Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создаёт условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая развитию всех компонентов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общее недоразвитие речи – сложный, системный трудно устранимый речевой дефект, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы, относящиеся как к звуковой, так и к смысловой её сторонам: фонетика, фонематическое восприятие, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь.
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создаёт условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.
Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая развитию всех компонентов речи.
Задачи и содержание коррекционного обучения детей 6 – 7 лет с ОНР 3 уровня определяются с учётом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в программе детского сада.
Планирование составлено на основе программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Коррекция нарушений речи», включает элементы пособия Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
В подготовительной группе, как правило, находятся дети, имеющие определенное отставание, как в развитие языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.
В начале учебного года проводится повторное обследование речевого развития детей. При этом используются более разнообразные приемы обследования. Обследованию подлежат все стороны речи, но узловым моментом является выявление навыка свободного пользования развернутой связной речью. При этом оценка результатов проводится с учетом программных требований данной возрастной группы для детских садов общего типа.
Особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить свои высказывания: насколько они логичны и последовательны: как переданы временные, целевые, причинно-следственные, отношения; как правильно грамматически фонетически оформлены предложения.
Обследование словарного запаса предполагает выявление как количественных, так и качественных характеристик. Важно проследить, как дети пользуются не только часто встречающимися в обиходе словами, но и менее употребительными (кнопка, петля, молния; дупло, берлога; табурет, раскладушка, диван-кровать, кресло; мясорубка, соковыжималка и т. д.). В процессе обследования выясняется, насколько ребенок умеет самостоятельно образовывать и употреблять в речи прилагательные, образованные от существительных (каменный, картонный, кирпичный); глаголы с разным лексическим значением в зависимости от префикса (переписать, дописать, выписать); подбирать антонимы, родственные слова; вставить в предложение недостающее слово, точно соответствующее данному контексту.
Одновременно оцениваются устойчивость грамматических навыков, степень сформированности фонетико-фонематических представлений, возможности звукового анализа и синтеза. Важно в этот период выявить навыки владения названными компонентами языка не только на логопедических занятиях, но и во время режимных моментов, игровой деятельности и в ходе подготовки к утренникам.
Цели, задачи и содержание логопедических занятий определяются:
- характером и структурой речевого нарушения;
- сохранными и компенсаторными возможностями ребенка;
- программными требованиями общеобразовательной школы.
Целями логопедической работы в комбинированной группе для детей с общим недоразвитием речи являются:
- коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи);
- коррекция неречевых процессов, сопутствующих дефектам речи (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной моторики, пальцевой моторики);
- подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе (психологическая и личностная готовность, запас знаний и сведений, звуко-слоговой анализ и синтез, тренинг в публичных ответах и выступлениях).
Таким образом, на логопедических занятиях в тесном единстве осуществляются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные цели.
Виды логопедических занятий. С учетом коррекционных целей и
количества воспитанников, логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи подразделяются на два вида: индивидуально-групповые и фронтально-групповые.
Индивидуально-групповые занятия по своей структуре являются комплексными, комбинированными. Проводятся трижды в неделю.
Планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка предполагает, что в качестве темы выдвигается лексическое обобщение (овощи, посуда, одежда и пр.) Словарь для таких занятий подбирается по тематическому признаку.
Планирование работы в сентябре начинается с третьей недели, так как первые две недели отведены для диагностики и составления индивидуальных коррекционных планов развития (в мае для диагностики отводится последние две недели месяца). Первая неделя января совпадает с новогодними праздниками, вторая неделя отводится на промежуточную диагностику и составление второй части ИПР.
Особенности организации коррекционной работы в подготовительной комбинированной группе позволяют проведение лишь трёх фронтальных логопедических занятий в неделю: 1 занятие по формированию лекико-грамматических категорий, 1 занятие по развитию связной речи, 1 занятие по формированию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте. Два раза в неделю проводятся индивидуальные занятия (не более 25 минут).
В связи с этим закрепления некоторых тем предлагается проводить в индивидуальной работе воспитателям и родителям во время домашних заданий.
Из программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Коррекция нарушений речи» исключены следующие темы:
- обучение чтению слов аналитико-синтетическим способом;
- формирование навыка написания слогов, слов;
- чтение небольших предложений;
- формирование навыка беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов.
Формирование лексико-грамматических средств языка
Занятия направлены на уточнение навыков составления и использования простых двусоставных предложений, на последующее их распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии – дополнений и определений. При этом пристальное внимание должно уделяться умению правильно согласовывать члены предложения в роде, числе, падеже. Важно продолжать формировать пространственные представления и на их основе адекватное понимание и использование предлогов (простых и сложных). В дальнейшем детей учат грамотно использовать предлоги в составе высказываний, выделяя каждый раз предлог как самостоятельное слово в предложении. При проведение этой работы целесообразно опираться на наглядно- графические модели (схемы), позволяющие детям увидеть структуру и состав той или иной предложной конструкции. Ведётся работа по развитию и усложнению навыков словоизменения и словообразования. Детей учат замечать изменения, произошедшее в морфемном составе слов и понимать их значение. В связи с этим ведется работа над пониманием и употреблением в речи глагольных форм разного времени (настоящего, прошедшего, будущего), форм существительных разного числа и рода (женского, мужского, среднего). Вместе с тем внимание детей направляется и на обучение образованию слов с уменьшительным и увеличительным значением, со значением детенышей животных, сложносоставных слов, приставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных. При этом важно научить детей переносить сформированные навыки на новый, аналогичный изученному, лексический материал. Работа, направленная на развитие лексического строя языка, должна базироваться в первую очередь на воспитание у детей внимательного отношения к значению слов. Дети должны научиться понимать и употреблять слова, относящиеся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям). Показателем достаточной сформированности лексических единиц служит их адекватное употребление в контекстной речи.
Формирование связной речи
Опираясь на сформированные навыки составления простых и отдельных сложных предложений, детей учат объединять несколько фраз в рассказ. Важно, чтобы у детей сложились правильные представления о рассказе как о комплексе предложений, объединённых целостной сюжетной линией и единством стилистических и лексико – грамматических средств. Для этого дошкольников учат выделять начало, середину и логическое завершение сюжетной линии текста, осознавать роль главных персонажей и действий, ими совершаемых, устанавливать логическую и временную зависимость между событиями. Формируются умения вычленять различные характеристики объектов, значимые для их описания, устанавливать плановую последовательность их описания. Немаловажную роль при этом играет воспитание у ребёнка желания составлять рассказы и пересказы. Традиционно обучение составлению рассказов и пересказов проводится с опорой на разнообразные средства наглядности: картины, серии сюжетных картин, графические схемы и планы, карточки – символы для обозначения качеств и свойств описываемых предметов и т. д.
Формирование правильного звукопроизношения
и обучение элементам грамоты
Основное содержание занятий:
- формирование у детей системы четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- обучение произношению слова различной слоговой сложности;
- обучение детей свободному использованию приобретённых навыков в самостоятельной речи.
В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляются произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий. Обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, т.е. дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить её отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи, слышать и исправлять обнаруженные ошибки.
Развитие артикуляционных навыков и фонематическое восприятие происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточнённых в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова. Помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты. Закрепление правильного звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звукового состава. Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная восприимчивость к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия динамической паузы длительностью 10-15 мин.
Формирование произношения осуществляются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Одновременно осуществляется обучение начальным основам грамоты.
Цели коррекционного обучения по данному разделу:
- сформировать у детей необходимую готовность у детей к обучению грамоте;
- научить детей чтению и письму, предупредить дисграфию и дислексию.
Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звукоречевого анализа и обучением чтению и письму.
В течение всего года максимальное внимание уделяется автоматизации и дифференциации поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.
Обозначенные выше направления работ логопеда реализуются на логопедических занятиях на протяжении всего учебного года, который разбит на три периода.
Учебный план занятий по формированию
лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
Период обучения | Тема | Кол – во занятий | |
Формир-ие л/г средств языка | развитие связной речи | ||
1 период обучения: сентябрь -- ноябрь | Обследование речи детей | 1 | 1 |
Обследование речи детей | 1 | 1 | |
Осенняя ярмарка. Сад-огород. | 1 | 1 | |
Откуда хлеб пришёл? | 1 | 1 | |
Признаки осени. Осенние месяцы. | 1 | 1 | |
Осенняя одежда, обувь, головные уборы. | 1 | 1 | |
Лиственные деревья. Грибы. | 1 | 1 | |
Осень (обобщение) | 1 | 1 | |
Перелётные и водоплавающие птицы. | 1 | 1 | |
Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме. | 1 | 1 | |
Домашние животные и их детёныши. | 1 | 1 | |
Дом. Мебель. | 1 | 1 | |
2 период обучения: декабрь – февраль | Инструменты. Электроприборы. | 1 | 1 |
Зимующие птицы. Наше село. | 1 | 1 | |
Зима. Зимние месяцы. Зимние забавы. | 1 | 1 | |
Новый год. Хвойные деревья. | 1 | 1 | |
Вода в природе. | 1 | 1 | |
Посуда. Продукты питания | 1 | 1 | |
Транспорт. Профессии на транспорте. | 1 | 1 | |
Профессии. Трудовые действия | 1 | 1 | |
День защитников Отечества. Военные профессии. | 1 | 1 | |
Зима (обобщение). | 1 | 1 | |
3 период обучения март - май | 8 марта. Женские профессии. | 1 | 1 |
Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые цветы | 1 | 1 | |
На птичьем дворе. | 1 | 1 | |
Зоопарк. | 1 | 1 | |
Лекарственные растения. | 1 | 1 | |
День космонавтики. | 1 | 1 | |
Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы. | 1 | 1 | |
Насекомые. | 1 | 1 | |
Моё отечество. Россия. | 1 | 1 | |
Луг, поле, лес. | 1 | 1 | |
Школа. Школьные принадлежности. | 1 | 1 | |
Лето. Летние месяцы. | 1 | 1 | |
Всего: | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях
Фомирование обобщающих понятий в домашних условиях...
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".
Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии....