Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Включение  в коррекционно-образовательный процесс новых педагогических технологий, которые позволяют достигать более высоких результатов в коррекции устной речи воспитанников: мультимедийных презентаций и авторского электронного пособия " В мире слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnykh_metodik_v_detskom_sadu.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

          Анализируя современную ситуацию в образовании, мы наблюдаем повышение требований к начальному обучению, актуализацию целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе можно констатировать и изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.

Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи (ОНР).

Известно, что полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.

Поэтому наш педагогический коллектив считает, что современный педагог должен  обладать  не только знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и качественно оказывать помощь дошкольникам и родителям в  реализации задач корригирующего обучения и воспитания, но и должен осуществлять  поиск  новых педагогических технологий, как предпосылок  для эффективного  обучения ребёнка в школе и успешной его социализации.

     На протяжении ряда лет педагоги ДОУ включают в коррекционно-

 образовательный процесс новые педагогические технологии, которые позволяют  достигать более высоких результатов образовательной деятельности дошкольников:

  • мультимедийные презентации;
  • авторское электронное пособие «В мире слов».

Мультимедийные презентации позволяют объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Их применение объясняется многочисленными преимуществами, к которым относятся:

  • Информационная емкость

Насыщенность содержанием в отличие от остальных способов представления информации.

  • Компактность

Упрощение работы по предоставлению наглядности: избавление от трудоёмкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения. Рациональное использование времени при организации воспитательно – образовательного процесса.

  • Доступность

Достоинства презентации в том, что ее просто сделать.

  • Мобильность

Всё, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер.

  • Интерактивность

Мультимедийные технологии способны изменяться и реагировать на действия пользователя. Всегда можно подробнее остановиться на той части материала, которую не усвоил ребёнок. 

  • Многофункциональность

Возможно многократное использование одной мультимедийной презентации,  дополнение новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа при организации образовательной  деятельности дошкольников, для проведения открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, организации консультаций с родителями.

  • Наглядность и эмоциональная привлекательность

          Сочетание звуковых и визуальных образов, подбор доминирующих цветов создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование видеофрагментов в презентациях даёт  возможность продемонстрировать динамичные процессы. Движение отдельных частей слайда в анимации привлекает внимание дошкольников. Всё вместе это обепечивает  «аффектность»  восприятия информации – изучаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений, что ведёт к подсознательному закреплению информации.  Это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

          Благодаря использованию электронных мультимедийных презентаций,  педагоги ДОУ достигают:

  • повышения целенаправленности обучения;
  • более высоких результатов воспитательно – образовательной работы;
  • усиления мотивации и повышения интереса ребёнка;
  • улучшения эмоционального состояния дошкольников.

          Очевидной в настоящее время стала необходимость создания программно – методического обеспечения коррекционно – образовательной работы по развитию речи. Так появилось электронное пособие «В мире слов», которое предназначено для работы с детьми с общим недоразвитием речи  и  может быть использовано при проведении групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников.

          Педагогами ДОУ данное электронное пособие применяется на различных этапах коррекционно – образовательной работы: диагностическом,  этапе формирования лексико – грамматических категорий  развития связной речи, контрольно – оценочном этапе.

 Пособие позволяет мобильно выбрать лексическую и грамматическую тему, лингвистический материал, соответствующий возрастным, индивидуальным и речевым возможностям воспитанников. Представленные в пособии лексические темы соответствуют перспективному планированию воспитательно – образовательного процесса.

В процессе разработки компьютерно-опосредованной  технологии «В мире слов» учитывались следующие критерии:

  • соответствие лингвистического материала требованиям программы «Обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями»;
  • доступность дошкольнику понятийного уровня программы;
  • возможность изменения педагогом учебного материала в соответствии с уровнем речевого развития и возрастными особенностями воспитанников;
  • возможность использования программы на различных этапах воспитательно - образовательной работы;
  • наглядность представления информации на экране дисплея;
  • доступность управления программой для пользователя.

Данной компьютерной технологии свойственно следующее:

  1. Реализация принципа адаптивности: приспособление программы к индивидуальным особенностям ребенка.
  2. Управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом  процесса обучения.
  3. Интерактивность и диалоговый характер обучения: программа обладает способностью "откликаться" на действия педагога и ребёнка; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
  4. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  5. Поддержание в ребёнке состояния психологического комфорта на занятии.
  6. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложение сколько угодно велики.

          Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной  технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать воздействия по преодолению недостатков речи детей по следующим составляющим:

  • в зависимости от структуры речевого дефекта, уровня знаний и  умений ребенка;
  • в зависимости от психологических и физиологических особенностей воспитанников предоставляется:
  • возможность осуществления индивидуальной стратегии обучения;
  • может быть задан индивидуальный объем и глубина изучения материала;
  • возможность определения оптимального  темпа предъявления материала;
  • выбор нужной последовательности и логики представления информационных, демонстрационных и контрольных элементов  занятия.

Использование компьютерной программы «В мире слов» это путь к интеллектуализации ребёнка, помощь в диагностике речевого развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с речевыми нарушениями и положительного эмоционального фона. Она способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

  Таким образом, применение новейших технологий  позволяет:

  • осуществлять индивидуализацию обучения,
  • объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов,
  • решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольного возраста деятельность – игру,
  • добиваться высоких результатов воспитательно – образовательного процесса.

  Систематическое использование электронных мультимедиа обучающих программ и метода проекта в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает  эффективность обучения детей, имеющих нарушения речи, так как опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным; повышает общий эмоциональный фон. Мы наблюдаем качественное усиление результата образования и воспитания, вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы ДОУ»

В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей...

Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...

Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

«Инновационные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий и развитию мыслительной деятельности»

Многие воспитатели детских садов, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Я тоже нахожусь в постоянном поиске нового содержани...

Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».

    Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...