Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гришина Людмила Михайловна

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия27.23 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №16 «Машенька»

Конспект

 открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».

в старшей группе для детей с ОНР, ФФНР

                                                                                                       Составила и провела:

                                                                                  Учитель - логопед                                                                                                                                                                                  

                                                                              Гришина Л.М.  

                                                                                       

поселок Володарского 2019

Цель. Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Перелетные птицы весной».

Программное содержание:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- активизировать и уточнять словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) по теме «Перелетные птицы весной»;

- продолжать совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- совершенствовать навык диалогической речи;

- упражнять детей в практическом использовании предлогов;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- обогащать словарь детей по теме “Перелетные птицы весной”;

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: 1) видеопроектор; 2) магнитофон; 3) скворечники  и скворцы по количеству детей; 4) мяч; 5) костюм аиста и лягушки.

Предварительная работа: чтение сказки «Аист и лягушка». Поделки на ручном труде «Скворечник и скворец». Игра «Угадай по описанию». Разучивание пальчиковой гимнастики «Тили-тели»

Ход занятия

(Музыка 2.  Выход детей)

  1. Приветствие. (Музыка 3)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

  1. Организационный момент

Логопед. Сегодня я предлагаю в наших фантазиях отправиться в весенний лес. Закройте глазки и считайте со мною до трёх (включается запись со звуками леса музыка 4).

-Откройте глаза.  (Слайд 2)

-Как же красиво в весеннем лесу! Послушайте, кто же это поёт в лесу?

Дети. Это птицы!

Логопед. Это голоса птиц, которые вернулись из теплых стран.

  1. Основная часть.

Логопед. Дети, к нам подлетела птичка, а вот какая угадайте.

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных…(Грач).

Дети: Грач. (Слайд 3)

Упражнение 1. «Доскажи словечко»

Логопед. Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам

своих друзей. Все птицы уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались среди веточек, а чтобы найти их, вам нужно досказать словечко.

1. Дети домик смастерили.
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
А зовут его? ...(скворец)  (Слайд 4)

2. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? …(соловей)  (Слайд 5)

3. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
словно выпорхнув спросонок, 
Песнь заводит… (жаворонок)  (Слайд 6)        

Логопед. Как называются эти птицы? (Перелётные.)

Правильно. Почему они называются перелётными?

Дети. Перелётные птицы летом живут  у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов  улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.

Логопед. А какие еще к нам птицы весной прилетают, мы сейчас расскажем в нашем упражнении для пальчиков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели! (Слайд 7)        

Прилетел к нам скворушка – (поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопитесь, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют») 

   3.  Игра “Кто как голос подает”.

Логопед: Дети, птицы поспорили, чей голос лучше. Послушаем их пение и поможем рассудить их. (Слайд 8)

Дети слушают голоса птиц и угадывают на слух, кто это поет.

Кукушка – кукует (Музыка 5), ласточка – щебечет (Музыка 6), утка – крякает (Музыка 7) , гусь – гогочет (Музыка 8), журавль – курлычет (Музыка 9).

Игра “У кого кто”.

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Дети, а что птицы делают, когда возвращаются с тёплых краев?

Дети: Вьют себе гнезда, чтобы вывести птенцов.

Логопед: Правильно! ( Слайд 9)

- Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
 

4. Физкультминутка.

Игра «Перелет птиц» (Музыка 11)

Предложить детям превратиться в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово «ночь» отдыхают (садятся на корточки).

4.Упражнение статистическое «Цапля». (Музыка 12)

Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля. (Слайд 10)

Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.

Дети садятся за столы.

5. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

- Дети, мы с вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

У Грача черные глаза – черноглазый. (Слайд  11)

У Аиста красный клюв – красноклювый. (Слайд 12)

У Лебедя длинная шея – длинношеий. (Слайд 13)

У Цапли длинные ноги – длинноногая. (Слайд 14)

6. Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»

Большая птица – маленькая (Слайд 15)

Тонкая шея – толстая шея (Слайд 16)

Серая грудка – белая грудка (Слайд 17)

7. Упражнение «У скворечника»

Логопед раздает детям бумажные скворечники и предлагает перемести скворца: «Скворец к скворечнику подлетел. Скворец в скворечник залетел. Он скворечник осмотрел и вылетел из него довольный. Сел скворец около скворечника  и весеннюю песню запел. Песню спел и полетел: взлетел над скворечником, пролетел под скворечником и сел отдохнуть на скворечник.

Затем логопед передвигает птицу, а детей просит сказать, где она сейчас находится.

8. Театрализованный этюд «Аист и лягушка»

Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.

 – Посмотри, какие у меня красивые ноги!

-Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

-Да, у меня только две ноги, но они длинные!

- А я квакать умею, а ты нет!

- А я летаю, а ты только прыгаешь!

- Летаешь, а нырять не можешь!

- А у меня есть клюв!

- Подумаешь, клюв! На что он нужен?

- А вот на что!

Логопед. Рассердился аист и проглотил Лягушку. Дети, почему аист проглотил лягушку?

Дети. Аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

Логопед. Ну что ж, пора возвращаться в детский сад.  Закройте глаза и мысленно перемещаемся в сад.

5.Рефлексия (Музыка 13)

-Дети, кому какое упражнение понравилось больше всего?

-Что было сложно?

 6. Оценка, завершение (Музыка 13)

- Оцените себя! Тот, кто на занятии был активен, показывает вот так (большой палец вверх). Кто был малоактивен, показывает вот так (большой палец в сторону или вниз).

-Все в любом случае молодцы!

На этом наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

Конспект занятия ООД по словообразованию и словоизменению с использованием лексического материала по теме «Весна». в старшей группе компенсирующей направленности.

Цель: - упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов; - упражнять в образовании прилагательных;- образование относительных прилагательных;- формировать умение подбирать сл...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...