Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Машенька»
Конспект
открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Перелетные птицы весной».
в старшей группе для детей с ОНР, ФФНР
Составила и провела:
Учитель - логопед
Гришина Л.М.
поселок Володарского 2019
Цель. Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Перелетные птицы весной».
Программное содержание:
1) коррекционно-образовательные задачи:
- активизировать и уточнять словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) по теме «Перелетные птицы весной»;
- продолжать совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;
- продолжать учить детей отвечать предложением;
- совершенствовать навык диалогической речи;
- упражнять детей в практическом использовании предлогов;
- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;
- формировать учебные навыки;
2) коррекционно-развивающие задачи:
- обогащать словарь детей по теме “Перелетные птицы весной”;
- развивать грамматический строй речи;
- развивать произвольность внимания;
- развивать зрительную и опосредованную память;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать тактильное восприятие;
- совершенствовать общую моторику;
- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;
3) коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: 1) видеопроектор; 2) магнитофон; 3) скворечники и скворцы по количеству детей; 4) мяч; 5) костюм аиста и лягушки.
Предварительная работа: чтение сказки «Аист и лягушка». Поделки на ручном труде «Скворечник и скворец». Игра «Угадай по описанию». Разучивание пальчиковой гимнастики «Тили-тели»
Ход занятия
(Музыка 2. Выход детей)
- Приветствие. (Музыка 3)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Организационный момент
Логопед. Сегодня я предлагаю в наших фантазиях отправиться в весенний лес. Закройте глазки и считайте со мною до трёх (включается запись со звуками леса музыка 4).
-Откройте глаза. (Слайд 2)
-Как же красиво в весеннем лесу! Послушайте, кто же это поёт в лесу?
Дети. Это птицы!
Логопед. Это голоса птиц, которые вернулись из теплых стран.
- Основная часть.
Логопед. Дети, к нам подлетела птичка, а вот какая угадайте.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных…(Грач).
Дети: Грач. (Слайд 3)
Упражнение 1. «Доскажи словечко»
Логопед. Наш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам
своих друзей. Все птицы уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались среди веточек, а чтобы найти их, вам нужно досказать словечко.
1. Дети домик смастерили.
И на дерево прибили.
Поселился в нем певец.
А зовут его? ...(скворец) (Слайд 4)
2. Он весной поет красиво,
Звонко, весело, игриво!
Угадай-ка поскорей,
Что за птичка? …(соловей) (Слайд 5)
3. Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит… (жаворонок) (Слайд 6)
Логопед. Как называются эти птицы? (Перелётные.)
Правильно. Почему они называются перелётными?
Дети. Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.
Логопед. А какие еще к нам птицы весной прилетают, мы сейчас расскажем в нашем упражнении для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Тили-тели, тили-тели – (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели! (Слайд 7)
Прилетел к нам скворушка – (поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопитесь, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)
Песни звонкие запели! (указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)
3. Игра “Кто как голос подает”.
Логопед: Дети, птицы поспорили, чей голос лучше. Послушаем их пение и поможем рассудить их. (Слайд 8)
Дети слушают голоса птиц и угадывают на слух, кто это поет.
Кукушка – кукует (Музыка 5), ласточка – щебечет (Музыка 6), утка – крякает (Музыка 7) , гусь – гогочет (Музыка 8), журавль – курлычет (Музыка 9).
Игра “У кого кто”.
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
Логопед: Дети, а что птицы делают, когда возвращаются с тёплых краев?
Дети: Вьют себе гнезда, чтобы вывести птенцов.
Логопед: Правильно! ( Слайд 9)
- Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
4. Физкультминутка.
Игра «Перелет птиц» (Музыка 11)
Предложить детям превратиться в перелетных птиц. На слово «день» птицы летают. На слово «ночь» отдыхают (садятся на корточки).
4.Упражнение статистическое «Цапля». (Музыка 12)
Цапля может подолгу стоять, и даже спать на одной ноге. Давайте попробуем постоять как цапля. (Слайд 10)
Дети стоят на одной ноге, согнув вторую в колене, руки на поясе. Затем меняют ногу.
Дети садятся за столы.
5. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
- Дети, мы с вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
У Грача черные глаза – черноглазый. (Слайд 11)
У Аиста красный клюв – красноклювый. (Слайд 12)
У Лебедя длинная шея – длинношеий. (Слайд 13)
У Цапли длинные ноги – длинноногая. (Слайд 14)
6. Лексико-грамматическая игра «Скажи наоборот»
Большая птица – маленькая (Слайд 15)
Тонкая шея – толстая шея (Слайд 16)
Серая грудка – белая грудка (Слайд 17)
7. Упражнение «У скворечника»
Логопед раздает детям бумажные скворечники и предлагает перемести скворца: «Скворец к скворечнику подлетел. Скворец в скворечник залетел. Он скворечник осмотрел и вылетел из него довольный. Сел скворец около скворечника и весеннюю песню запел. Песню спел и полетел: взлетел над скворечником, пролетел под скворечником и сел отдохнуть на скворечник.
Затем логопед передвигает птицу, а детей просит сказать, где она сейчас находится.
8. Театрализованный этюд «Аист и лягушка»
Поспорила лягушка с аистом, кто красивее.
– Посмотри, какие у меня красивые ноги!
-Зато у меня их четыре, а у тебя только две!
-Да, у меня только две ноги, но они длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?
- А вот на что!
Логопед. Рассердился аист и проглотил Лягушку. Дети, почему аист проглотил лягушку?
Дети. Аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
Логопед. Ну что ж, пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и мысленно перемещаемся в сад.
5.Рефлексия (Музыка 13)
-Дети, кому какое упражнение понравилось больше всего?
-Что было сложно?
6. Оценка, завершение (Музыка 13)
- Оцените себя! Тот, кто на занятии был активен, показывает вот так (большой палец вверх). Кто был малоактивен, показывает вот так (большой палец в сторону или вниз).
-Все в любом случае молодцы!
На этом наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР "Небесные прятки" на тему: Перелетные птицы
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Небесные прятки" по теме : Перелетные птицы...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в ст...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект занятия ООД по словообразованию и словоизменению с использованием лексического материала по теме «Весна». в старшей группе компенсирующей направленности.
Цель: - упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов; - упражнять в образовании прилагательных;- образование относительных прилагательных;- формировать умение подбирать сл...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...