Современные лингвистические представления о синтаксическом строе речи.
статья по логопедии по теме

Сметанкина Дарья Александровна

 Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Современные лингвистические представления о синтаксическом строе речи

В разработку проблем синтаксиса внесли свой вклад следующие авторы: С.Н. Цейтлин, Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович, Л. С. Выготский, В.В. Гербова, А.А. Леонтьев, О.Е. Громова.

 Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

Отдельное внимание в синтаксисе уделяется порядку слов в предложении.  В русском языке порядок слов (порядок членов предложения) относительно свободный: не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным главным или второстепенным членом. Однако имеется более или менее принятый в речи порядок следования членов предложения (прямой порядок) и отступления от него (обратный порядок, или инверсия).

 Прямой порядок главных членов бывает в предложениях, где подлежащее (или подлежащее с зависимыми от него словами) стоит впереди сказуемого (или сказуемого с зависимыми словами).

В предложениях с обратным порядком главных членов сказуемое стоит впереди подлежащего. Такие предложения сообщают о лице, предмете, времени. Сказуемым здесь выступают глаголы бытия, возникновения, течения действия.

Подлежащее, обозначающее отрезок времени или явление природы, обычно стоит после сказуемого-глагола.

Если в начале предложения имеются обстоятельственные слова, подлежащее тоже часто ставится после сказуемого.

Дополнение стоит обычно после слов, к которым относится, однако при обозначении лиц косвенное дополнение в дательном падеже обычно помещается перед прямым. 

Использование порядка слов в стилистических целях, то есть для усиления выразительности речи, распространяется и на второстепенные члены предложения.

Расположение слов в предложении зависит от того, какую цель мы ставим перед собой, создавая данное предложение.

Согласно исследованию А.Н. Леонтьева система языка имеет структурную организацию уровней.

4. синтаксический

3. морфологический

2. лексический

1. фонологический

Синтаксис в системе языка занимает высший уровень.

В исследованиях А.А. Леонтьева выделяется:  

1. Синтаксема. Это слово в определенной форме, с определенным значением, которое является элементом связной речи, то есть имеет способность к объединению с другими словами (синтаксемами). Словоформа в связной речи будет выполнять функции в зависимости от места в синтаксической конструкции.

2. Словосочетание.  Это соединение синтаксем в определенную структуру, имеющую обобщенное значение. 

3. Простое предложение. Особый признак предложения - предикативность - «сообщительность» (то есть предложение сообщает, дает новую информацию, а не просто называет предмет).

4. Сложное предложение. Его основной признак - взаимодействие предикативных единиц.

 Основной задачей синтаксиса М. В. Ломоносов считал изучение и описание «живых словесных сочетаний родного языка». В его «Риторике» есть понятие о предложении. Следовательно, традиционно можно выделить две единицы: словосочетание и предложение.

Наиболее теоретически обоснованное предположение о синтаксической единице  дано Ф.Ф. Фортунатовым. Основной синтаксической единицей он считал словосочетание.

При таком подходе детально изучается способность слова к объединению, но не изучаются специфические признаки предложения.

В. В. Виноградов  тоже считал основными синтаксическими единицами словосочетание и предложение. Однако:

1) «словосочетание – это распространенное слово», то есть его функция  - номинативная (как у слова). Кроме того, словосочетание - строительный материал для предложения.  В.В. Виноградов считал, что в словосочетание строится на основе только  подчинительных связей;

2) функция предложения — сообщительная (коммуникативная), значит,  предложение характеризуется предикативностью. 

Таким образом, еще со времен М.В. Ломоносова, в теории русского синтаксиса   выделялись две синтаксические единицы.

В 50-х годах ХХ века бурно развивается исследование сложного предложения. На основе исследования сложного предложения, структурных и семантических особенностей, предложение стали считать основной синтаксической единицей. Поэтому можно говорить, что сложное предложение имеет свои структурные особенности и синтаксические признаки.

Таким образом, основные синтаксические единицы русского синтаксиса – это словосочетание, простое и сложное предложения.

Существуют разные точки зрения.

Некоторые ученые, Д.Б. Эльконин, Д.Э. Розенталь считают, что словосочетание не является самостоятельной единицей. Когда соединяется слово со словом, оно реализует свои валентные свойства (способность к соединению, то есть словосочетание – это проявление свойств слова).

С другой стороны, в работах Г. А. Черемухиной, А. М.  Шахнарович основной синтаксической единицей следует считать предложение, потому что на всех предыдущих уровнях была только одна единица (лексема, фонема и тому подобное).

В связи с новой лингвистической парадигмой, которая вбирает в себя различные аспекты изучения языкового материала (логический, психологический и так далее),  возникает проблема изучения языковой личности, так как языковая личность является центром информации (восприятия и понимания). В связи с этим основной синтаксической единицей предполагается считать текст, так как текст выражает намерения говорящего, имеет своего автора. Только в тексте можно обнаружить ту информационную нагрузку, которую несет определенный элемент. С другой стороны, и отдельное предложение можно считать текстом. Текст активно изучается в современной лингвистике.

Таким образом, синтаксис – это раздел лингвистики, изучающий правила сочетания слов и строения предложений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению...

Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования грамматического строя речи у дошкольников (статья)

Анализ психолого-педагогической и лингвистической  литературы позволяет сделать вывод о том, что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важней...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей. Знакомство с приемами формирования грамматического строя у детей дошкольников....

Картотека грамматических игр по формированию грамматического и синтаксического строя речи и навыков словообразования

Картотека грамматических игр по формированию грамматического и синтаксического строя речи и навыков словообразования....