Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".
материал по логопедии на тему

Дуркина Марина Владимировна

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу использования современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс, активизирует  знания учителей-логопедов об основных видах деятельности детей в ДОУ,  совершенствованию  умения  дискутировать, выступать, развивает  личностные  профессиональные качества учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Цель. Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО.

Задачи:

1. Повысить    теоретический  уровень педагогов по  вопросу использования современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс.

2. Активизировать знания учителей-логопедов об основных видах деятельности детей в ДОУ.

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Развивать личностные  профессиональные качества учителей-логопедов.

Участники:  учителя-логопеды ДОУ.

Регламент: 1 час

Предварительная работа:

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

Методическое обеспечение:

  Методы активного обучения:

- дискуссия;    

- игровые;

- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).

Реквизит:

- выставка литературы;

- песочные часы:

- ромашка.

 План деловой игры:

1. Мотивационно – организационный этап.

2. Содержательный этап.

3. Заключительный этап.

Ход деловой игры.

 

1.        Мотивационно – организационный этап.

   Уважаемые коллеги! ФГОС  дошкольного образования  представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,  определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.

   В структуру Программы  включена коррекционная работа и (или) инклюзивное образование.

Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Именно учитель-логопед осуществляет коррекционную работу в ДОУ, и должен обладать необходимыми умениями и навыками для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

   Я  приглашаю  Вас на деловую игру, где  мы вспомним образовательные технологии, основные виды деятельности детей,  постараемся решить проблемные задачи.

Нам надо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.

Правила игры:

1.        Работать дружно, согласованно.

2.        Соблюдать порядок и тишину.

3.        Уметь слушать другого.

4.        За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.

5.        Выслушать задание до конца.

6.        Отвечать громко, но не хором.

Распределение на команды (лепесток с существительным, имеющим   только  единственное число – 1 команда, лепесток с существительным   имеющим  только   множественное число – 2 команда). Слова:  мебель, крестьянство, сырьё, листва, дичь, молодежь, пальто, мороженое (ед. число, ножницы, часы, шахматы, каникулы, очки, ворота, брюки, сутки – мн. число)

Каждой команде дается время на обдумывание ответа от 1 до 3 минут.

Каждая команда придумывает название.

2.        Содержательный этап.

 

 2.1. «Разминка»

. Игра «Ассоциации».  Ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.

2.2. «Познавательная»

 Вопросы 1 команде:

 - Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

 - Что такое здоровьесберегающая технология?   (это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников);

- Назовите здоровьесберегающие технологии (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные виды гимнастик, самомассаж, точечный массаж, психогимнастика, фонетическая ритмика, песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия и др.)

-  Назовите инновационный метод личностного и профессионального роста педагогов   (проектная деятельность).

Вопросы 2 команде:

 - Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ (Ограниченные возможности здоровья).

-         Что такое «Педагогическая технология»? – (это строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов);

 -        Назовите современные образовательные технологии (личностно-ориентированные, социо-игровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие, информационные).

- В чем отличие инклюзивного образования от интеграции? (Под интеграцией подразумевается частичное нахождение ребенка с особыми образовательными потребностями в группе обычных детей).

2.3. «Теоретическая»

Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.

Вопросы 1 команде.

- Организация и управление   педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач различной сложности и проблематики. (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД)

- Формы организации личностно-ориентированной технологии (ИГРЫ, ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНЫЕ ДОСУГИ, УПРАЖНЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ, ГИМНАСТИКИ, МАССАЖ, ЭТЮДЫ, ТРЕНЕНГИ, ОБРАНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ).

- Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде

(ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).

- Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).

Вопросы 2 команде.

- О чем речь? Личностно-ориентированные, социо-игровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие, информационные  (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ).

-  Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ).

- Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ТЕХНОЛОГИЯ).

- Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий  (НАВЫК).

2.4.«Эрудиты»

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию.

Педагогические технологии развития связной речи

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание  по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор

2.5. «Доказательная»

Капитаны команд выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение.

 1 команда.

 Технология проектирования  включает  сказкотерапию, фонетическую ритмику, тренинги.

 Информационно-коммуникативная технология включает работу с  компьютером, презентацией,  компьютерными играми.

  Здоровьеразвивающая технология  включает работу органов самоуправления, мониторинг, исследования.

2 команда.

Коррекционная работа  учителя-логопеда направлена на коррекцию звукопроизношения у детей.

Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на коррекцию психических процессов ребенка-логопата.

Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

2.6. «Практическая»

 Командам предлагается следующие задания:

- Сформулируйте целевые ориентиры к НОД по теме «Составление описательного рассказа по картине» (хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, грамотно строит речевое высказывание, обладает развитым воображением).

- Создать мотивационное поле к НОД учителя-логопеда  (группа ОНР).

 - Провести рефлексию (зачем, для чего, удалось ли)

3.        Заключительный этап.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области  ФГОС ДО;  вспомнили образовательные технологи.

 



Подписи к слайдам:

Взаимодействие с родителями.
Этапы работы
Целевые ориентиры
Обладает начальными знаниями о себе,
о
мире, в котором живет

Может выделять звуки в словах

Складываются предпосылки грамотности

Знаком с произведениями детской литературы

Использует
речь для выражения своих мыслей
Условия оптимального речевого развития ребенка
Речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка.
Активизация психомоторных, познавательных, эмоциональных процессов.
3. Обогащение содержания деятельности детей.
4. Развитие предпосылок речевого развития.
5
. Развитие предпосылок учебной деятельности.
Деятельность учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО
Подготовила учитель-логопед
МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска
Дуркина Марина Владимировна
Профессиональные функции педагогов ДОУ
Направления работы
Воспитатель
Учитель-логопед
Пропаганда знаний
Информирует
об условиях благополучного развития речи
Информирует о видах и причинах речевых нарушений
Диагностическое
Распознает недостатки, информирует учителя-логопеда
Осуществляет
первичную
диагностику.
В случае необходимости направляет на
ПМПк
.
Осуществляет промежуточную диагностику
Коррекционно-развивающее
Обеспечивает предпосылки для успешной работы учителя-логопеда.
Развивает все стороны речи
Корректирует все стороны речи.
Развивает сохранные речевые навыки
Усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи
Пропаганда логопедических знаний.
Взаимодействие с педагогами.
Взаимодействие с родителями.
Основные проблемы