Главные вкладки

    Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.
    учебно-методический материал по развитию речи

    Котлярова Жанна Валентиновна

    К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.                                                                                                                                    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodiki_formirovaniya_morfologicheskoy.docx17.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методики формирования морфологической, синтаксической стороны речи, методика словообразования.

           

    К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.                                                                                                                                    

    В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.                                                       Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.                   Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.             Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамматического строя речи.                       Воспитатель определяет, какая программная задача является основной: если обучение грамматике, то словарная задача решается параллельно, и наоборот. Так, при закреплении наименований животных и их детенышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей: заяц – зайчата, лиса – лисята, волк – волчата.                                                                                                          

    При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.                                                                                              

    Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

          В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

             Речь трехлетних детей ситуативная, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

          Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

         Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.    

           Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речи.

    Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

    - Что делает мама? (Читает).

    - Что делают дети? (Поют).

    Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое):

    -Что девочка делает? (Девочка рисует).

    Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

    Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»:

    - Врач лечит кого? (Больных).

    - Почтальон разносит что? (Письма, газеты).

            В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов. Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например, воспитатель говорит: «В детский сад привезли новую мебель … столы, стулья, шкафы». Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. В русском языке современным способом словообразования является способ сочетания различных по значению морфем (кричать –крик, путь –путник, грузовой –грузовик, порядок –беспорядок, бежать –вбежать, выбежать, прибежать и др.).

                Новые слова создаются на базе имеющегося в языке строительного материала (под-берёз-ов-ик, ракет-чик). Ребёнок овладевает словообразовательными моделями, лексическим значением основ слов и смыслом значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание). На основе практического сопоставления слова с другими словами происходит выделение значения каждой его части. Процесс словообразования имеет общую со словоизменением основу – образование динамического стереотипа.

           Уже в два года малыш образует «свои» слова, которые является, по существу, искажённым воспроизведением слов, услышанных от взрослых

    («акини» -кртинки). В среднем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание «собственных» слов словотворчество: «вертоплан» -вертолёт, «насупился» -наелся супа, «рогаются» -бодаются. Отечественные психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высокий, а потребность рассказать и объяснить, что

    -то собеседнику растёт, если недостаёт общепринятого слова, дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями.

             К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается

    с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня

    Материал был подготовлен в 2011 году как выпускная квалификационная работа в рамках курсов повышения квалификации....

    "Использование игр и словесных упражнений в работе по формированию синтаксической стороны речи у детей с ОНР".

    В статье предлагается строить работу над формированием синаксических умений у детей в следующей последовательности:1. Обучение односложным ответом на вопросы.2. Построение простых предложений.3. Оформ...

    Методика формирования синтаксической стороны речи

    В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативна, поэто...

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

    Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

    Методика формирования синтаксической стороны речи

    В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативная, поэто...