Игры с мячом в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии по теме

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни  их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой? 
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п. 
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_v_rabote_uchitelya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Сделать серьёзное занятие 
для ребёнка занимательным – вот 
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни  их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой? 
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п. 
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук» ,повторяем вместе звук.»

Логопед: когда услышите звук (А), стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.»

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч.

3. Игра «Стучалочка» - звуки я сказать хочу. И по мячику стучу.

 Логопед и дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

  1. Игра «Звуки, слоги повторяем»

Ход игры: С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть.

  1. Игра «Лови да бросай»

Ход игры: Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак).

  1. Игра «Раз, два, три»

Ход игры: Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй.

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

  1. Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй»

Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросай мяч поочередно. Каждый ребенок возвращает мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы.

  1. Игра «Кто, где живет»

Ход Игры: Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй.

  1. Игра «Кто как передвигается»  Ход игры: Мяч бросай и называй кто летит, кто ползет, кто плывет?

Игры с мячом для развития мелкой моторики

  1. Игра «Спираль» Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села над цветок.

Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

2.  Игра «Времена года»

Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

3.Игра «Путешествие колобка»

Ход игры: дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями.

Игры с мячом – прекрасное средство в логопедической работе.

-игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

-освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

-помогают разнообразить логопедическую деятельность.

-развивают мелкую, общую моторику.

-помогают обогащать, расширять словарь детей.

Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Статью подготовила учитель-логопед: Кузьмина Светлана Александровна.

Список литературы:

 Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом .- СПБ., 2009

Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу ...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость.    Какие выбрать мето...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это ведущая форма деятельности для ребенка дошкольного возраста, поэтому может быть использована при обучении и быть одним из занимательных этапов образовательной деятельности. Игра делае...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и...

Нейропсихологические игры с мячом в работе учителя-логопеда

В наше время проблема речевых нарушений у детей имеет массовый характер, количество таких детей среди дошкольного возраста увеличилось. Нарушение речи ведет к нарушениям в формировании высши...