«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ»
статья по логопедии по теме

БУКЕНОВА СВЕТЛАНА СЕРАЛИЕВНА

Речевые дефекты отрицательно влияют на  развитие нервно-психических процессов и познавательной деятельности, а также сказываются на социальной адаптации детей. Ребенка следует учить играючи и с любовью.

Ребенок имеющий общее недоразвитее речи нуждается в помощи не только логопеда, но и воспитателя, психолога и прежде всего родителей. Практика работы в специальном дошкольном учреждении для детей имеющих нарушения речи показывает, что только совместными усилиями можно достичь хороших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ»

Букенова С.С. – директор ЦРЛ «Рауан»

  • Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых.
  • Нарушения речи- это отклонение  в речевой деятельности от языковой нормы, принятой в конкретной  языковой среде.

Речевые дефекты отрицательно влияют на  развитие нервно-психических процессов и познавательной деятельности, а также сказываются на социальной адаптации детей. Ребенка следует учить играючи и с любовью.

Ребенок имеющий общее недоразвитее речи нуждается в помощи не только логопеда, но и воспитателя, психолога и прежде всего родителей. Практика работы в специальном дошкольном учреждении для детей имеющих нарушения речи показывает, что только совместными усилиями можно достичь хороших результатов.

Логопед проводит профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми, воспитатель закрепляет приобретенные знания в содержании образовательных областей и в режимные моменты, в деятельность психолога входит психологическая профилактика, психологическая коррекция. Но родители являются самыми первыми и самыми важными учителями для своего ребенка. Ведь не зря говорят, что есть две важные вещи, которые мы можем подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, другая - крылья.

В самом детстве закладывается эмоциональное отношение к жизни и людям, подстегивайте любопытство ребенка, разжигайте в нем желание поговорить, живите настоящей жизнью ребенка сейчас. . Конечно, для родителей их ребенок самый-самый и их очень часто умиляет, что их малыш говорит «лыба» вместо «рыба»,  и т д, они не замечают неправильность речи и не задумываются, что это может быть серьезной проблемой. Возрастные границы нормы речевых навыков у детей дошкольного возраста очень широки, но если речь 3-летнего ребенка не всегда понимают родители и он не выговаривает многие звуки, то смело отправляйтесь к логопеду.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется  его психическое развитие. Поэтому так важно  заботиться о своевременном  формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя  различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Но мы знаем, самое главное, - что ребенка следует учить играючи и с любовью.

Игра очень важный этап в развитии ребенка. Игра – это средство воспитания и обучения, помогающее малышу выражать свои желания, эмоции и чувства. Игра – это лучший способ объяснить ребенку, чего ждет от  него мир, мама, взрослые и точнее понять собственные возможности.

        Игра привлекает всех – она вызывает интерес, заряжает положительными эмоциями. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность.

Увлеченность дошкольника процессом игры психологи описывают так: «когда ребенок постукивает палочкой или перебирает кубики, то он делает это, конечно, не потому, что такого рода деятельность приводит к определенному результату, который отвечает той или иной потребности ребенка, то, что в этом случае побуждает ребенка действовать, очевидно, лежит в содержании самого процесса данной деятельности.  У ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы, делать ее, то есть в содержании самого действия». Развиваясь игра «разветвляется» , расщепляется на различные специализированные разновидности.

Различные игры – фантазии, игры – перевертыши развивают у детей творческое воображение, изобретательную смекалку. Игры учат логически мыслить, развивают и обогащают речь детей, воспитывают грамматически правильную речь, формируют элементарные математические представления, и многое другое.

Игры и игровые упражнения активизируют процесс обучения, делают его занимательным и облегчают преодоление трудностей в овладении знаниями.  Каждый согласится: научиться чему-нибудь «между прочим», в процессе интересной деятельности, куда приятнее и легче, чем специально запоминать что-то ненужное, овладевать навыком, который неизвестно когда и зачем понадобится.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. «Почти» - потому  что «произведения» природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские стихи, рисунки, пластилиновые фигурки, строения из песка или кубиков – следы игровой деятельности, которая, как всякая человеческая деятельность мотивированна.

В игре малыш строит свою вселенную, отражая в ней то, что открылось ему в реальности, выражая свое отношение к жизни, свои чувства, желания. Как утверждают психологи, главное значение игры в жизни растущего человека состоит в том, что ребенок моделирует в ней отношения между людьми. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Заметьте, что дети не любят играть в одиночку, играя совместно со своими сверстниками они  выстраивают свои  взаимоотношения.  В игре со сверстниками ребенок может показать свои определенные качества и  вместе с тем усваивает правила игр и поведения. Умение играть в коллективе, оказывать друг другу поддержку, развивая дружеские отношения.

Ваш ребенок и вас (родителей) частенько просит поиграть с ним, так как он желает с вами общаться и при этом хочет показать вам свои умения, знания, свои различные способности. Он приносит вам свои рисунки, показывает  постройки  ожидая от вас не только похвалы, но и непосредственной заинтересованности. Немного вашего внимания и вопросы «А как ты это сделал? А что за постройка?» и ваш малыш рассказывает вам, следовательно формируется умение высказать свои мысли, при этом будьте добросовестным слушателем, если нужно что-то посоветовать, поддержать и конечно не забудьте похвалить.

Для детей логопедических групп важная игра – это  правильное дыхание и артикуляционная гимнастика, мелкая  моторика, а дети с глубоким недоразвитием речи не готовы к совместной сюжетно-ролевой  игре, этому их надо специально учить.

А самое главное через игры развивать речевую деятельность ребенка.

Артикуляционная гимнастика:

 Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков.

Дыхательные упражнения- игры:

Недостатки детского дыхания преодолеваются:

  1. Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  2. Выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи;

Во  избежании  головокружения продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.

Дыхательные упражнения- игры:

  • Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола и тд;
  • Дуть на легкие шарики, приводить дутьем в движение плавающих  в тазике уток, кораблики т д, всевозможные вертушки, бумажные колпачки, бабочки, снежинки, подвешенные на натянутой горизонтальной нитке;
  • Надувать надувные игрушки, особенно полезно пускать мыльные пузыри;
  • Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Мелкая моторика

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

                        Приемы для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики (мозаика, конструктор,  бусины, шнуровки,

 волшебный поднос, золушка, счетные палочки,  маленький скульптор)

Пальчиковые игры (зайчик, человечек, ёжик, кошка, коза рогатая, бабочка, очки)

Пальчиковый театр- это увлекательная дидактическая игра, которая:

стимулирует развитие мелкой моторики;

знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

развивает воображение, память, мышление и внимание;

помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

формирует творческие способности и артистические умения;

знакомит с элементарными математическими понятиями;

Стихи и потешки для развития мелкой моторики: cорока, ладушки и тд.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

Сюжетно-ролевая игра

Игровая деятельность дошкольников  с общим недоразвитием речи значительно отличается от игры их сверстников.

Принципы организации сюжетной игры

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
  3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.

Развивающие функции  сюжетно-ролевой игры

  1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.
  2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.
  3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.

Обратим внимание на воспитание звуковой культуры речи. В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость , а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон  речи – необходимое условие  подготовки ребенка к обучению грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в практической работе с детьми. Игры  на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых заданий.  Вначале детей учат слышать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки, далее определяется любая позиция звука в слове (в начале, конце, середине) Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов  с определенным звуком, в дифференциации наиболее  сложных звуков (с-ш, р-л )

Для детей старшего дошкольного возраста много игр без атрибутов и соревновательного характера, которые можно играть всегда и везде.

К примеру  «А давай кто больше назовет фруктов или овощей»,

                    «Кто больше назовет слов на букву А, М, С, К и тд»,

                     «Что похоже на круг, квадрат, треугольник, и тд»,

                    «Я назову цвет, а ты предмет»

Благодаря таким играм у ребенка развивается логика мышления, обогащается словарный запас, пополняются знания по математике, развитию речи, экологии, об окружающем, вырабатывается соревновательный дух, и конечно же совместная деятельность с родителями.

        В данное время мы работаем с родителями по проектной деятельности. Что нам дает проект: возможность совместной деятельности ребенка и родителя, а также получение знаний и ребенком и родителями. Проектная деятельность дает возможность детям  быть лидером, уметь высказываться на публике, что немаловажно для детей имеющих нарушения речи, такие дети стараются не быть в центре внимания, бывают застенчивым.  

Интересные игры создают бодрое, радостное,  позитивное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.  

   Даже  в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план работы по преодолению нарушений речи детей посещающих старшую группы

Календарный план индивидуальной работы по преодолению  нарушений речи детей посещающих старшую группу....

Календарный план работы по преодолению нарушений речи у детей посещающих подготовительную к школе группу.

Календарный план работы по преодолению нарушения речи у детей посещающих подготовительную к школе группу....

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателей по преодолению нарушений речи у детей

Цель: познакомить воспитателей с логопедическими играми-упражнениями способствующими формированию правильного произношения....

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...