Анализ слов и предложений. Памятка для родителей.
консультация (логопедия, подготовительная группа) по теме

Жуковская Елена Юрьевна

Материал для родителей детей-логопатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_analizu.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Как работать над звуковым анализом слова

 При выполнении упражнения прочтите задание сначала сами, затем повторите ребенку , разъясняя непонятные слова. Например, мы не говорим ребенку, что нужно сделать звуковой анализ слова – эта информация для Вас. Ребенку нужно сказать, что необходимо нарисовать "вагончик" для слова (это прямоугольник, так называемая схема слова), и посадить звуки в "вагончик" (смотрите папки с заданиями за прошлый год).

 Для успешного выполнения задания, сначала посчитайте сколько слов Вы произносите, затем, сколько слогов в слове, только затем выделяете звуки и даете им характеристику.

 Например,  

Вы четко читаете слово: СУМКА

 Задаете вопрос ребенку: Сколько слов я произнесла?

 Ребенок: Одно.

Вы: Нарисуй один вагончик  

 Вы: Давай разделим слово на слоги и посчитаем, сколько слогов в этом слове.

 Ребенок: (хлопает) СУМ-КА.  Два слога.

 Вы: А теперь слушаем первый слог. Назови его.

 Ребенок: СУМ

 Вы: СССУМ. Назови первый звук.

 Ребенок: ССС.

 Вы: Расскажи про него.

 Ребенок: Звук С- согласный, твердый, глухой.

 Вы: Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?

 Ребенок: Синим.

 Вы: Нарисуй синий квадратик  с левого края вагончика.  

 Какой следующий звук. СУУУУМ

 Ребенок: У. Он гласный- красный кружок

Вы: Какой следующий звук?

 СУМММ

 Ребенок: М . Он согласный , твердый звонкий. Мы обозначим его синим цветом.

 Вы: Повтори слог, который у нас получился.

Ребенок: СУМ.

 Вы: Теперь поселим в домик звуки второго слога. (проводится аналогичная работа)

Затем вы просите ребенка вести пальчиком от одного звука к другому и петь (читать) слово по слогам. Попросите ребенка еще раз рассказать о слове, дать характеристику каждому звуку.

После прочтение каждого слога соедините слоги в слово.

Посчитайте сколько в слове гласных звуков. Обратите внимание на то, что сколько в слове гласных звуков, столько же и слогов. И наоборот.

(это говорит о том, что гласный звук играет слогообразующую роль. Т.е. без гласного звука не будет и слога.)

Попросите ребенка назвать гласные звуки в слове. (У,А)

Попросите ребенка назвать согласные звуки в слове (С,М,К)

Можно спросить, сколько в слове твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных. Назвать их.

 Не забывайте, что звуки мы называем не так как буквы. (Т.е не ЭМ , а М, не ТЭ , а Т) Иначе Вашему ребенку будет очень сложно научиться читать.

Поиграйте с ребенком в игру «Почтальон»

Правила игры. Попросите почтальона отнести посылку в домик, где живет звук М (имеется ввиду слово СУМКА). Ребенок должен сосчитать на каком месте находится звук М и  назвать номер дома этого звука (№3). И т. д. 

 Обыгрывайте слово. Считайте звуки, слоги, на каком месте они находятся, какой звук находится впереди, позади заданного звука.

Пусть ребенок определяет, где находится заданный звук в слове (Начало, середина, конец слова).

После таких занятий Ваш ребенок хорошо освоит чтение и письмо, что необходимо для успешного обучения в школе.

Как работать над анализом предложения.

Памятка для родителей

 Основные направления работы над предложением:

 Сопоставление слова и предложения как речевой единицы.

 Наглядно показать, что предложение состоит из слов.

 Определение первого, последнего слова в предложении.

 Определение количества слов в предложении.

 Определение главного (Кто? Что?) слова в предложении.

 Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления.

 Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения.

 Учить определять границы предложения в тексте. Называть количество предложений. Повторять 1-ое, 2-ое, 3-е предложение.

 Учить составлять предложение из слов в нужной грамматической форме.

 ОБРАЗЕЦ анализа предлоежения:

Зимний дворец очень красивый.  

|_____________________________________________.

При работе над предложением мы сравнимваем его с поездом. Если одно слово мы робозначаем прямоугольником -"вагончиком", то слова, связанные между собой по смыслу - "предложение", составят целый поезд.

Первое слово — Зимний. Первое слово пишется с большой, заглавной буквы. Отхлопываем слово - "ловим гласные звуки". В этом слове 2 слога. (разделить слово на части на схеме). Ударение ставится на первый слог. Для определения ударного слога, "шагаем" пальчиком по схеме, произнося слово очень ласково, где пальчик задержался дольше, там ставим ударение.  

Второе слово — дворец.  (аналогично)

Третье слово — очень.

Четвертое слово — красивый. Слово состоит из трех слогов. Ударение на втором слоге.В конце предложения ставится точка.

В этом предложении четыре слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Звуковой анализ слова"

ПАМЯТКА для родителей.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Наша речь состоит из предложений.Предложения состоят из слов.Слова состоят из звуков.Звук - это то, что мы слышим и произносим.Буква...

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Памятка для родителей "Как проводить звуковой анализ слов"

Материал предназначен для помощи родителям в обучении детей звуковому анализу слов...

Памятка для родителей по звуко-буквенному анализу слов

Данная памятка поможет родителем разобраться в таком сложном для них звуко-буквеном анализе слов. В ней приведены примеры фонетического разбора слов, классификация звуков в виде схемы....

Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"

Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"....

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...