Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Бабаева Надежда Анатольевна

     

    Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

    Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

     

    Задачи:

     -Коррекционно-образовательные:

     

    -  учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

    КОНСПЕКТ

    ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР,     III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

    Учитель-логопед:

    БАБАЕВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.

    2013г.

    Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

    Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

    Задачи:

     -Коррекционно-образовательные:

    -  учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

     - продолжить работу по различению терминов «звук» и «буква», «гласный звук» - «согласный звук», «звонкий согласный звук» - «глухой согласный звук», точному употреблению  этих терминов в речи детей;

    - закреплять звукобуквенные связи;

     - развивать умение выполнять слоговой анализ и синтез;

     - закрепить умение точно произносить изолированные согласные звуки;

    -  развивать артикуляционную моторику при выполнении общих упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями пальцев рук (биоэнергопластика);

    - развивать мимическую моторику;

    -  продолжить работу по формированию слоговой структуры слова, использованию в речи детей слов сложной слоговой структуры;

     продолжить работу по определению смысловых ошибок в предложениях и их исправлению;

     - продолжить работу по формированию умения сочетать движения пальцев рук с речевым сопровождением;

    - продолжить работу по развитию речевого голоса и учить детей пользоваться свойствами голоса и средствами выразительности речи.

    коррекционно-развивающие:

     - активизировать произвольное внимание;

     - развивать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе;

    -  развивать умение выполнять словесные инструкции;

    -  развивать память, мышление;

     - продолжить работу по формированию пространственных представлений;

    воспитательные:

     - воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

     - воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

     - воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

     - вызывать интерес к языковым явлениям.

    Используемое оборудование:

    -4 картинки с изображением домиков, символы звуков – Звуковички;

    - сундучок, карточки с заданиями,

    - 4 картинки, названия которых начинаются на один из звуков темы -   Б, БЬ, П, ПЬ.

    - карточки с картинками на звуки П, ПЬ, Б, БЬ;

    -карточки с изображением Букв и картинок для определения места звуков в словах, карандаши синего и зеленого цвета.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I.Организационный момент.

    1. (Дети под музыку входят в зал. На доске висят 4 картинки с изображением домиков. Под доской лежат символы звуков «Звуковички»).

    Логопед:

    - В городе Звуков случилось несчастье –

    Туда Звукоежка послала ненастье.

    Бедные звуки теперь без жилья.

    Давайте мы с вами поможем друзьям.

    И непременно случится здесь чудо:

    Подскажем им – кто они и откуда.

    Нужно задания выполнить вам,

     Чтобы расставить все здесь по местам.

    - Ребята, посмотрите, в городе Звуков тишина, домики пусты, хозяев нет! Вот они, бедные Звуковички, забыли – как их зовут и где их домики! А вот и задания, которые нужно выполнить, чтобы помочь нашим друзьям. (Логопед показывает сундучок, в котором лежат карточки с заданиями).

    II.Знакомство с темой.

    1. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают концовку)

    -Много звуков есть на свете, говорим мы звуки … (речи).

    Гласные звуки … (поют и кричат), согласные …( перед преградой стоят).

    Согласные с гласными … (подружились), вот уже …(слоги у нас получились).

    Если слоги рядом поставим, сразу … (нужное слово составим).

    А потом слова возьмем, … (в предложения соберём).

    Мы с вами в городе Звуков. Что можно сделать со звуками? (говорить, слышать).

    2. Артикуляционные упражнения, совместные с движениями обеих рук, имитирующие движения челюстей, языка и губ.

    Логопед: Вот первое задание Звукоежки. Чтобы правильно и внятно говорить, мы с вами должны делать зарядку. Для чего мы её делаем? (для губ, языка, щёк)

    Логопед читает задание:

    Тренируйте язык, губы,

     Плотно вы сжимайте зубы.

    Упражнения выполняйте,

    Пальчиками помогайте.

    выполняются упражнения:

     - «Улыбка» - «Трубочка»

    - «Шарик»

    - «Погладим губы»

    - «Лошадка»

    3. Игра «Определи первый звук в слове».

    Логопед: Зарядку мы сделали, набрались сил, и теперь смело можем браться за дело, а то наши друзья Звуковички совсем загрустили. И следующее задание, которое мы должны с вами выполнить будет таким.

     (читает задание по карточке)

    На картинку посмотрите,

    Первый звук определите,

    С этим звуком вы знакомы,

    Станет он хозяин в доме.

     (картинки расположены рядом с домиком.)

    Нам нужно определить какие это звуки и в каком домике они живут. (Дети называют картинку, определяют первый звук в слове и выбирают подходящий Звуковичок. Одновременно дается детьми характеристика каждого звука:

    «Б» - бабочка, звук Б согласный, мягкий, звонкий;

    «БЬ» - белка, звук БЬ согласный, твердый. Звонкий;

    «П» - попугай, звук П согласный, твердый, глухой;

    «ПЬ» - петух, звук ПЬ согласный, мягкий, глухой.

    Звуковички помещаются возле соответствующего домика).

    4. Игра «Телевизор».

    Логопед:  Ребята, Звукоежка дает следующее задание – сначала выучить наизусть небольшое стихотворение:

    Поля бантик повязала,

    С песней к бабушке бежала.

     (Логопед проговаривает стихотворение с выделением изучаемых звуком)

    Дети, назовите звуки, которые я выделяю голосом. (Б, БЬ, П. ПЬ)

    В каких словах слышится звук Б (бантик, бабушка), Звук БЬ (бежала), звук П (Поля, повязала), звук ПЬ (песней).

    Стихотворение заучивается наизусть. Логопед дочитывает задание:

     Чтобы звуки зазвучали

    И не ведали печали,

    В «Телевизор» поиграйте,

    Голос свой вы развивайте.

     (поводится игра «Телевизор» на развитие речевого голоса и средств выразительности речи – тембра, ритма, темпа)

     5. ФИЗМИНУТКА.

     (Логопед достает из сундучка карточку со следующим заданием)

    Все выходят по порядку, (ходьба на месте)

    Дружно делают зарядку.

    Влево — вправо, влево — вправо, (наклоны)

    Назад — вперед, назад — вперед.

    Можно и на оборот.

    Встали ровно! Подтянулись!

    И на месте повернулись!

    Весёлая мимическая гимнастика

    В зоопарке побывали,

     Бегемота увидали.

     Удивились! Так и знай:

     Брови выше поднимай.

            

    Вот бульдог – серьёзный пёс.

     У него курносый нос.

     Он подачек не берёт,

     Челюсть выставил вперёд.

    Не хотел есть кашу Паша.

     Рассердилась мама наша.

     Брови хмурила вот так:

     Каша – это не пустяк!        

    Мы увидели пион.

     Как чудесно пахнет он!

     Воздух носом втянем дружно:

     Нам цветок понюхать нужно.

    6. Игра «Закончи слово нужным слогом».

    Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. (Достает следующую карточку)

    Попугай слова кричал,

    Но концовки он не знал.

    Получалось у него

    Ровным счетом «ничего».

    Чтобы слово угадать,

    Концовку вы должны сказать.

    Говорите вы всегда

    Где нужно ПА, где нужно БА.

    Вот какие слова без концовки кричал попугай. Я начну, а вы договариваете нужный слог ПА или БА, чтобы получилось слово:

    Жа – ба.

    Шай – ба,

     ры – ба, ре – па,

    ли – па,

    лу – па,

    ла – па,

    тум – ба,

    вер – ба,

    шу – ба,

    лам – па,

    шля – па,

    сту – па,

    нер - па

    7. Игра «Запомни, повтори так, как я скажу», «Скажи наоборот».

    Логопед: Наши звуки приуныли,

    Как звучат они – забыли.

    Вы, ребята, не зевайте,

    Слушайте внимательно,

    Точно так же повторяйте

    Песенки старательно.

     (- Логопед проговаривает цепочки слогов со звуками типа ПА-БА-ПО-БО и т. п., дети повторяют;

    8. Игра «Телеграф».

    (Логопед читает следующее задание)

    Телеграмма вам пришла,

    Необычная она.

    Чтобы понятен был смысл наших слов,

    Определим, сколько в слове слогов.

    Сколько раз хлопну я – ты повтори,

    Слово такой же длины ты найди.

     (На доску вывешиваются карточки с картинками на звуки Б, БЬ, П, ПЬ. Логопед хлопает в ладони 2раза. Дети называют предметы, названия которых состоят из двух слогов. Затем – 3 хлопка, 4 хлопка. Дети называют трех – четырехсложные слова).

    9. Работа с карточками по определению места звуков в словах, знакомство с буквами Б, П.

     (Логопед достает карточку со следующим заданием)

    Звуки говорим и слышим,

    Буквы мы… (видим и пишем).

    Место звукам вы найдите,

    Буквы ровно обведите,

    Кружок поставьте под картинкой,

    И заштрихуйте букв половинки.

    (Логопед раздает детям карточки, предлагает закрасить необходимый кружок под картинкой в зависимости от места звука в словах, и заштриховать правую половину буквы синим цветом, а левую – зеленым. Дети выполняют задание самостоятельно).

     

    10. Итог занятия.

    Логопед:

    Ребята, мы с вами выполнили все задания Звукоежки, помогли Звуковичкам найти свои домики. Давайте ещё раз произнесём звуки, которые они обозначают. (Логопед называет характеристику звука, дети называют звук).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе дня детей с ОНР «Знакомство со свойствами бумаги и её производством».

    Познакомить детей с происхождение бумаги и ее свойствами.Воспитывать бережное отношение к природе(деревьям),бумаге....

    Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. «Зимняя сказка. Новогодние традиции»

    Занятие для детей подготовитнльной группы о праздновании Нового года в разных странах. Об истории празднования в России....

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Помощь детям Играй - города"

    В занятии использованы разнообразные виды деятельности, способствующие познавательной активности детей. Действие происходит в сказочном Играй-городе....