Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Зенякина Елена Анатольевна

Программное содержание:

  • Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;
  • Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;

Активизация словаря: вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава;

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, флеш-карта с презентацией и видеоматериалом  "Вулканы", карта России, поддоны, конусы картонные, сода, уксус, пищевой краситель красного цвета, жидкость для мытья посуды, чайные ложки, пипетки, стаканчики, карточки-схемы, сигнальные карточки, салфетки;

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение энциклопедического материала, педагогическая оценка;
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов, использование карточек-схем;
  • Практические: элементарные опыты, моделирование;

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: изготовление конусов из картона.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_izverzhenie_vulkana.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад № 10 КВ"

Конспект образовательной деятельности

в группе для детей с нарушением речи

по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Подготовил: воспитатель Е.А. Зенякина

г.Богородицк

Программное содержание:

  • Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;
  • Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность;

Активизация словаря: вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава;

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, флеш-карта с презентацией и видеоматериалом  "Вулканы", карта России, поддоны, конусы картонные, сода, уксус, пищевой краситель красного цвета, жидкость для мытья посуды, чайные ложки, пипетки, стаканчики, карточки-схемы, сигнальные карточки, салфетки;

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение энциклопедического материала, педагогическая оценка;
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов, использование карточек-схем;
  • Практические: элементарные опыты, моделирование;

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: изготовление конусов из картона.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон принес к нам в группу письмо. Вам интересно от кого оно? Давайте его прочтем.

"Здравствуйте, дети. Пишет вам Незнайка. Все мои друзья изучают в школе что-то новое, а я приболел и в школу не хожу. А мне очень сильно хочется тоже их удивить. Вчера я посмотрел по телевизору передачу про вулканы, и она мне очень понравилась. Но передача быстро закончилась, а мне хочется побольше узнать о вулканах. Помогите мне, пожалуйста, узнайте у воспитателя побольше и пришлите мне видеописьмо. Спасибо."

Воспитатель: Ну что, поможем Незнайке? Ребята, я точно знаю, что вулкан стоит на полуострове, а как он называется забыла и не могу вспомнить. Что же делать? Кажется, придумала! У нас есть карточки, на которых изображены разные картинки и цифры. Нужно расставить цифры по порядку и мы сможем прочитать название полуострова. (КАМЧАТКА)

Вот вы и помогли мне вспомнить название полуострова. Повторим его: "КАМЧАТКА". А где находится этот полуостров? Как нам его найти? Что нам поможет?

Слайд №1

Правильно, поможет нам в этом карта России. Посмотрите, Камчатка вот здесь, а живем мы здесь. Это очень далеко. Как же нам добраться до Камчатки? На каких видах транспорта? (Ответы детей)

Но у нас в группе нет ничего такого, на чем можно было бы путешествовать, только стулья с шариками. Что мы можем придумать? (строительство воздушного шара детьми)

Дети загружайтесь в корзину, мы отправляемся в путешествие, берем с собой видеокамеру, чтобы все заснять. А пока мы будем лететь на полуостров, я немного о нем расскажу. Как вы думаете, что необычного есть на Камчатке?

Правильно. Камчатка славится своими вулканами, которые то спят, то просыпаются. И пока мы летим, я хочу о них рассказать. (Рассказ воспитателя под презентацию о вулканах)

Посмотрите, это на вид обычная гора и называется она спящий вулкан.

Слайд № 2

А это та же самая гора, только с извергающейся из неё лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан.

Слайд № 3

Разные вулканы извергаются по-разному: иногда они как будто взрываются,

выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, и каменный дождь обсыпает склоны гор.

Слайд № 4

А бывает, лава вытекает спокойно. Скажите, а какой по форме вулкан, на что он похож. (На конус). Правильно, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть. На что она похожа? (яма, воронка)

Слайд № 5

Вершина горы, из которой извергается вулкан - называется кратер вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана - называется лавой.

Ну, что ж, вот мы и прилетели. Сегодня я хочу вам показать действующий вулкан. Посмотрите, это макет горы. И сейчас в этой горе начнет извергаться вулкан. Хотите посмотреть?

Физкультминутка

Вулканы начали играть,

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит!

Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать,

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

А теперь я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию, где мы будем проводить эксперимент. Но сначала нам нужно вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что нужно сделать первым делом? (Ответы детей)

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Как мы можем определить тему нашего исследования.

Правильно. Наша тема - "Действующий вулкан". Смотрите внимательно! Сейчас я попробую "запустить" вулкан. (В готовый раствор капаю уксус).

(Наблюдение за извержением вулкана).

А хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?

Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если течет по склонам горы? (Жидкая) Значит во внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Какую, например? (Воду) Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытечь? (нет). А что надо сделать для того, чтобы вода вырвалась наружу? (Надо смешать вещества)

Инструкция для детей:

Для начала предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с водой под №1.

Помещаем в стакан №1 одну чайную ложку соды из стаканчика № 2.

На кончике ложки добавить красной сухой краски из стаканчика № 3.

Пять капель моющей жидкости из стаканчика № 4.

 А теперь, внимание! Это жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самим пользоваться нельзя). Правильно! Это уксус. И его наливать можно только взрослому.

Подсказками, как вам действовать будут служить карточки-схемы.

Расскажите по этим карточкам последовательность выполнения работы. (закрепление)

Кто приготовит раствор, поднимет зеленую сигнальную карточку.

Не забудьте, если у кого возникнут затруднения, просигнальте красной карточкой.

Приступаем к проведению эксперимента. (Изготовление раствора детьми)

Молодцы! Вы все справились с поставленной задачей. Из вас получились хорошие исследователи!

Дети, проделав опыт-эксперимент, что нового вы узнали? (Познакомились с состоянием лавы: если в воду добавить соду, а затем капнуть кислоту, произойдет реакция, похожая на ту, что происходит в вулкане.)

Как вы думаете, мы все узнали о вулканах? Нет. Предлагаю с помощью карточек выбрать помощников, которые помогут дополнить наши знания о вулканах. Я даю вам домашнее задание: узнать что-то новое, интересное о вулканах и рассказать нам. А в свободное время предлагаю вам зарисовать наш эксперимент.

Отснятое на видеокамеру наше путешествие, мы отправим Незнайке. Пусть он порадует своих друзей.

Итог НОД:

Вы хотели ли бы еще раз прилететь на Камчатку? Тогда предлагаю, если вы хотите еще раз побывать здесь и узнать что-то новое, то берите красные шарики и приклейте к корзине, а если вы желаете провести еще какие-нибудь опыты, то берите желтые шарики и тоже приклейте их к корзине.

Вот и получился настоящий воздушный шар, который мы сделали сами. На нем мы и отправимся в следующее путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В мире одежды»

Цель: обогащение и закрепление  знаний детей по лексической теме «Одежда». Задачи:- образовательные:  познакомить с этапами  изготовления ткани; закреплять умение состав...

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

Цель:  закрепление знаний детей о животных Севера, умение аккуратно выполнять аппликацию.Задачи: - закреплять умение работать с клеем, ножницами, шаблонами;- развивать умение выполнять объёмное и...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: «Мебельный магазин»

Педагог упражняет  детей в составлении творческих рассказов с элементами описания, развивает навык составления сложноподчинённых предложений,  закрепляет навыки звуко - слогового анализа; ...