Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.
На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий - обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи.
На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений. Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.
Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картинки и т. п., они учатся связно рассказывать об увиденном.
Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.
Предлагаю свой вариант перспективного календарно-тематического плана
по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perpektiv.plan_.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
I период (сентябрь ,октябрь, ноябрь)
СЕНТЯБРЬ
1,2,3 неделя- логопедическое обследование , НОД по Л/Г- 15,НОД по СР-7
Неделя | Лексическая тема | № НОД | Тема НОД (формирование лексико-грамматических средств языка) | Тема НОД( развитие связной речи) | |
4 | Человек. Части тела. Здоровье | 1 | Образование множественного числа имён существительных в именительном падеже. | ||
2 | Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных. | ||||
1 | Детский сад. Наша группа. Игрушки | 1 | ОКТЯБРЬ Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои в роде, числе ,падеже. | ||
2 |
Падежные конструкции. Образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных | ||||
2 | Овощи. Огород | 1 |
Согласование существительных с количественными числительными один ,одна, одно в роде ,числе, падеже. | 2.Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему. | |
3 4 | Фрукты. Сад Признаки осени | 1 1 | Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой ,моя, мои в роде ,числе, падеже. Слова-признаки | 2.Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин. 2.Составление коллективного рассказа «Осень на пороге» с использованием магнитной доски | |
1 | Лес. Деревья | 1 2. | НОЯБРЬ Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У
Относительные прилагательные | ||
2 3 4 5 1 | Грибы. Ягоды Перелётные птицы Одежда Обувь. Головные уборы Зима. Признаки зимы. | 1 1 1 1 1. 2. | Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных Распространение предложений с использованием существительных в родительном падеже Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями мой, моя Образование существительных в родительном падеже с предлогом из
II период(декабрь, январь, февраль) ДЕКАБРЬ Слова-признаки
Работа над фразой. Составление предложений с включением слов- признаков. | 1.Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок 1.Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди»с использованием сюжетных картин 1.Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему 1.Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин 2.Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам | |
2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3. 4 1 2. 3. 4 1 | Зимующие птицы | 1. 2. | Предлог НА Предлоги НА,ПОД | 1.Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | |
Семья. Зимние забавы Ново- годний праздник «Мебель» «Посуда» Продукты питания Домашние птицы Домашние животные и их детёныши Дикие животные и их детёныши Наша армия. Защит-ники Отечества Животные жарких стран 8 Марта Женский праздник Женские профессии Инструменты. Мужские профессии Животные холодных стран Весна. Признаки весны | 1 1 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2. 1. 2 1 2 1. 2. 1. 2. 1 2 1. 2 1 2. | Образование притяжательных прилагательных Работа над фразой. Составление простых предложений с предлогами НА, ПОД Слова-признаки Работа над фразой. Составление простых предложений с однородными прилагательными. ЯНВАРЬ Новогодние каникулы Употребление формы родительного падежа множественного числа имён существительных. Согласование имён существительных с количественными числительными 2,5 Предлог В Употребление предлогов В, НА,ПОД в предложениях Образование относительных прилагательных Употребление относительных прилагательных в предложениях с союзом а Падежные конструкции. Употребление существительных в единственном и множественном числе в дательном падеже с предлогом с Согласование имён существительных с количественными числительными 2,5 ФЕВРАЛЬ Образование существительных единственного и множественного числа с суффиксами –ата,-ята-
Падежные конструкции. Употребление имён существительных в единственном и множественном числе в дательном падеже с предлогом с в предложениях
Образование имён существительных единственного и множественного числа с суффиксами – онок- -ата Образование притяжательных прилагательных Образование имён существительных с суффиксами –ист, -чик,- ник Составление простых предложений с именами существительными ,имеющими суффиксами –ист, -чик,- ник Падежные конструкции. Употребление существительных единственного и множественного числа в творительном падеже с предлогом с/со Образование притяжательных прилагательных III период(март ,апрель ,май) МАРТ Подбор однородных прилагательных к именам существительным, согласование их в роде ,числе, падеже
Образование притяжательных прилагательных, включение их в простые предложения Образование имён существительных с суффиксами –ница, -иц,- тель
Составление простых предложений с включением слов сложной слоговой структуры Падежные конструкции. Образование творительного падежа имён существительных в единственном числе Образование имён существительных с суффиксами –чик,-щик
Падежные конструкции. Употребление существительных единственного и множественного числа в творительном падеже с предлогом с/со Образование притяжательных прилагательных АПРЕЛЬ 1.Подбор однородных прилагательных к существительным ,согласование их в роде ,числе, падеже Составление простых предложений с включением однородных прилагательных | 1.Составление рассказа «Семейный ужин»по серии сюжетных картин(с элементами творчества 1. Составление рассказа «Новый год на пороге»по серии сюжетных картин с продолжением сюжета 1.Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации 1. Составление рассказа «Мячик»по серии сюжетных картин 1.Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» 1.Драматизация рассказа В.Сутеева «Утёнок и цыплёнок» 1. Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием схемы 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Нашли ежа 1.Составление рассказа «Граница -на замке по серии сюжетных картин 1. Составление описательного рассказа о животных жарких стран с использованием схемы 1.Составление рассказа по сюжетной картине «Как мы маму поздравляли» 1.Составление рассказа по личному опыту «Моя мама на работе» 1.Составление рассказа «Кем я хочу быть» по графическим схемам 1. Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегирёву) 1.Составление описательного рассказа «Весна идёт» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. | ||
2 3 | Космос ТранспортПравила ПДД | 1. 2. 1. 2. |
Образование слов сложной слоговой структуры Составление простых предложений с включением слов сложной слоговой структуры Предлоги К,ОТ Образование приставочных глаголов | 1.Пересказ сказки « Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили» 1.Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик»с использованием опорным предметных картинок | |
4 | Наш дом. Мой город Саратов | 1. 2. | Образование отымённых прилагательных Образование относительных прилагательных | 1.Составление рассказа «Мой любимый город» по наглядной модели | |
1 2 | Наша Родина-Россия День Победы |
1. 2. 1 2. |
МАЙ Образование слов сложной слоговой структуры Составление простых предложений с включением слов сложной слоговой структуры Образование притяжательных прилагательных
Пересказ рассказа»Дедушкин орден»
| 1.Составление рассказа «Москва-столица России» по опорным картинкам 1.Заучивание стихов о празднике, пересказы рассказов по циклу «Дети войны» | |
3 4,5 | Лето. Цветы. Насеко-мые Обследование | 1 2. | Согласование имён существительных с количественными числительными два, пять, десять Употребление предлогов НА,ПОД,В,К,ОТ в простых предложениях(итоговое контрольно-проверочное) | 1.Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...
План занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (старшая группа)
Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (старшая группа)...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...