Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и формированию фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет по ФГОС
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Виноградова  Яна Андреевна

Календарно-тематическое планирование сообразуется с образовательной программой ДОУотвечает ФГОС ДО. Предназначен для обучения и воспитания детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речиможет быть успешно реализуется  при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Родители ребёнка и педагоги детского сада должны постоянно закреплять сформированные у ребёнка умения и навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr_3-4_podgotovit._kalendar-temat.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Тополек» с.Чапаево»

____________________Имулина М.А.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ III-IV УРОВНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

НА 2017-2018 УЧ.ГОД

Учитель-логопед: Гуляева Я.А.

Всего 64 занятия

2 занятия в неделю

С.Чапаево

2017

Календарно-тематическое планирование по формированию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подгруппа № 1 Общее недоразвитие речи III-IV уровня (6-7 лет)

Недели

Лексическая тема

Формирование фонетико-фонематической стороны

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

I. Сентябрь

1,2

Обследование речи детей

3

Осень

Звук и буква А. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха.

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

активировать словарь по данной теме;

воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Рассказывание по теме «Осень».

Звук и буква У. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа.

4

Деревья осенью. Листья.

Звук и буква О. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа.

Развивать умение задавать вопросы;

обобщать знания о деревьях.

воспитывать бережное отношение детей к природе.

закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

Описательный рассказ о дереве с использованием схемы описания.

Дифференциация О-У. Уточнять артикуляцию звуков [о], [у]. Закрепить знания о гласных О, У. Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, звуковой анализ.

Октябрь

1

Овощи

Звук и буква Ы. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа.

Развивать мыслительную деятельность;

расширять знания детей по теме;

работать над словообразованием прилагательных от существительных: морковный, капустный, картофельный и т.д.

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Рассказывание  о труде взрослых на полях и огородах

Звук и буква Э. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха, звукового анализа.

2

Фрукты

Дифференциация Ы-Э. Закрепить знания о гласных Ы, Э. Развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин.

Дифференциация гласных А,О,У,Ы,Э. Развитие фонематического восприятия. Слухоречевой памяти и внимания.

 3

Грибы.

Ягоды.

Буква М. Звуки м, мь. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [м], [мь].Формирование понятия «согласный, звонкий, твердый, мягкий». Знакомство с графическим образом звуков. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов с пройденными звуками.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

упражнять в согласовании числительных с существительными;

Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;

Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин.

Буква Н. Звуки н, нь. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [н], [нь].Формирование понятия «согласный, звонкий, твердый, мягкий». Знакомство с графическим образом звуков. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов с пройденными звуками.

4

Перелетные птицы.

Дифференциация М-Н. Уточнение акустико-артикуляционной  хар-ки звуков [м], [н]. Развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику.

Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов

Буква П. Звуки п, пь. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [п], [пь]. Формирование понятия «согласный, глухой, твердый, мягкий». Знакомство с графическим образом звуков.  Развивать фонематические процессы.

Ноябрь

1

Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы.

Буква Б. Звуки б, бь. Уточнение произношения и акустико-артикуляционнуой  хар-ки звуков [б], [бь]. Знакомство с графическим образом звуков.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

Расширять и активизировать словарь детей по теме «Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы»;

воспитание навыков самообслуживания.

Упражнять в конструировании и  употреблении распространенных предложений;

Дифференциация Б-П. Развитие фонематических процессов. Формировать умение сравнивать звуки по акустико-артикуляционному признаку.

2

Домашние животные и их детеныши

Буква Т. Звуки т, ть. Уточнение  акустико-артикуляционной хар-ки звуков [т], [ть]. Знакомство с графемой.

Развивать умение строить последовательно свое высказывание;

активизировать и расширять словарь детей по теме «домашние животные и их детеныши»;

воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.

Рассказ о любимом животном по графическому плану.

Буква Д. Звуки д, дь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [д-дь]. Учить соотносить звуки с буквой Д.

3

Дикие животные наших лесов и их детеныши

Дифференциация Д-Т. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [д-т]. Развитие фонематического слуха и восприятия. Учить выделять звуки на уровне слогов, слов.

Закрепление правильного употребления в речи притяжательных прилагательных;

развитие умения отвечать на вопросы полными ответами

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Буква В. Звуки в, вь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков

 [в – вь]. Учить соотносить звуки с буквой. Учить выделять звуки на уровне слогов, слов.

4

Осенние хлопоты животных.

Буква Ф. Звуки ф, фь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [ф-фь]. Знакомство с буквой. Учить выделять звуки на уровне слогов, слов.

Развитие умения логически последовательно выстраивать свое высказывание;

закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Рассказ о хлопотах животных осенью с использованием мнемотаблиц.

Дифференциация Ф-В  между собой и с другими звуками, сравнительная характеристика звуков. Развитие  фонематического слуха. Выделение звуков  [в] – [ф] на уровне слога, слова и предложения.

II. Декабрь

1

Зима. Зимние месяцы.

Буква Х. Звуки х,хь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков

[ х – хь]. Знакомство с графемой. Выделение [х – хь]  в ряду других звуков, на уровне слога, слова. Развитие умения определять  место звуков в слове (начало, середина, конец слова).

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках.

Развитие семантического поля слова «снег».

Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимние забавы» (по образцу)

Буква К. Звуки к, кь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [к-кь]. Учить соотносить звуки с буквой, выделять на слух изучаемые звуки в ряду других звуков, на уровне слога, слова.

2

Мебель.

Буква Г. Звуки г, гь. Учить соотносить звуки с буквой. Выделять звуки на слух в ряду других звуков, а также на уровне слога и слова. Подбирать слова на заданные звуки. Продолжать учить определять место звука в слове (начало, середина и конец слова).

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» т.д.)

Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи.

Закрепление предложно-падежных конструкций.

Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

Дифференциация Г-К-Х. Сравнительная характеристика  звуков. Закреплять умение соотносить звуки с буквами. Учить выделять звуки на уровне слова. Развивать звуковой анализ и синтез слов.

3

Зимние забавы.

Буква С. Звуки с, сь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [с-сь], правильное произношение звуков. Учить соотносить звуки с буквой. Формирование звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах.

Рассказ по сюжетной картинке «Зимние забавы» с опорой на словесный план.

Буква З. Звуки з, зь. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [з-зь]. Закрепить правильное  произношение [з-зь]. Соотнесение звуков с буквой. Формирование умений выделять звуки на слух, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

4

Новый год.

Дифференциация С-З. Уточнение  акустико-артикуляционной характеристики звуков [c]-[з]. Учить дифференцировать изучаемые звуки на слух. Соотносить звуки с графемой.  Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Формирование словаря прилагательных.

Образование относительных прилагательных.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т.п.

Рассказывание о приближающемся празднике, о семейных традициях.

Звук и буква Ц. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ц]. Закрепление  правильного произношения звука. Формирование понятия согласный, твердый, глухой звук. Учить соотносить звук с буквой., выделять звук на фоне других звуков, на уровне слога и слова. Учить определять место звука в слове.

Январь

1,2

Каникулы

3

Животные жарких стран

Дифференциация Ц-С. Закрепление произношения и   уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [ц]-[с]. Учить соотносить звуки с графемой.  Формирование  навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р.п.

Формирование навыка словообразования по теме.

Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

Звук и буква Ч. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ч]. Закрепление правильного произношения. Знакомство с буквой Ч. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

4

Рыбы (морские, речные, аквариумные).

Дифференциация Ч-Ц. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков  [ч] –[ц]. Закрепление правильного произношения звуков. Соотношение звуков с графемами.

Обогащение и уточнение словаря по лексической теме.

Формирование навыков словообразования: отыменных прилагательных.

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Звук и буква Ш. Закрепление правильного произношения звука в речи. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ш]. Знакомство с графемой звука. Формирование умения выделять звук на фоне других звуков, в слогах и словах.

Февраль

1

Семья. Родственные связи.

Звук и буква Ж. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [ж]. Закрепление правильного произношения звука в речи. Знакомство с буквой Ж. Выделять звук в ряду других звуков на уровне слога  и слова, определять место звука в слове.

Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных.

Составление рассказа о своей семье.

Дифференциация Ж-Ш. Учить четко и правильно произносить звуки, соотносить их с буквами. Выделять звуки на уровне слога, слова, словосочетания и предложения.

2

Инструменты

Дифференциация З-Ж. Закрепление четкого и правильного произношения их  в речи, соотнесение  с буквами. Выделение звуков  [з] – [ж] на слух в ряду других звуков, на уровне слогов и слов.  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв. п.

Формирование словаря глаголов

Пересказ сказки «Две косы»

Дифференциация С-Ш. Закрепление четкого и правильного произношения звуков в речи, соотнесение их с буквами. Формирование умения выделять звуки [с] – [ш] на слух в ряду других звуков, на уровне слогов и слов.  Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

3

День защитников Отечества.

Звук и буква Щ. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [щ].  Закрепление правильного произношения звука. Формирование понятия согласный, мягкий, глухой звук. Учить соотносить звук с буквой, выделять звук на фоне других звуков, на уровне слога и слова.  Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

Обогащение словаря по теме.

Заучивание стихотворения о празднике.

Дифференциация Ш-Щ. Учить соотносить их с буквами, выделять звуки на слух в ряду других звуков, в слогах и в словах, определять место звуков в словах.

4

Профессии.

Звук и буква Й. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [й]. Закрепление правильного произношения звука. Формирование понятия согласный, мягкий, звонкий звук. Учить соотносить звук с буквой. Выделять звук на фоне других звуков, на уровне слога и слова. Учить определять место звука в слове.

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря.

Составление рассказа «кто кормит нас вкусно и полезно?».

Буква Е. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [й э], учить соотносить звук с буквой. Знакомство со смягчающей ролью гласного. Учить выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

III. Март

1

Весна

Дифференциация Е-Э. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [йэ], [э]. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие словаря прилагательных.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Буква Ё. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звука [й о], учить соотносить звук с буквой. Знакомство со смягчающей ролью гласного [йо]. Учить выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах.

2

8 марта. Женский день.

Дифференциация Ё-О. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [йо], [о]. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.

Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

Буква Я.  Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой  звука [й а],  со смягчающей ролью гласного [йа]. Формирование умения соотносить звук с буквой. Учить выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.

3

Перелетные птицы весной

Дифференциация Я-А. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [йа], [а]. Развитие фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики.

Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме.

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. 

Буква Ю. Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звука [й у], со смягчающей ролью гласного [йу]. Учить соотносить звук с буквой, выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза.

4

Растения и животные весной.

Дифференциация У-Ю. Уточнение акустико-артикуляционной хар-ки звуков [йу], [у]. Развитие фонематического слуха артикуляционной и мелкой моторики.

Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий.

Апрель

1

Наша страна. Мое село.

Дифференциация Е,Ё,Ю,Я.Уточнение акустико-артикуляционной характеристики изучаемых звуков. Дифференциация звуков и букв между собой и с другими звуками и буквами. Закрепление знаний о смягчающей роли гласных. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме.

Рассказывание о стране о своем селе.

Дифференциация Е,Ё,Ю,Я на уровне слова, словосочетания и предложения. Закрепление знаний детей о смягчающей роли гласных Е, Ё, Ю, Я. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

2

Транспорт

Буква Л. Звуки л, ль. Знакомство и уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [л-ль]. Закрепление правильного произношения звуков в речи. Учить соотносить звуки с буквой. Выделять звуки на слух в ряду других звуков, а также на уровне слога и слова.  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Закрепление навыка употребления обиходных глаголов, образованных посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме.

Рассказывание о транспорте, видах транспорта

Буква Р. Звуки р, рь. Знакомство и уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [р-рь]. Закрепление правильного произношения звуков в речи. Учить соотносить звуки с буквой. Выделять[р] – [рь] на слух в ряду других звуков, а также на уровне слога и слова.  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

3

Правила дорожного движения.

Дифференциация Р-Л. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [р] –[л] –[рь] – [ль]. Сравнительная характеристика данных звуков. Соотносить звуки с буквами, учить выделять их на уровне слога, слова.  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь в рамках лексической темы.

Формировать навык употребления в речи возвратных глаголов.

Викторина о правилах дорожного движения.

Мягкий знак. Знакомство с буквой мягкий знак, с ее важной функцией смягчения. Развитие фонематического слуха на материале твердых и мягких согласных звуков.

4

Насекомые. Пауки.

Твердый знак. Знакомство с буквой твердый знак, с ее функцией в словах. Развитие фонематического слуха на материале твердых согласных звуков. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Расширять и углублять  представления о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Расширять и активизировать словарь по лексической теме. Совершенствовать грамматический строй речи.

Рассказывание о насекомых.

Дифференциация звуков по необходимости. Автоматизация правильного произношения в свободной речи всех поставленных ранее звуков. Совершенствование языкового анализа и синтеза, фонематического слуха.

Май

1

Школа. Школьные принадлежности.

Обобщение знаний о звуках. Уточнение понятий гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий. Дифференциация звуков в связной речи. развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа.

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Формировать обобщающие понятия.

Упражнять в подборе антонимов.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. формирование умения анализировать слова: выделять звук в словах, определять последовательность звуков, количество звуков и слогов в словах. Чтение слогов, слов.

2

Лето.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. формирование умения анализировать слова: выделять звук в словах, определять последовательность звуков, количество звуков и слогов в словах. Чтение слогов, слов.

Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. формирование умения анализировать слова: выделять звук в словах, определять последовательность звуков, количество звуков и слогов в словах. Чтение слогов, слов.

3,4

Итоговое обследование речи детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР старшего возраста.

План коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи с детьми с ТНР  старшего возраста на 2020- 2021  учебный год....

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей старшей компенсирующей группы

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий с элементами фонетико- фонематической стороны речи "Поможем бабушке Федоре" для детей старшей ком...