Картотека грамматических игр по формированию грамматического и синтаксического строя речи и навыков словообразования
картотека по развитию речи

Луханина Полина Дмитриевна

Картотека грамматических игр по формированию грамматического и синтаксического строя речи и навыков словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека грамматических игр по формированию грамматического

 и синтаксического строя речи и навыков словообразования.

Младший дошкольный возраст.

  • Игры на образование множественного числа существительных.

«Один – много»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Материал: парные картинки, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Наборное полотно.

Ход игры: выкладываются парные картинки сначала одна потом вторая (лиса — лисята).

  • Игры на согласование существительных с числительными и прилагательными.

«Чего не стало?»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже. 

Материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети  закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало» Дети  отвечают: «Не стало мишки, куклы, машинки и. т. д.

«Один — два»

Цель: формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными в роде и падеже.

Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик — два пальчика; один зайчик — два зайчика; один петушок — два петушка; один гусь — два гуся; существительные женского рода: одна курочка — две курочки; одна коза — две козы; одна кошка — две кошки; одна собака — две собаки; одна мышка — две мышки.

«Какого это цвета»

Цель: формировать умение различать цвета, оттенки; согласовывать существительные с прилагательными.

Материал: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют количеству предметов.

Ход игры: картинки или квадратики воспитатель распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а ребёнок находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания (красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д.).

  • Игры на составление предложений.

«Объясни Буратино»

Цель игры: формировать умение строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу  .

Материал: кукла Буратино, предметные картинки.

Ход игры: Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют., например: « Это не помидор, это репа. Она желтая».

Средний дошкольный возраст.

  • Игры на составление предложений.

«Сломанное предложение»

Цель: упражнять ребенка в исправлении деформированной фразы; развивать связной речи, внимания, памяти, мышления.

Ход игры: воспитатель зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение.

Например:  мама, печь, торт, вкусное - Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла - Маша играет с куклой и т.д.

«Что я знаю о профессиях?»

Цель: обучать составлению предложений о людях знакомых профессий; обогащать словарный запас.

Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.

Ход игры: воспитатель показывает ребенку картинки и предлагает ему составить предложение о человеке этой профессии. «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей».

  • Игры на образование новых слов с помощью суффикса.

«Зверюшки»

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

  • Игры на образование притяжательных прилагательных.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например, голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост

Ход игры: ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному. Например, «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост,

  • Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: Грач с юга …..(прилетел).

Грачевник…… (облетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

  • Игры на образование однокоренных слов.

«Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: карточка с изображением дерева, листочки на липучках.

Ход игры: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

!После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Старший дошкольный возраст.

  • Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

«Посчитай - ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: счет до 5 со словом лиса.

        Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.

  • Игры на образование множественного числа существительных.

«Один – много»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: 

На дереве гнездо, а на деревьях…………..

На ветке сук, а на ветках……….

В гнезде птенец, а в гнездах……….

Во дворе дерево, а в лесу……..

  • Игры на словообразование.

«Назови ласково»

Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.

Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.

Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

Соловей – соловушка,

журавль - ….,

лебедь - ……,

скворец – скворушка…..

«Назови какой дом?»

Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.

Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона –                из пластмассы  –                        из бумаги  –                

из камня  –                из металла –                               изо льда  –                

из глины –                 из стекла  –                                из дерева –

  • Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

«В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

!Сравнивать предметы можно в разной последовательности. Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные лингвистические представления о синтаксическом строе речи.

Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел граммати...

Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и формированию фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет по ФГОС

Календарно-тематическое планирование сообразуется с образовательной программой ДОУ, отвечает ФГОС ДО. Предназначен для обучения и воспитания детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи, может ...

Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения

Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...

Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к су...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»

Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...