Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей старшей компенсирующей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тертышная Надежда Ивановна

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий с элементами фонетико- фонематической стороны речи

"Поможем бабушке Федоре" для детей старшей компенсирующей группы  с ТНР (ОНР III) 

Лексическая тема : "Посуда" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеколпанская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение -дошкольное отделение

Конспект подгруппового логопедического занятия                                                       по развитию лексико -​грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей  старшей компенсирующей группы(5-6 лет) с ТНР (ОНР III) Лексическая тема: «Посуда»

Разработала: Тертышная Надежда Ивановна,                                                                        учитель-логопед МБОУ «Большеколпанская СОШ», дошкольное отделение

Дата проведения открытого занятия:05.04.2023                                                                                     Тема недели: Посуда

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие                                                                                 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

д. Б. Колпаны                                                                                                                                        2023год

Цель: Активизация словаря по лексической теме «Посуда»                           Задачи:                                                                                                                     Коррекционно -​образовательные:                                                                                     расширить и уточнить словарь по теме «Посуда»;                                                                              учить детей классифицировать посуду по ее назначению (кухонная, столовая, чайная);                                                                                                                                             совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;                                                                                                                           упражнять детей в образовании относительных прилагательных от имён  

существительных;                                                                                                                       закрепить навыки деления слов на слоги.

Коррекционно -​развивающие:                                                                                                     развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание

развивать  логическое мышление;                                                                                                 развивать мимическую мускулатуру;                                                                                                      развивать связную речь.                                                                            Коррекционно-​воспитательные:                                                                                                                                               воспитывать бережное отношение к  предметам посуды;                                                                               формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности;                                                                                                        формировать умение поддерживать беседу.                                       Предварительная работа: рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях их которых она состоит, чтение художественной литературы «Федорино горе» К.И. Чуковского,  рассматривание иллюстраций на тему «Посуда, разучивание стихотворения по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники», разучивание упражнения «Чайник».

Активизация словаря: посуда чайная, столовая, кухонная; посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная, серебряная.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование мнемотехники,  использование ИКТ.

Виды деятельности: игровая,  коммуникативная, познавательная, двигательная.

Материалы и оборудование: экран, компьютер, магнитная доска, контейнер с карандашами, мяч, мнемотаблица, предметы посуды, предметные картинки с изображением посуды, разрезные картинки 6 штук, конфеты.

Ход НОД

I.Вводная часть (3минуты)                                                                                     Логопед: Доброе утро!                                                                                                                   Улыбнись скорее,                                                                                                                         И весь день сегодня будет веселее!                                                                             Мы погладим лобик, носик и щёчки,                                                                           Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!                                                           Разотрём ладошки сильнее, сильнее,                                                                                     Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем.                                                            Логопед: Ребятки, из какого произведения эти строчки?                                              Что за шум, что за гам, слышен тут и там.                                                                               По дорожке, что спешит. Тараторит, тараторит, дребезжит!                                                  А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора!                                                                 Дети: Федорино горе.   ( На доске появляется картинка с изображением бабушки Федоры)  слайд 1                                                                                                                                                                                 Логопед: Скажите, пожалуйста, кто написал это произведение?                                Дети: К.И. Чуковский                                                                                                   Логопед: Ребята, что же случилось у бабушки Федоры (ответы детей)                  Дети: Посуда сбежала.                                                                                                                  Логопед: Почему от Федоры сбежала посуда?  (ответы детей)                                        Дети: Федора плохо относилась к посуде, не ухаживала на ней.                    Логопед: Как жилось посуде у бабушки Федоры? (ответы детей)                                                                                                                                                                                                          Дети: Плохо.                                                                                                                                                 Логопед: Ребята, предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду.

II. Основная часть (20 минут)                                                                                                  1.Объявление темы занятия                                                                                                    Логопед: Ой, посмотрите, посуда разбросана в беспорядке, а Федоры нет.

Помогите, пожалуйста, Федоре её расставить.

Ребята, вы по очереди будете громко и чётко произносить название посуды, и  расставлять её на столе  (чашка, тарелка, блюдце, кастрюля, чайник, сковорода, миска).

Логопед: Каким, одним словом можно назвать все эти предметы?                                                                                                 Дети: Посуда                                                                                                                                                             Логопед: А для чего нужна посуда, вы знаете?                                                                                                                                                             Дети: в посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Логопед: Вот теперь лучше. Нельзя, Федора, раскидывать посуду. С ней нужно бережно  обращаться.                                                                                                              2. Игра «Назови ласково» Логопед бросает мяч называет посуду, а ребенок должен подобрать ласковое название посуды.                                                                                                        Логопед: Давайте пожалеем посуду, ведь было ей у бабы худо. Будем называть её ласково.                                                                                                            Логопед:  Я буду бросать вам мячик, и произносить слова, а вы будете возвращать мячик, обратно произнося эти слова ласково.                                                                                                                                                      Тарелка - тарелочка, чашка - чашечка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чайник - чайничек, кружка-кружечка, стакан - стаканчик.

 3.Дидактическая игра «Из чего какая?»

Логопед: Ребята, чтобы правильно ухаживать за посудой нужно знать, из какого материала её делают. Предлагаю вам сейчас рассказать об этом Федоре (слайд 2,3,4,5,6)                                                                                                                                         Логопед: Ребята, вы согласны?                                                                                         Дети: Да

Логопед: Из стекла делают (какую посуду?)- стеклянную посуду.

Из дерева – деревянную

Из металла - металлическую

Из глины - глиняную                                                                                                                                                      Из серебра – серебряную

4.Физминутка «Чайник»

Логопед: Ребята, вы хорошо потрудились ,предлагаю немного отдохнуть.   Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они превращаются в посуду.

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни-разобьются

Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Вот серебряные ложки

Голова на тонкой ножке

Потянулись, сомкнули руки над головой, одну

ногу согнули в колене.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс

Вытянули руки вперед.

-Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.

5. Игра «Собери картинку, посчитай и назови».
Логопед приглашает детей подойти к столам (раздает им конверты с разрезанными картинками предметов посуды, предлагая им «склеить» разбившуюся посуду).

Логопед: Ребята, Федора разбила посуду, вам нужно помочь ей склеить разбившуюся посуду.
Логопед. Назовите посуду, которую вы «склеили», и назовите количество слогов в слове.
Ребёнок. У меня ТАРЕЛКА. В этом слове три слога.
Ребёнок. У меня ЧАШКА.  В этом слове два слога.
Ребёнок. У меня КАСТРЮЛЯ. В этом слове три слога.
Ребёнок. У меня СТАКАН.  В этом слове два слога. 

Ребёнок. У меня   ЧАЙНИК. В этом слове два слога.

Ребёнок. У меня   ВИЛКА. В этом слове два слога.

6. Игра «Магазин»

Логопед: Ребята, сейчас я вас приглашаю в магазин, где продается посуда.

Расскажите, пожалуйста, Федоре назначение посуды, какая посуда для чего нужна. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

Дети: Чайник, чашки, блюдца, сахарница                                                                      Логопед: Верно. Эта посуда нужна, для того, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите её название.                                                                                          Дети: чайная посуда.                                                                                                                           Логопед: Теперь перечислите посуду, стоящую на второй средней полки.

Дети: Тарелка, супница, хлебница, солонка.                                                                                         Логопед: Верно. Эта посуда нужна во время обеда, ей пользуются за столом. Её называют столовой посудой. Повторите её название.                                               Дети: Столовая посуда.                        

Логопед: И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.                   Дети: Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.                                                                           Логопед: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите её название.                                                                            Дети: Кухонная посуда.

Логопед: А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке.                                                                                                                                                        Дети выполняют задание.                                                                                                                                      7. Пальчиковая гимнастика «Помощники»                                                                                          Логопед: Ребята, давайте расскажем Федоре, как мы будем мыть посуду.                     Раз, два, три, четыре,  (Ударяют кулаками друг о друга.)                                                  Мы посуду перемыли:  (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)                          Чайник, чашку, ковшик, ложку  (Загибают поочередно пальцы).                                                                                                                                 И большую поварешку.                                                                                                                    Мы посуду перемыли,  (Одна ладонь скользит по другой.)       

Чашку даже не разбили,

Ковшик тоже не сломался

Нос у чайника остался.

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело. (Ударяем кулаками друг о друга).                                              

8. Логопед: Ребята, нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение.                                                                                                                    Давайте  его расскажем и научим Федору!                                                                                  Чтение стихотворения по мнемотаблице «Посуда» - Николаева Елена                       Я сейчас готовить буду.                                                                                                      Соберу на стол посуду.
Вот,  кастрюля,  поварёшка,
Сковородка,  вилка,  ложка.
Небольшой столовый  ножик                                                                                               Мне понадобится тоже.                                                                                                         Вот, с узорами  тарелки,
Чашка  с  блюдцем  на салфетке.
И, конечно, не случайно
На плите дымится  чайник -
Кукол чай пить усажу,                                                                                                                О  посуде  расскажу.                                                                                                                    
9.Игра «Нарисуй узоры»                                                                                                                            Логопед: Вы ребята, молодцы! Вернули Федоре посуду.                                                                                                                            Федора стала ухаживать за посудой, мыть, вытирать.                                                                                                                    Но так старалась, что смыла все рисунки на посуде.                                                                                                Нужно, наверное, нам с вами помочь Федоре.                                                                                                                        Обведите, пожалуйста, по пунктирным линиям чашку и раскрасьте рисунок.                                   Дети садятся за столы и выполняют задание.                                                                                                             Логопед: Какие замечательные чашки у вас получились!

 III.Заключительная часть (2 минуты)                                                                                                                                Логопед: Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Теперь Федора знает, какая бывает посуда, как ею пользоваться и как за ней ухаживать. Посмотрите,  вернулась  к Федоре  посуда благодаря вам!                       (слайд 3)                                                                                                                                                «Уж не буду, уж не буду                                                                                                                           Я посуду обижать                                                                                                  Буду, буду я посуду                                                                                                                И любить и уважать!»                                                                                                  Что запомнилось больше всего?  (ответы детей)                                                                            Что было сложным?  (ответы детей)                                                                                                                                                            Кому вы помогали?  (ответы детей)

Федора хочет вас отблагодарить и вкусными конфетами к чаю угостить.  Покажите, какое у вас прекрасное настроение.

Улыбнитесь друг другу.

 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»

Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...