Игры по звукопроизношению
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Омельчук Марина Николаевна

Игры на отработку речевого дыхания и автоматизацию правильно произносимых звуков в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_zvukoproiznosheniyu.docx600.78 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на отработку речевого дыхания и автоматизацию правильно произносимых звуков в словах

“ВОЛШЕБНАЯ ИЗБУШКА”

ЦЕЛЬ: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинка сказочной избушки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Логопед: Кто - кто в волшебной избушке живет?

Кто - кто в невысокой живет?

Предлагает детям сделать плавный длительный выдох сначала на первое окошко и рассмотреть, кто выглядывает из окошка. Затем логопед спрашивает детей: “ Кто живет в волшебной избушке?” Дети: В моей избушке живет мышка-норушка и лягушка-квакушка.

В моей избушке живет петушок-золотой гребешок и пушистая кошка.

       
В моей избушке живет мушка-полетушка и мишка-шалунишка.

“ЖУК НА ЦВЕТКЕ”

ЦЕЛЬ: Развитие сильного длительного выдоха. Активизация мышц губ. Четкая артикуляция изолированного звука “Ж”.

ОБОРУДОВАНИЕ: Аппликация жука с приклеенными крылышками..

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Логопед спрашивает, знают ли дети каких - либо насекомых. Предлагает посадить желтого жука на середину цветка. Затем произносит:

 

Я сердитый желтый жук.
У меня шесть ножек.
Я ползу и жужжу,
Я жужжу и ползу
Быстро по дорожке.
Над лужайкою кружу.
На ромашке сижу: ж - ж - ж.

Ребенок произносит четко звук “Ж” в словах. Затем сильным длительным выдохом помогают жуку улететь.

“КТО СИДЕЛ ПОД ЕЛКОЙ, ПРЯТАЛСЯ В ТРАВЕ”

ЦЕЛЬ: Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление представлений по теме “Дикие животные”. Автоматизация и дифференциация звуков “Л - ЛЬ” И “Р”.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки с изображением большой ели и высокой травы. Под нижней лапой ели, вырезанной из цветной бумаги, прячется зверек (белка, волк, лось, лиса, олень). За высокой травой тоже скрываются животные (барсук, бурундук, крот, тигр, рысь).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Педагог рассказывает детям, что животные очень осторожны. Они прячутся в траве, кустах, под деревьями.

Педагог предлагает детям плавным длительным выдохом приподнять и удержать нижние ветви елки и разглядеть, кто там прячется. Затем также длительным выдохом раздвинуть траву.

 

  • Назвать животных, в названии которых есть звуки Л или ЛЬ.

Дети отвечают на вопросы логопеда, четко проговаривая звуки.

Под елкой сидела белка. Под елкой сидела лиса.
Под елкой сидел волк.      Под елкой сидели олени.

Под елкой сидел лось.      Под елкой сидел суслик.

 

 

 

  • Назвать животных, в названии которых есть звук Р.

В траве прятался барсук.           В траве прятался крот.
В траве прятался тигр.               В траве пряталась рысь.

В траве прятался бурундук.       В траве пряталась кобра.

 

  

 

Игры на автоматизацию правильно произносимых звуков

в словах и предложениях.

“ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК”

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Ш” в словах и предложениях. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

ОБОРУДОВАНИЕ. “Волшебный мешочек”, сложенный из подарочной бумаги. Прямоугольные полоски картона, на которые наклеены картинки со звуком “Ш” (в начале слова, в прямых слогах, в словах со стечением согласных). Эти полоски вставляются в “Волшебный мешочек”.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает поискать в “Волшебном мешочке” слова, в названии которых есть звук “Ш”. Ребенок вытягивает полоску, называя предметы изображенные на ней. Когда вся полоска оказывается вынутой, логопед спрашивает: “Что ты нашел в “Волшебном мешочке”?

Ребенок: “Я нашел в “Волшебном мешочке” шлем, шубу, шину, мешок”. Одновременно прижимает пальцы последовательно один за другим к называемым картинкам.


“ЗАЖГИ НА ЕЛКЕ СВЕЧИ”

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Ч” в словах и предложениях.  Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ОБОРУДОВАНИЕ. Плоскостная фигура новогодней елки с игрушками. В ветвях елки прорези для свечек. Свечки из картона - 10 штук.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает зажечь на новогодней елке свечи. Ребенок вставляет свечи в прорези на елке и считает их: одна свечка, две свечки и т.д.

Логопед: “А теперь ласково назови игрушки, висящие на елке, чтобы в слове появился звук “ч” (белка - белочка, звезда - звездочка и т.д.)”

Ребенок: На елочке висит белочка (цветочек, зайчик…).

“ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР”

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “С” в словах и предложениях. Учить детей группировать одинаковые фигуры одного оттенка. Упражнять в определении первого звука в словах. Упражнять в чтении слов из трех, четырех букв.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица, на которой слева наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора. Большие картинки для телеэкрана: сом, сок, сук, соль, нос, сани, сова, мясо, мост, куст, стул, стол. Предметные картинки, в уголке которых наклеены геометрические фигуры голубого, синего и фиолетового цвета.

        

Буквы: А,О,С,Т,В,У,К,Л,Ь,Н,М,И

(Сок - собака, облако, куст - обозначают голубым треугольником, сом - стол, облако, маска - обозначают голубым крутом, нос - носки, ослик, сани - голубым квадратом, сук - сумка, утюг, кот - голубым прямоугольником, соль - сом, ослик, лиса - синим треугольником, сани - сок, ананас, нос, игла - синим кругом, сова - собака, облако, ваза, ананас - синим квадратом, куст - кот, улитка, стол, танк - фиолетовым треугольником, мост - маска, ослик, сани, туфли - фиолетовым кругом, стул - собака, тапки, утюг, лампа - фиолетовым квадратом, стол - стул, туфли, облако, лампа - фиолетовым прямоугольником).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает детям включить телевизор. Но для этого необходимо отобрать предметные картинки, в уголке которых наклеены совершенно одинаковые геометрические фигуры (например, голубой треугольник). Логопед вставляет их в верхний кармашек (например, собаку, облако, молоток), просит назвать первый звук в каждом из этих слов (С, О, М) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (СОМ). Затем демонстрирует картинку с изображением сома на экране. В нижнем кармашке дети выставляют буквы, обозначающие выделенный звук, и читают получившееся слово.

              СОК                            собака                облако                      куст

        

              СОМ                             стол                    облако                      маски

  

        СОЛЬ                     сом                           ослик                      лиса

     

      СОВА                     собака                   облако                   ваза           ананас

         

       НОС                       носки                     ослик                              санки

     

           СУК                           сумка                  утюг                    кот

     

          САНИ                       сок                   ананас           нос                иголка

  

          КУСТ                  кот             улитка                 стол                    танк

      

        МОСТ             маски               ослик                    санки                 туфли

           СТУЛ              собака               тапки              утюг           лампа

         СТОЛ             стул            туфли          облако          лампа

Игры на закрепление звуков в стихотворных текстах.

“БЕЛЫЕ СТИХИ”

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука “Л” в стихотворном тексте. Обогащать речь детей колоративной лексикой. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

ОБОРУДОВАНИЕ. Квадрат из темного картона, на который ребенок будет выкладывать белые трафареты (слона, пчелы, белого гриба, белки, волка, лося, фигурки девочки в белом платье, дельфина, голубя, зайца, облака).

 

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает перечислить предметы на пособии.

Ребенок. Это белый слон. Это белая белка. И т.д.

Логопед. А какой из этих предметов действительно может быть белым?

Ребенок. Белый заяц, белое платье, белый голубь, белое облако.

Логопед. Мы будем учить с тобой “Белые стихи”. Будь внимателен, выбирай из кармашков пособия только те предметы, которые мы уже назвали в стихотворении, и раскладывай их на листе бумаги.

Это слон, большой и белый.
Это белая пчела.
Белый гриб у белой белки.
Возле белого дупла.
Белый волк за белой елкой.
Он и голоден и зол.
Белый лось боялся волка,
Испугался и ушел.
Это в белом платье Мила
В белой лодке на волне.
Вот дельфин с улыбкой милой
По волнам плывет ко мне.
Это голубь, тоже белый,
Выше белых облаков.
И кому какое дело,
Рисовала, что хотела
На асфальте белым мелом,
Если нет цветных мелков

Логопед предлагает обвести трафареты и раскрасить их цветными карандашами.

“РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТИХИ”

ЦЕЛЬ. Автоматизация звуков “Л” И “Р” в стихах. Обогащать речь детей колоративной лексикой.

ОБОРУДОВАНИЕ. Прямоугольный лист картона с изображением клоуна, два длинных кармашка /один под другим/ для шариков. Разноцветные воздушные шары из картона.

                      

       

             

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает выучить стихи про доброго клоуна.

По мере называния разноцветных воздушных шаров, дети достают их из кармашков и раскладывают на альбомном листе.

Добрый клоун раздавал
Все, что сам наколдовал,
Он воздушные шары
Доставал для детворы.
Из глубокого кармана
Шар зеленый для Романа.
Этот красный шар для Лары,
Ярко-желтый для Тамары.
Шар оранжевый для Веры,
Ярко-синий для Валеры.
Светло-розовый для Аллы.
Клаве шар достался алый.
Рае - светло-голубой.
Клоун дал и нам с тобой
Шар веселый, словно лето,
Яркий, круглый, разноцветный

В конце занятия ребенок обводит эти шары по контуру и самостоятельно раскрашивает их в соответствующий цвет. А затем дети считают свои шары.

Игры на дифференциацию звуков.

“ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА”

ЦЕЛЬ. Учить различать звуки “3” и “Ж”.

ОБОРУДОВАНИЕ. Лист картона с вырезанной в нем замочной скважиной, домики из картона желтого и зеленого цвета, предметные картинки со звуками “3” и “Ж”.

             

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Логопед накладывает лист с замочной скважиной на стопку предметных картинок и предлагает расселить картинки по домикам. Но рассмотреть их можно только в замочную скважину. Предметы, в названии которых есть звук “3”, живут в зеленом домике, а звук “Ж” - в желтом.

                              медвежонок                      зайчик                              зонт                        

    жираф                   зебра            желудь                замок

            ежик                    коза                               жук                     мимоза

Ребенок: Я вижу медвежонка. Он живет в желтом домике.

В конце игры ребенок перечисляет все предметы, которые живут в желтом домике, а затем - в зеленом.

“МОЕ ЛЮБИМОЕ МОРОЖЕННОЕ”

ЦЕЛЬ. Учить различать звуки “Р” и “Рь”. Упражнять детей в словообразовании, практическом употреблении относительных прилагательных.

ОБОРУДОВАНИЕ. Карта с аппликацией вазочки мороженого и четырьмя кармашками красного, коричневого, фиолетового и желтого цвета, предметные картинки ягод и фруктов.

      мороженое         красный квадрат      смородина              арбуз

   

   

      

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед предлагает детям вложить предметные картинки с изображениями ягод и фруктов в кармашки пособий, соотнося цвет кармашка со звуком. Красный кармашек - звук “Р” (смородина, арбуз), коричневый - звук “Рь” (орех, абрикос), фиолетовый - звук “Ль” (малина, слива), желтый – звук “Л” (клубника, шоколад).

Логопед просит назвать любимое мороженое со звуком “Р”.

Ребенок: Мое любимое мороженое со звуком “Р” - смородиновое и арбузное.

Аналогично проводится работа и с другими звуками.

АФРИКА”.

ЦЕЛЬ. Учить различать звуки Р - Рь, Л - Ль в словах. Обогащать словарный запас детей по теме “Животный мир жарких стран”.

ОБОРУДОВАНИЕ. Прямоугольный лист картона, на котором наклеены три полоски бархатной бумаги (оранжевого, малинового, светло-розового цвета) в форме Африканского континента. Предметные картинки животных жарких стран (носорог, кенгуру, леопард, тигр, лев, гепард, страус, орел, крокодил, жираф, антилопа, слон, зебра., черная пантера, и т.д.)

оранжевый              тигр                  жираф                          зебра

         носорог               кенгуру                  страус         черная пантера

    

  малиновый            лев                      слон                           ослик

светло-розовый         крокодил                  леопард                    орел

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети получают предметные картинки животных. Логопед предлагает помочь этим животным расселиться по Африке. Те животные, в названии которых есть звук “Р” или “Рь”, живут в оранжевой части Африки. Животные, в названии которых есть звук “Л” или “Ль”, живут в малиновой части Африки, а те животные, в названии которых есть два сонорных звука “Л” или “Ль” и “Р” или “Рь”, живут в светло-розовой части Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Коррекционные игры по звукопроизношению

Данный материал помогает сформировать правильное звукопроизношение у детей....

НОД Игра на звукопроизношение звука «у».

Речевое развитие в 1 младшей группе...

НОД. Игра на звукопроизношение звука «у».

Речевое развитие в 1 младшей группе....

игры на звукопроизношение

Игры на правильное звукопроизношение для детей раннего возраста (до 3 лет)Воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия...

Дидактические игры по звукопроизношению для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель работы: Создать благоприятные условия стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных игр.Одним из направлений логопедической к...

Игры по звукопроизношению

Картотека игр и упражнений на развитие звукопроизношения у детей 2-3 лет....