Сотрудничество логопеда и родителей имеющих детей ОНР в ДОУ
статья по логопедии по теме

Гильметдинова Миляуша Фаритовна

. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются  не  только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в  значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с  первых дней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

     Сотрудничество логопеда и родителей  имеющих

                          детей  ОНР в условиях ДОУ .

     

Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

-        оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

-        помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

-        создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

-        формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

     Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушение звуков  и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана. Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическую группу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагоги научат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.  На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами .

           По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные  направления работы с ребенком. Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий. Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.  Она может проводиться в различных формах:  выступления на родительских собраниях,  индивидуальные консультации, семинары, занятия-практикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты, организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка. Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,  информационных стендов,  тематических выставок книг. Там выставляется: справочный  материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.  

            Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься. Длительность занятий не должна превышать 15-20 минут. Начинать нужно с 3-5 минут. Занятия должны проводиться 2-3 раза в день. Лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна. Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует. Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать. Активно используйте на занятиях наглядный материал. Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

- анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместная выработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизации поставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексико-грамматического строя и связной речи и др.)

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Литература:

1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 80.

2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1991. – С. 105–116.

3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1998. – № 4. –С. 3.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Сотрудничество логопеда и родителей"

Доклад на родительское собрание «Сотрудничество логопеда и родителей»...

Организация сотрудничества логопеда и родителей.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Работая логопедом в ДОУ более 10 лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения...

Организационные формы сотрудничества логопеда и родителей

  Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми.    Однако очень часто можн...

«Сотрудничество логопеда и родителей»

Уважаемые родители! Вы понимаете: речь детей спонтанно не исправляется. Всем вам известны трудности в речи своих детей. Диагностирование показало, что у детей нарушено звукопроизношение, беден словарь...

"Сотрудничество логопеда и родителей", родительское собрание в подготовительной логопедической группе.

Последний год ребёнка перед школой - важный год, особенно для выпускника логопедической группы. Взаимодействие логопеда и родителей является необходимым условием эффективонй подготовки к школе,так же ...

Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.

Именно к родителям будут обращены эти слова:«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от В...

Взаимодействие и сотрудничество логопеда и воспитателя

В данной статье освещено какую диагностическую,коррекционную и профилактическую работу  проводит воспитатель логопедической группы....