ползать __________________________________________________ ( в норме с 5 мес.)
Когда стал сидеть ___________________________________________________ ( в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить _______________________________________________ ( в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ______________________________________ ( в норме с 6-8 мес.)
К году зубов _______________________________________________________________________
Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений ________
___________________________________________________________________________________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
После года:
до 3 лет _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
после 3 лет ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты):
педиатр ___________________________________________________________________________
невропатолог______________________________________________________________________
офтальмолог ______________________________________________________________________
оториноларинголог _________________________________________________________________
хирург ____________________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Гуление ___________ (2-3 мес.) Лепет ___________ (4-8) мес.) Первые слова _____________(1г.)
Первая фраза ____________________________________________________________ (1.5-2 года)
Отмечались ли грубые искажения звукослоговой структуры и аграмматизмы после 3 лет ______
___________________________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине____________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту ___________________________________________
Наличие двуязычия в семье __________________________________________________________
Занимался ли с логопедом, результат __________________________________________________
___________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Первичное обследование (беседа):
Как тебя зовут? ____________________________ Сколько тебе лет? ________________________
С кем ты пришел в детский сад? ______________________________________________________
Где ты живешь? ____________________________________________________________________
С кем ты живешь? __________________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? __________________________________________________________
Сколько у тебя пальцев на руке? ___________________ Покажи один _______________________
Покажи много ______________ Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи) ___________
___________________________________________________________________________________
Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь ___________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Особенности поведения во время обследования:
- познавательная активность (высокая – низкая) ___________________________________
- внимание (устойчивое – неустойчивое) _________________________________________
- устойчив в деятельности – слабая регуляция произвольной деятельности ____________
- эмоциональное и двигательное беспокойство – вялость, пассивность ________________
- контактность _______________________________________________________________
АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
- Аппетит _____________________________________________________________________
- Сон (долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение) ______________________________
- Взаимоотношения со взрослыми (ласковые, назойливые, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные) ____________________________________________
- Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм) _____________________________
- Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно) ________________________________________________________________
- Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения) __________________________________
- Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно-боязливое, безудержное, плаксивое, капризное) _____________________________________________
- Часто ли меняется настроение __________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
- Слуховое внимание:
- Определение направления звука: «Где позвонили?»
- вверху ____________ внизу ___________ слева ___________ справа ___________
- Дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка) ___________________________________________________
- Восприятие и воспроизведение ритма:*
- от 3 до 4 лет (из 3 элементов): --. , ..- , -.- , .-., -.. - __________________________
- от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, ..--, -…, …- ________________________
- от 5 до 7 лет ( из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ________________________
- Зрительное восприятие:
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Подбор предмета к изображению | ||||
Контуры фигур | ||||
Неполный рисунок | ||||
Перечеркнутые фигуры (выделяет или нет) | ||||
Наложенные предметы (выделяет или нет) |
___________________________
* - длительный звук, . короткий звук.
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Подбор картинок к цветовому фону | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет | Различает, соотносит, называет |
Красный | ||||
Желтый | ||||
Зеленый | ||||
Синий | ||||
Черный | ||||
Белый | ||||
Оранжевый | ||||
Розовый | ||||
Голубой | ||||
Коричневый | ||||
Сиреневый | ||||
Подбор парных картинок из ряда |
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС И ПРАКСИС
Схема тела | ||||
Показать правую и левую руку | ||||
Показать правую и левую ногу | ||||
Показать правый и левый глаз | ||||
Показать правое и левое ухо | ||||
Показать правую руку у соседа | ||||
Показать правую руку напротив (проба Хэда) | ||||
Показать правой рукой левый глаз (проба Хэда) | ||||
Показать левой рукой правое ухо (проба Хэда) | ||||
Показ предметов с точкой отсчета от себя | ||||
Впереди | ||||
Сзади | ||||
Вверху | ||||
Внизу | ||||
Слева | ||||
Справа | ||||
Слева внизу/слева вверху | ||||
Справа внизу/справа вверху |
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||
Складывание пирамиды | Из 3 частей | ||||||||
Из 5-12 частей | |||||||||
Складывание разрезных картинок | 2-3 части | ||||||||
4 части | |||||||||
6-8 частей | |||||||||
Складывание кубиков | 4 части | ||||||||
6 частей | |||||||||
9-12 частей | |||||||||
Складывание фигур из палочек: а) по образцу б) по памяти | а | б | а | б | а | б | а | б | |
Из 2-4 | |||||||||
Из 4-6 | |||||||||
Характер выполнения | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок |
ИССЛЕДОВАНИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ
Покажи рожки (2-5 пальчиков) | |||||
Сложи кольцо 1-2, 3, 4, 5 | |||||
Попеременно соедини 1 со 2, 3, 4, 5 и обратно | Правая | ||||
Левая | |||||
Обе | |||||
«Здороваются пальчики правой и левой руки» | |||||
Застежка | |||||
Шнуровка, бант | |||||
Кулак-ребро-ладонь | |||||
Чередование движений: правая рука-ладонь, левая рука-кулак, далее – наоборот | |||||
Объем движений | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | |
Переключаемость движений | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | |
Сопутствующие движения | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет | |
Наличие леворукости | |||||
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Умение держать карандаш | |||||
Умение рисовать прямые линии | |||||
Умение рисовать круги | |||||
Умение рисовать ломаные линии | |||||
Умение рисовать замкнутые линии | |||||
Умение рисовать человека | |||||
Умение рисовать волнистые линии | |||||
Умение выполнять ножницами прямой, косой разрез | |||||
Умение вырезать ножницами фигуры среднего размера |
ИССЛЕДОВАНИЕОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |
Пройти по дорожке, начерченной на полу | ||||
Перешагнуть через препятствие 25-30 см | ||||
Подпрыгнуть на месте на двух ногах | ||||
Бросить – поймать мяч двумя руками | ||||
Прыгнуть в длину с места | ||||
Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку | ||||
Бросить мяч из-за головы | ||||
Поскакать на левой, правой ноге | ||||
Попрыгать попеременно на правой – на левой ноге | ||||
Поймать мяч одной рукой | ||||
Подбросить и поймать мяч |
Состояние общей моторики:
- Точность движений (точно, неточно) ____________________________________________
- Темп движений (нормальный, быстрый, медленный)________________________________
- Координация движений (нормальная, некоординированность) _______________________
- Переключение от одного движения к другому _____________________________________
- Активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство) ______________
РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА
Движения | Наличие или отсутствие движения | Тонус | Длительность удержания позы | Объем | Точность | Темп | Замена | Добавочные движении (синкинезии) | Переключение |
Для мышц лица: | |||||||||
Нахмурить брови (рассердиться) | |||||||||
Поднять брови (удивиться) | |||||||||
Зажмурить глаза | |||||||||
Спокойно открыть и закрыть глаза | |||||||||
Последовательно закрыть правый, а затем левый глаз | |||||||||
Надуть щеки – «толстячок» | |||||||||
Втянуть щеки - «худышка» | |||||||||
Для челюстей: | |||||||||
Рот широко открыть, закрыть | |||||||||
Нижняя челюсть вправо-влево | |||||||||
Для губ: | |||||||||
Растянуть губы в улыбке | |||||||||
Вытянуть губы вперед трубочкой | |||||||||
Улыбка – трубочка* | |||||||||
Для языка: | |||||||||
Язык широкий («лопаточкой») на нижней губе | |||||||||
Высунуть узкий язык («жалом») | |||||||||
Язык широкий – узкий* | |||||||||
Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу («качели») | |||||||||
Круговое облизывание кончиком языка губ («вкусное варенье») | |||||||||
Язык в форме «чашечки» | |||||||||
Пощелкать (поцокать) языком | |||||||||
Язык вправо-влево («маятник») | |||||||||
Для мягкого неба: | |||||||||
Отрывисто на твердой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук [ А ] | |||||||||
Широко открыть рот и зевнуть |
Параметры:
- Тонус – нормальный, повышенный, пониженный
- Объем движений – полный, неполный
- Точность – точно, неточно
- Темп – нормальный, быстрый, замедленный
- Переключаемость движений – плавный или толчкообразный, с лишними движениями переход
- Замена одного движения другим
- Тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы
- Увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях
- Отклонение кончика языка при высовывании
- Слюнотечение
- Отклонение маленького языка в сторону
- Тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, пассивный, функциональный)
- Сглаженность носогубных складок
* под счет: 3 раза – до 5 лет, 5 раз – с 5 лет
4 года: ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5 лет: _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6 лет: _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ________________________________________
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ________________________________________________________________________________
в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный прикус, глубокий, переднеоткрытый, прямой) ___________________________
г) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) __________________________________________________________________________
д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________
е) язык ( макроглоссия, микроглоссия , с укороченной подъязычной связкой, наличие послеоперационного узла) ________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ
4 года:
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________________________________
Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов для детей 5 лет, 4-6 слов для детей 6-7 лет) _________________________
__________________________________________________________________________________
Характеристика голоса:
- громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
- тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый и т.д.)__________
- модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности )__________________________
5 лет:
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________________________________
Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов для детей 5 лет, 4-6 слов для детей 6-7 лет) _________________________
__________________________________________________________________________________
Характеристика голоса:
- громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
- тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый и т.д.)__________
- модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности )__________________________
6 лет:
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________________________________
Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов для детей 5 лет, 4-6 слов для детей 6-7 лет) _________________________
__________________________________________________________________________________
Характеристика голоса:
- громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
- тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, сиплый и т.д.)__________
- модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности )__________________________
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
4 года:
Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный) _____________________________________
Ритм речи (нормальный, дисритмия) ___________________________________________________
Употребление ударений (словесного, логического) _______________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_____________
Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)
___________________________________________________________________________________
Выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная) ______________________
5 лет:
Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный) _____________________________________
Ритм речи (нормальный, дисритмия) ___________________________________________________
Употребление ударений (словесного, логического) _______________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_____________
Особенности голоса:
- сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) ________________________________
- высота (высокий, низкий) ___________________________________________________________
Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)
___________________________________________________________________________________
Выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная) ______________________
6 лет:
Темп речи (нормальный, замедленный, ускоренный) _____________________________________
Ритм речи (нормальный, дисритмия) ___________________________________________________
Употребление ударений (словесного, логического) _______________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое)_____________
Особенности голоса:
- сила (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) ________________________________
- высота (высокий, низкий) ___________________________________________________________
Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)
___________________________________________________________________________________
Выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная) ______________________
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(4 года)
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
П-Б-М | |||
В-Ф | |||
Д-Г-Н | |||
К-Г-Н | |||
Й | |||
С | |||
С’ | |||
З | |||
З’ | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Щ | |||
Ч | |||
Л | |||
Л’ | |||
Р | |||
Р’ |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(5 лет)
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
П-Б-М | |||
В-Ф | |||
Д-Г-Н | |||
К-Г-Н | |||
Й | |||
С | |||
С’ | |||
З | |||
З’ | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Щ | |||
Ч | |||
Л | |||
Л’ | |||
Р | |||
Р’ |
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
(6 лет)
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
П-Б-М | |||
В-Ф | |||
Д-Г-Н | |||
К-Г-Н | |||
Й | |||
С | |||
С’ | |||
З | |||
З’ | |||
Ц | |||
Ш | |||
Ж | |||
Щ | |||
Ч | |||
Л | |||
Л’ | |||
Р | |||
Р’ |
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
- Изолированные слова:
с 4 до 5 лет
дом-_________________ мостик- ___________________ кошка- _________________________
снег- ________________ каша - _____________________ капуста- ________________________
фантик- ______________ хлеб - _____________________ помидоры- ______________________
банка - _______________ спина - ____________________ тропинка- ______________________
___________________________________________________________________________________
с 5 лет
сквозняк - _______________ сковорода- ________________ температура- __________________
парашютист - _____________ скворечник- ________________ милиционер - _________________
аквариум- ________________ лекарство- _________________ простокваша-_________________
клубника - _______________ подснежник- _______________ фотография -__________________
___________________________________________________________________________________
с 6 лет:
тротуар -_________________ градусник -__________________ фотоаппарат -_________________
экскаватор -______________ виолончелист -_______________ регулировщик -________________
___________________________________________________________________________________
2. Предложения:
с 5 лет:
- Парашютисты готовятся к прыжку. - _____________________________________________
- В универсаме продают продукты. -_______________________________________________
- Водопроводчик чинит водопровод. - _____________________________________________
- Волосы подстригают в парикмахерской. - ________________________________________
- Милиционер ездит на мотоцикле. - ______________________________________________
________________________________________________________________________________
с 6 лет:
- Регулировщик руководит движением на перекрестке. - _____________________________
- У фотографа фотоаппарат со вспышкой.- _________________________________________
- Виолончелист укладывает инструмент в футляр. -__________________________________
________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
(СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба - __________________ ба-на - __________________ ва-та - ______________________
та-да - __________________ мя-ма - __________________ на-га - ______________________
та-на - __________________ га-да - __________________ ка-га - ______________________
___________________________________________________________________________________
с 5 лет:
ба-па-ба - __________________ да-та-да - __________________ га-ка-га -____________________
па-ба-па - __________________ за-са-за - __________________ та-тя-та - ___________________
жа-ша-жа - _________________ са-за-са - __________________ тя-та-тя - ___________________
___________________________________________________________________________________
с 6 лет:
за-жа-за - __________________ ща-ча-ща - _________________ ща-ся-ща - __________________
са-ца-са - __________________ са-ша-са - __________________ жа-за-жа - ___________________
ча-ша-ча - __________________ ла-ля-ла - __________________ ча-тя-ча - ___________________
___________________________________________________________________________________
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
с 4 лет:
кот – кит - __________________________ дом – дым - _______________________________
мишка – мышка - _____________________ уточка – удочка - __________________________
коса – коза - _________________________ точка -бочка _______________________________
_________________________________________________________________________________
с 5 лет:
трава – дрова - _____________________ бочка – почка - _____________________________
лук – люк - __________________________ корка-горка - ______________________________
_________________________________________________________________________________
с 6 лет:
пашня – башня - ______________________ катушка – кадушка - _______________________
крот – грот - _________________________ мышка – мошка - ___________________________
_________________________________________________________________________________
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
4 года:
миска – мишка - _____________________ крыса – крыша - _____________________________
рожки – ложки - ____________________ коса – коза - ________________________________
_________________________________________________________________________________
5 лет:
вечер – ветер - ______________________ речка – редька - ______________________________
суп-зуб - ____________________________ галка-галька - ________________________________
_________________________________________________________________________________
6 лет:
цветик – Светик - ___________________ челка – щелка - ______________________________
лук – люк - __________________________ касса – каша - _______________________________
_________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:
с 4 лет:
1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. Узнать слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар._________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
с 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, удочка, Ира, ухо, облако. _______________________________________________________
с 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, мышь, камыш, танк, булка, чашка, щука. _____________________________________
4. Определение последнего звука в словах: дом, кот, барабан, муха, очки. _______________
__________________________________________________________________________________
5. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, лук, дом, каша, рама. ________________________________________________________________________
6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, совы, банан, кошка. _______________
__________________________________________________________________________________
7. Составление слова из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, ма-ли-на. ________________________
___________________________________________________________________________________
8. Составление слова из звуков: к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а. ______________________________
___________________________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ)
1. Знание существительных и глаголов:
- Покажи, где кукла, стол, стул, игрушки, посуда. __________________________________
- Посади куклу, мишку и т.д. ____________________________________________________
2. Дифференциация единственного и множественного числа существительных:
Покажи, где:
4 года:
стол – столы - ____________ дом – дома - _____________ стул – стулья - ____________
5 лет:
медведь – медведи - ________ дерево – деревья -_________ стул – стулья - _____________
6 лет:
пень – пни - _______________ перо – перья - ____________ гнездо – гнезда - ____________
3. Различение предложно-падежных конструкций:
4 года (с предлогами в, на, под, над) ______________________________________________
- Положи карандаш в коробку, на коробку, под коробку. _____________________________
5 лет (с предлогами в, на, под, над, перед, за, около.)_________________________________
6 лет (с предлогами на, под, над, перед, за, около, из-за, из-под) _______________________
- Возьми линейку с книги, из книги, из-под книги.___________________________________
4. Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картин-
кам):
4 года:
- Покажи, где:
самолет летит – самолеты летят - _____________________________________________
девочка идет – девочки идут - __________________________________________________
5. Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба») 4 года:_______________________
_____________________________________________________________________________
6. Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
Покажи, где:
4 года:
дом – домик - _______________________ стул – стульчик - ________________________
замок – замочек - ____________________ шар – шарик - ___________________________
_____________________________________________________________________________
5 лет:
стол – столик - _____________________ окно – окошечко - _________________________
кровать – кроватка - _________________ ведро – ведерочко - ________________________
6 лет:
мяч – мячик - _______________________ одеяло – одеяльце - _________________________
ваза – вазочка - _____________________ кресло – креслице - __________________________
6. Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:
- Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка.______________________________
7. Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, пришел, вышел,
перешел, зашел._______________________________________________________________
8. Понимание словосочетаний:
- Покажи:
ключом карандаш_______________________ ключ карандашом ______________________
где хозяин собаки _______________________ где собака хозяина _____________________
дочка мамы ____________________________ мама дочки ____________________________
______________________________________________________________________________
9. Понимание простых распространенных предложений:
- Покажи картинку:
Девочка рвет цветы.__________________________________________________________
Девочка играет в мяч. _________________________________________________________
Девочка убирает комнату._____________________________________________________
____________________________________________________________________________
10. Понимание вопросительных предложений:
- Кого ловит девочка?__________________________________________________________
- Чем девочка ловит бабочку?____________________________________________________
- Кто ловит бабочку?___________________________________________________________
11. Понимание рассказа:
«Запасливый еж».
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил целые яблоки. Яблоки он
накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
.
Кто жил в лесу? _______________________________________________________________
Что он делал с яблоками? _______________________________________________________
Куда он относил яблоки? _______________________________________________________
Что еж заготавливал на зиму? ____________________________________________________
Уровень понимания речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный) _____________________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.
Номинативный словарь.
1. Конкретные существительные.
Предлагается назвать существительные по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Мебель» и др. – в соответствии с Программой детского сада - _______
___________________________________________________________________________________
2. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов.
с 4 лет:
Мяч, кукла, машина - ____________________________________________________________
Чашка, тарелка, ложка - __________________________________________________________
Рубашка, платье, шорты -_________________________________________________________
Тапки, туфли, ботинки -__________________________________________________________
с 5 лет:
Стул, стол, шкаф - ______________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь - ______________________________________________________
Яблоко, банан, апельсин - ________________________________________________________
Автобус, самолет, теплоход - _____________________________________________________
с 6 лет:
Клубника, смородина, черника - __________________________________________________
Волк, лиса, заяц - _______________________________________________________________
Кошка, собака, свинья - _________________________________________________________
Аист, кукушка, ласточка - _______________________________________________________
3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
с 4 лет:
- Части тела: ноги, руки, голова, глаза, уши_________________________________________
- Части предметов мебели: спинка, сиденье, ножка __________________________________
- Части автомобиля: кузов, колеса _________________________________________________
с 5 лет:
- Части тела: голова, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. _________________________
- Части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________
- Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье __________________________________
- Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина____________________________________
С 6 лет:
- Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь _______________________________________
- Части предметов одежды: воротник, манжета, петля______________________________
- Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор____________________________________
- Части окна: рама, подоконник, стекло ___________________________________________
4. Название профессий.____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Предикативный словарь
1. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 4 лет:
- Что ты делаешь в течение дня? __________________________________________________
- Ответить на вопросы по картинкам:
Что делает мальчик? __________________________________________________________
Что делает девочка? __________________________________________________________
Что делают дети? _____________________________________________________________
Что делает птица? ____________________________________________________________
с 5 лет:
- Кто как передвигается: рыба____________________ лягушка _______________________
птица ___________________ змея _________________ собака __________________________
человек __________________ заяц _________________ конь __________________________
- Кто как кричит: утка ____________________ собака ______________________________
кошка ___________________ курица ______________________ гусь ____________________
свинья __________________ петух _______________________ овца ____________________
корова __________________ лошадь ______________________ коза ____________________
с 6 лет:
- Что какие звуки издает: часы ____________________ колокольчик ___________________
ветер__________________________________ дверь __________________________________
- Кто что делает: повар _______________________ учитель __________________________
врач _________________ почтальон __________________строитель _____________________
_______________________________________________________________________________
Атрибутивный словарь.
1. Назвать предъявленные цвета:
4 года: белый, черный, красный, синий, зеленый _________________________________________
5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый ________________________________________
6 лет: фиолетовый, серый, розовый, коричневый_________________________________________
2. Назвать форму:
4 года: круглый, квадратный -________________________________________________________
5 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный - ____________________________________
6 лет: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный -______________________
__________________________________________________________________________________
1. Подбор антонимов (с 6 лет):
добро – зло ________________ большой - _________________ длинный - __________________
широкий - ________________ высокий -__________________ светлый -____________________
быстрый -_________________ холодный -_________________ больной -____________________
сухой - __________________ легкий -____________________ хороший -___________________
поднимать -_______________ давать -_____________________ покупать -__________________
_________________________________________________________________________________
2. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного
числа:
4 года:
стол - столы_____________ кукла - ____________________ окно - ______________________
слон - ___________________ рукав - ____________________ рот - _______________________
________________________________________________________________________________
5 лет:
кот-____________________ лист -_____________________ ухо-________________________
река-___________________ кольцо -____________________ лев -_______________________
__________________________________________________________________________ ___
6 лет:
стул -___________________ воробей -___________________ пень -_______________________
глаз - ___________________ книга - ____________________ дерево - ____________________
_________________________________________________________________________________
3. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога (с 4 лет):
1. У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________
- У меня нет…_________________________________________________________________
- Я рисую… __________________________________________________________________
- Я уронил …__________________________________________________________________
4. Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по
картинкам)(с 4 лет):
девочка сидит – девочки сидят - ___________ мальчик играет – мальчики играют - __________
5. Употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам) (с 4 лет):
Мальчик одевается. – Мама одевает мальчика. - ________________________________________
Девочка умывается. – Мама умывает девочку. - ________________________________________
5. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
5 лет:
Много чего?
шар - шаров ______________ стол -______________________ дом -_______________________
мяч -_____________________ береза -____________________ чашка -_____________________
_________________________________________________________________________________
6 лет:
вилка -___________________ книга -_____________________ лист -______________________
ведро-___________________ дерево -____________________ карандаш -__________________
_________________________________________________________________________________
5. Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
4 года:
Где стоит ваза? __________________________________________________________________
Где лежат фрукты? _______________________________________________________________
Где летает бабочка? ______________________________________________________________
Где спряталась мышка? ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет:
Где сидит кот? (предлоги на, за, около, перед) ________________________________________
________________________________________________________________________________
6 лет:
Где спит собака? _________________________________________________________________
Откуда вылезает собака? __________________________________________________________
Где прячется кошка? _____________________________________________________________
Откуда вылезает кошка? __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе (с 5 лет).
Назвать цвет предметов:
майка - ___________________ мяч - _____________________ яблоко -____________________
роза - ____________________ флаг -_____________________ кресло -____________________
сумка -___________________ автобус -__________________ полотенце -_________________
________________________________________________________________________________
7. Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
Возраст | Существительное | Числительные | |
два | пять | ||
4 года | кот | ||
машина | |||
5 лет | мяч | ||
роза | |||
жук | |||
кукла | |||
6 лет | ключ | ||
лев | |||
озеро | |||
дверь | |||
карандаш |
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Как назвать маленький предмет?
с 4 лет:
стол – столик ______________ кукла - ____________________ дом -_______________________
___________________________________________________________________________________
с 5 лет:
кровать -_____________________ береза -__________________ лента -______________________
ложка -______________________ шкаф -__________________ миска -______________________
___________________________________________________________________________________
с 6 лет:
гриб – грибок________________ лиса -____________________ лист -________________________
воробей -___________________ одеяло -__________________ пуговица -_____________________
___________________________________________________________________________________
9. Образование названий детенышей животных.
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||
4 года | 5 лет | 6 лет | |
кошка | |||
утка | |||
гусь | |||
лиса | |||
заяц | |||
белка | |||
медведь | |||
волк | |||
корова | |||
лошадь | |||
собака |
___________________________________________________________________________________
10. Образование прилагательных от существительных (с 6лет):
- относительных (из чего сделано):
дерево –деревянный________ бумага -_________________ солома -_____________________
мех -_____________________ пух-____________________ кирпич -_____________________
резина -__________________ металл -_________________ снег -________________________
брусника -________________ черника -________________ шерсть -______________________
_______________________________________________________________________________
- притяжательных (чей? чья? чье?):
сумка мамы – мамина_________________ кофта бабушки -____________________________
газета папы - ________________________ нора лисы -________________________________
хвост зайца -_________________________ лапа медведя -______________________________
_______________________________________________________________________________
11. Образование приставочных глаголов (с 6 лет).
Назвать действия (Что делает мальчик?):
ходит – уходит – входит – выходит - переходит
бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает
летит - _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
12. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):
рисует – нарисовал_______ _ строит - ______________________________________________
пишет - __________________ красит -______________________________________________
делает -__________________ читает - _____________________________________________
________________________________________________________________________________
Объем словаря: соответствует возрастной норме (да/нет)_______________________________
Наличие: существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, наречий,
числительных, предлогов__________________________________________________________
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему
назначению, расширения – сужения смыслового содержания ___________________________
________________________________________________________________________________
19. Состояние связной речи.
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет):
4 года:
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил
играть с Катей.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5 лет:
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет: рассказ по серии сюжетных картинок.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двусоставное предложение,
простое предложение из нескольких слов, сложное предложение._______________________
_______________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(4 года)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________________ Логопед ___________________________________
Зав. ГДОУ _________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(5 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________________ Логопед ___________________________________
Зав. ГДОУ _________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(6 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________________ Логопед ___________________________________
Зав. ГДОУ _________________________________
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА
Параметры изучения | 1 период обучения | 2 период обучения | 3 период обучения |
Состояние речевой функциональной системы | |||
Уровень понимания речи | |||
Звуковая сторона речи: речевая моторика, звукопроизношение, общее звучание речи, слоговая структура слов | |||
Фонематический слух, процессы языкового анализа и синтеза, начальные навыки чтения и письма | |||
Словоизменение Словообразование Синтаксис | |||
Словарный запас | |||
Речевая активность, связная речь | |||
Оптико-пространственные представления, ориентировка на листе бумаги | |||
Зрительное и слуховое восприятие, внимание, память |
- -