Путешествие по городу Свободному (НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Павлей Людмила Михайловна

В настоящее время происходят глубочайшие изменения в мировом сообществе, и в этот период нестабильности одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание; возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Эта проблема является самой сложной, т.к. патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувств и отношений. И здесь важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, его взгляды, суждения – самые сильнодействующие факторы воспитания. Особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Одной из основных задач патриотического воспитания дошкольников является создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинает формироваться чувство любви к своей Родине, к своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_gorodu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по городу Свободному

(НОД в подготовительной к школе группе

для детей с нарушением речи)

Цели:

— формировать у детей представление об истории родного города;

— развивать нравственные чувства — любовь, гордость за родной край, родной город;

Задачи:

Познавательные:

— расширить знания детей о родном крае;

— активизировать имеющиеся знания детей.

 Коррекционно-развивающие:

— пополнить словарь детей основными словами: экскурсия, щедрая, гостеприимная,  мемориал, чтят, храм, колокольня;

— развивать фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику, пространственные представления;

— учить согласовывать речь с движениями;

— активизировать внимание, логическое мышление;

--- формировать грамматический строй речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и любви к родному краю, к своему городу.

Оборудование:

Мультимедиа, карта России, герб города, презентация «Наш город на Зее», карта города,   большой и маленький колокольчики, фотографии детей.

Предварительная работа:

Ознакомление с картой России. Экскурсии в музей города на темы: «Как город строили», «Герб нашего города», экскурсии по городу к памятным и достопримечательным местам. Разбор и заучивание пословиц и поговорок. Музыкально- дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

 Вводная беседа. Разминка.

Логопед: Дети, послушайте стихотворение о Родине.

« Родина»

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

 Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

 (Т. Бокова)

Логопед: Как называется наша большая Родина?

Дети: Наша большая Родина называется Россия.

Логопед: Дима, покажи Россию на карте.

(Ребенок показывает).

А какая наша Россия?

Дети: Огромная, богатая, щедрая, гостеприимная, сильная, любимая, родная, большая, красивая.

Логопед: Назовите, чего много в нашей стране?

Дети: В нашей стране много рек, озер, морей, гор, лесов, полей, городов.

Логопед: Как называется наш город?

Дети: Наш город Свободный. Еще можно сказать это -  наша малая Родина.

Логопед: Сегодня мы отправимся на экскурсию по нашему городу.

Основная часть.

Стук в дверь. Входит Лунтик (воспитатель).

Я родился и спустился на Землю.  Вы не подскажете мне, где я оказался?

Дети: Ты оказался в городе Свободном.

Лунтик: Здравствуйте, ребята!  

(Показ слайда – название города «СВОБОДНЫЙ» при въезде в город.

Логопед: Лунтик, мы отправляемся на прогулку по нашему городу. Пойдем с нами.

Лунтик: Я никогда не был в этом красивом  городе и очень хочу совершить по нему экскурсию!

Логопед: Чтобы не заблудиться, возьмем с собой карту. Кружки на ней обозначают места остановок. Отправляемся в путь.

Речевка с движениями:

На экскурсию идем мы,                         (Дети маршируют)                                                                    

Город посмотреть хотим.                      (Поворачивают головы в стороны)

Вдоль по улицам пройдемся,                (Разводят руки в стороны)

Красоту мы разглядим.                          (Поднимают и плавно опускают руки).

Логопед: Посмотрите, куда же мы пришли? Кто-нибудь может прочитать?

(Дети, умеющие читать, читают на карте — СВОБОДНЫЙ).

Логопед:

Каждый город, большой или маленький, имеет название и герб. Ребята, давайте присядем и расскажем Лунтику, что обозначают рисунки на гербе города Свободного.

1-й ребенок: Синяя полоса — это вода.

Лунтик: А почему ее здесь нарисовали?

1-й ребенок: Наш город стоит на реке Зея, и синяя полоса – это наша река.

2-й ребенок: Дуги на гербе Свободного обозначают мост через Зею.

Лунтик: А что обозначает факел в центре герба?

3-й ребенок: Факел обозначает Космодром, который строится возле города.

Лунтик: А какие богатства есть в вашем городе?

3-й ребенок: Наш город богат рыбой, лесом, через наш город проходит железная дорога, которая имеет большое значение для нашей страны. По ней перевозят огромное количество различных грузов по всей России и не только по России, но и в Китай, Японию, Корею и другие страны.

Логопед: Запомнил, Лунтик, что обозначают эти символы?

Лунтик: Да, запомнил. Так интересно!

Логопед: Нашему городу недавно исполнилось 100 лет. Он еще строится, жителям города предстоит еще много работы, чтобы сделать наш город еще лучше, чтобы людям в нем жилось уютно, спокойно, хорошо.

Логопед: Ребята, как называют себя жители нашего города?

Дети: Свободненцами.

Логопед:  Отправимся дальше.

Подвижное упражнение «Люблю по городу гулять» (сочетание речи с движениями, развитие моторики):

Люблю по городу гулять,                   (маршируют на месте)

Люблю смотреть,                                (поворачивают голову влево – вправо)

Люблю считать:                                   (загибают пальцы по одному)

Площадь Ленина у нас— это

раз,

Стадион «Локомотив» - это два,

Кинотеатр Гайдая – это три,

А четыре – я живу в квартире,

Пять – гуляю в парке я опять,

Шесть – на Зею я схожу

И на волны погляжу.

Свято-Никольский храм – это семь,

Здесь всегда спокойно всем.

Восемь - есть музей у нас,

Я там был да и не раз.

Девять – у нас будет космодром!

Десять - повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою

И цветочки положу.

Логопед: Ребята, мы подошли с вами к памятнику. Вы знаете, в честь кого он установлен?

Дети: Это памятник землякам- свободненцам, погибшим в годы Великой отечественной войны в боях за Родину.

Логопед: По-другому он называется мемориал. Давайте вместе повторим это слово и запомним его.

Дети хором повторяют слово МЕМОРИАЛ.

Логопед: Этот мемориал посвящен солдатам- защитникам нашей Родины. Какой праздник отмечают свободненцы у мемориала?

Дети: День Победы.

Логопед: Верно. Все народы помнят и чтят память о тех, кто погиб, защищая Родину и свой народ. Об их силе, смелости, отваге народ сложил много песен, пословиц, поговорок. Послушайте некоторые из них:

  • Смелость города берет;
  • И один в поле воин, коль по-русски сложен;
  • Родину- мать умей защищать.

Логопед: Вы запомнили, как называется этот памятник?

Дети: Мемориал.

Логопед: А сейчас давайте посмотрим небольшой фильм о нашем городе.

Показ презентации «Наш город на Зее» (Использование мультимедиа).

Последняя фотография – Свято-Никольский храм. Слышен колокольный звон.

Логопед: Что мы слышим, подходя к храму?

Дети: Колокольный звон. Звонят большие колокола и маленькие.

Логопед: Сейчас мы поиграем, нужно будет узнать, какой колокольчик звучит: большой или маленький. Лунтик тоже поиграет с нами. (Игра на развитие фонематического слуха « Узнай по звуку». Звучит большой и маленький колокольчик за ширмой, дети должны узнать на слух, какой колокольчик звучит).

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит спокойная музыка, на экране – фотографии детей, сделанные во время экскурсий по городу и на фоне своего детского сада.

Итог занятия

Лунтик: Как здорово, что я оказался в вашем городе и много интересного о нем узнал. В благодарность хочу сделать вам небольшие подарки, это фотографии на память о нашей встрече в городе Свободном. Возвращаясь к своим друзьям,  я обязательно расскажу им о вашем замечательном городе. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности учителя-логопеда подготовительной к школе группы с воспитанниками с нарушениями речи "Путешествие в Африку"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с спользованием оборудования ООО «ИНТОКС»....

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»

НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: «Буква Р, Звуки [р], [р’]. Вода, пресноводные обитатели»Цель: дифференциация звуков...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи

Помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи. «Город Троицк - малая Родина»

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей подготовительного дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...