Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда
статья по логопедии по теме

Сердюкова Альвина Викторовна

 

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

     Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивным столом у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_primenenie_ikt_v_logopedicheskoy_rabote.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР - Д/С № 2

                                                                           Г.УСТЬ-ЛАБИНСК                                                                            

«Применение информационно-коммуникационных технологий

в работе учителя - логопеда».

Учитель-логопед Сердюкова Альвина Викторовна

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

     Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивным столом у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Компьютер служит развивающим средством ребенка и входит в его жизнь через игру, художественную деятельность. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для детей форме,  помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития:  а также помогает развивать у малышей память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды.

 Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, столы, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует познавательную активность детей, расширит их кругозор, повысит общую культуру родителей в вопросах воспитания, обеспечит координацию усилий всех участников воспитательного процесса. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

Любой  интерактивный стол  имеет программное обеспечение, которое, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных занятий и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу.

В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике.

В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивный стол. Использование интерактивного стола помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивный стол (ИС)- полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

Использование интерактивного стола на занятиях логопеда позволяет:

  • повысить качество обучения детей с ОВЗ;
  • развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
  • повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
  • обеспечить психологический комфорт на занятиях.

На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи.

Мною были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов (“В царстве Снежной королевы”, “Приключения Алисы”, “В поисках сокровищ”, “Играем с Буратино”, “Преступление” и др.), развитию лексико-грамматического строя речи (“Имя существительное”, “Исправь ошибки”, “Собираем урожай. Овощи. Фрукты ”, “Когда это бывает? Времена года” и др..)

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Использование на логопедических занятиях интерактивного стола позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Мои авторские разработки занятий применяются для: развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”; развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”; автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи ; дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; развития связной речи и познавательных способностей (“Четвертый лишний”, “Загадки”). На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest). При обработке результатов обследования речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Т.А. Фотековой»). Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка классов КРО к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка классов КРО к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.

В индивидуальные и групповые занятия, учителем-логопедом включаются авторские игры на компьютере. Работа содержит: электронные игры- занятия (каждое включает составление фраз или предложений с предложной конструкцией); проверочно-игровые упражнения; раздаточный материал для детей; пояснения для педагогов; информационный буклет для родителей.

 С веселыми героями в играх дети проводят самостоятельные исследования. Показ объемных изображений в движении помогает в обучении и дифференциации грамматических форм выражения пространственных значений предлогов. Правильный ответ на вопрос вознаграждается веселой музыкой, поощрением. Сочетание динамики, звука, красочного изображения значительно улучшает восприятие информации ребенком дошкольником.

Применение компьютерных игр тренирует зрительное внимание и память, у ребенка возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, ребенок активно пополняет словарный запас, закрепляет употребление грамматических форм, предлогов в речи, у детей воспитывается целеустремленность и настойчивость, развиваются воображение и творческие способности. В связи с чем, повышается качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется на более долгое время. Занятия более насыщенны, актуальны и современны, нравятся детям, что создает дополнительную мотивацию к саморазвитию и преодолению речевых нарушений.

Целью моих авторских разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи, поступающих в логопедическую группу, отмечается нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. По состоянию звукопроизношения дети нередко имеют более 12 нарушенных звуков (отсутствие звука, его искажения и замены). У детей, имеющих недостатки речи, часто отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно-психической сферы. У детей отмечаются негативные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных мною с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

 Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

 • Формирование произношения.

 • Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

 • Формирование лексико-грамматических средств языка.

 • Развитие связной речи.

 • Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

 Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

 - игровая;

 - интерактивность;

 - полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

 - дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

 - объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

 В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ с 2011 года, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, интерактивным столом, комплексом БОСЛАБ-ЛОГО, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций.

За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

 1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

 Компьютерные логопедические программы:

  1. Игра «Малышам о звуках».

Разработана Областным центром диагностики и консультирования в г. Челябинск. Направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, имеющих нарушения речи. Включает в себя более 20 игр и заданий  по различению гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и грухих согласных звуков, а также  заданий по проведению звуко-буквенного анализа и синтеза.

  1. Компьютерная технология «Игры для Тигры»

Программа  построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она  позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:

- длительности и силы речевого выдоха,

- громкости (интенсивности) и юмора голоса,

- темпо-ритмической организации,

- интонационной выразительности,

  • четкости и разборчивости речи.
  •  неречевого слухового гнозиса,

- речевого слухового гнозиса,

- звукового анализа и синтеза,

- структуры значения слова,

- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),

- грамматического значения слова,

- коммуникативных навыков детей.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

  1. Аудиодиск «Учимся говорить правильно».

Включает в себя более 1000 различных чистоговорок, скороговорок и стихотворений на звуки, нарушенные в произношении у детей: свистящие, шипящие и соноры. Имеется возможность самостоятельной работы ребенка с диском: диктор произносит чистоговорку, и предлагает ребенку ее повторить — далее следует пауза, в течении которой должен говорить ребенок.

Все эти игры и программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

  1. Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»
  2. Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
  3. Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"
  4. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»
  5. Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro
  6. Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно
  7. Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
  8. Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца
  9. Серия «Учимся и оздоравливаемся»
  10. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

 Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

 Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

2.  Презентационные материалы применяются для:

  • развития речевого дыхания;
  • гимнастики для глаз;
  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развития фонематического восприятия,
  • развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоения лексических тем;
  • развития навыков словообразования и словоизменения;
  • развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

 С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

 Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

 3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

 4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

 5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

 6. Использую аудиапрограммы:

 1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

 2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

 3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

 4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

 5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

 6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

 7. «Детские песенки».

 8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

 Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

 7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

 8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, расположила свое портфолио на http://www.maaam.ru/users/050180. и сайт на http://nsportal.ru/petrova-tatyana-yurevna"

 9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

 10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

 В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Внедрение информационных технологий в работу учителя-логопеда является в настоящее время актуальным направлением. Данная статья освещает эффективность использования презентаций, компьютерных игр в сов...

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ

Информационно-коммуникационные технологии учитель-логопед может использовать- в научно-методической деятельности учителя-логопеда;- в коррекционно-развивающей работе с детьми;- во взаимодействии с пед...

Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компет...

Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»

В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда(из опыта работы)...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР (из опыта работы)

Работа содержит систему применения современных информационно-коммуникационных технологий в практике работы учителя-логопеда, которая  позволяет оптимизировать используемые методики и технологии, ...