Диагностика уровня развития детей с ОНР старшей группы по образовательной области "Коммуникация"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Васильевна Вагина

Раздел «Развитие речи»
Диагностический материал для обследования. Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста. (авт.-сост.М.П.Злобенко и др.- Волгоград: Учитель,2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_svyaznaya_rech.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня развития детей с ОНР старшей группы по образовательной области «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи»
Диагностический материал для обследования. Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста. (авт.-сост.М.П.Злобенко и др.- Волгоград: Учитель,2011).

 

Критерии:

  1. Рассматривание и описание сюжетной картинки.  
  2. Пересказ рассказа без наглядной опоры.
  3. Составление рассказа – описания.
  4. Обобщающие понятия. Номинативный словарь
  5. Называние деталей и частей предмета.
  6. Предикативный словарь, «Кто что делает?».
  7. Качественный словарь. Антонимы.
  8. И.п., мн. число.
  9. Р.п., мн. число
  10. Употребление предложно-падежных конструкций.
  11. Согласование числительного с существительным.
  12. Согласование прилагательного с существительным среднего рода
  13. Согласование прилагательного с существительным в падеже (В.п., Т.п.)
  14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  15. Образование существительных по аналогии со знакомыми словами.
  16. Образование приставочных глаголов.

           

В процессе работы используются различные цели и методические приемы:

                                             Связная речь

 Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребенка отвечать на вопросы взрослого. Используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.

  • составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
  • пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию, после повторного чтения, с установкой на пересказ,  ребенок должен рассказ пересказать);
  • составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»).

Словарный запас

Цель:  выявить уровень сформированности  у детей словаря, владение обобщающими понятиями;  умение называть части и детали предметов, употреблять в активе различные части речи.

 

1.Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Ребенку предлагается называть предметы одним словом (по картинкам)

- Стол, стул, шкаф. Что это? (Мебель)

- А какие предметы мебели ты знаешь еще?

- Яблоко, банан, апельсин, что это? ( Фрукты)

- А какие фрукты ты еще знаешь? Ит.д.          

 

2. Называние деталей и частей предмета (с наглядной опорой)

- Что это у тебя? ( Шея, живот, ноготь, колено, грудь, воротник. Пуговица,.  рукав.)

3. Предикативный словарь, «Кто, что делает».

Ребенку поочередно предъявляется набор картинок.

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

- Как передвигаются птицы? ( Летают)

- Как передвигаются рыбы? ( Плавают) и т.д.

4. Качественный словарь. Антонимы.    

Игра «Подскажи словечко» (по предъявлению картинок)

- Волк злой, а  бабушка (какая?)…добрая и т. д.

Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:

  • показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
  • показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
  • показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)

   При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:

  • образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

      ( Игра «Назови ласково»);

  • согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе;
  • согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
  • образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
  • употребление предлогов («Скажи, где сидит птица?»…);
  • употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
  • образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»)

Диагностика уровня знаний детей с ОНР

старшей группы

по образовательной области «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи»

Связ-ная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Словообразование

кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

н

к

1

Андреев Сергей

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,4

2

Власова Полина

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,2

3

Зайцева Эльвира

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,2

4

Злобин Алеша

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1,1

5

Козлов Толя

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

1,4

6

Макарова Настя

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1,2

7

Маркин Толя

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

1,6

8

Межнова Даша

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

2

1,4

9

Обшаров Миша

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2,8

10

Павлова Алина

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1,7

11

Томилов Егор

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1,7

12

Турабаев Милен

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1,3

13

Фризин Саша

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1,7

21

53,8%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Данная диагностика предназначена для детей  среднего возраста на начало года. Формирование элементарных математических представлений (количество и счет, величина,форма, ориентировка в пространств...

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.

Диагностика по ФЭМП в подготовительной группе на конец года....

Диагностика уровня развития детей по речевому развитию

          Диагностический материал включает методику по трем аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя и готовности к освоению письменной речи.Ди...

Диагностика уровня развития детей 6-7 лет при реализации программы по полигональному моделированию «Грани бумажных возможностей» (2022-2023 уч.год)

Диагностика уровня развития элементарных конструкторских умений, образного и логического  мышления, творческих способностей детей 6-7 лет при реализации программы по полигональному моделиро...

Диагностика уровня развития детей 2022-2023год

Диагностика уровня развития детей 2022-2023год...