Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                       детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки  муниципального                      образования Выселковский район  

Конспект

открытого коррекционно-образовательного занятия                   по развитию лексико-грамматических средств языка                   в подготовительной группе                                  компенсирующей направленности

по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

Выселки, 2015 г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка на основе закрепления умения детей подбирать родственные слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

- активизировать словарь детей по теме: «Семья»;

- закреплять умение образовывать родственные слова;

- упражнять в выделении главного и лишнего слова в группе  

   родственных слов;

- развивать монологическую и диалогическую речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать образное и логическое мышление;

- развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного  

  отношения друг к другу.

Предварительная работа

Словарная работа: семья, грач, грачиха, грачата.

Оборудование: 

- презентация на тему «Путешествие в страну родственных слов»;

- пособие «Ромашка»;

- дидактический материал к занятию "Родственные слова";

- игра «Четвёртый лишний».

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья. (Слайд 1)

Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед вместе с детьми делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.

Логопед: «У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных)».

Логопед читает стихи:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера». (Дети называют членов "семьи" грач – грачиха – грачата) (Слайд 2)

«Га - га - га», - гогочет гусь:

«Я семьей своей горжусь,

На гусят и на гусыню

Я гляжу, не нагляжусь». (Гусь – гусыня – гусята) (Слайд 3)

Логопед объясняет, что семья бывает не только у людей, животных, птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся. Для этого придётся отправиться в путешествие в страну родственных слов. Готовы? (1, 2, 3, - повернись, в

стране родственных слов очутись).

II. Введение в тему

  1. Беседа с детьми

Перед нами САД, а в саду садовник, который поливает цветы. (Слайд 4)

Логопед спрашивает у детей, что растёт в саду (деревья, цветы, кусты).                           Что растёт на деревьях? Дети отвечают, что на деревьях растут листья, плоды.

Логопед объясняет детям, что он не простой, а волшебный садовник, т. к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Логопед: «Бывает, хотите расскажу? »

Много лет назад появилось на свете маленькое слово. Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий. … Много родственников появилось от этого слова, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем.      И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. (Слайд 5).

  1. Игра «Необычное дерево»

Логопед: Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Очень интересно.

Гулять в саду словесном.

Логопед предлагает детям придумать родственные слова к слову САД.                Дети придумывают слова, объясняя лексическое значение слов: сады, садовник, садик, садовод, посадки, садовый, рассада и т. д. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.

Логопед: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

  1. Игра «Родственные слова» (Слайд 6)

Логопед: Дети, теперь мы попали в гости к тетушке-воде. И она расскажет нам историю о своём дне рождении.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь.                        А вы догадались, кто лишний?

Логопед раздаёт детям картинки, а они должны объединиться в группу и выделить главное слово, на основе которого они объединились.

После этого дети определяют, что лишнее слово «водитель».

  1. Физкультминутка

Дети, детки, детвора!

В детский сад идти пора!

В детстве любят все играть.

Бегать, прыгать и скакать.

  1. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед называет слова, а дети называют лишнее слово.

Рыба, рыбка, рыбак, рычать.

Море, моряк, мороз, морской.

Щука, щучий щепочка, щурёнок.

Баран, бараний, барабан, барашек,

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Голова, голодный, головастик, головной.

Грачонок, грачиные, граница, грач.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик.

  1. Игра «Слова, которые спрятались» (Слайд 7)

Логопед читает стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось.

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Логопед:  Ребята, давайте найдем слова, которые  «спрятались» в этом стихотворении. Эти слова должны быть похожи на слово ЯБЛОКО.                               Значит слово ЯБЛОКО – главное слово.

На доске выставляется серединка ромашки, на которой наклеена картинка с изображением яблока. Логопед читает стихотворение второй раз и совместно с детьми выделяет родственные слова. К серединке ромашки прикрепляются лепестки с картинками: яблочко, яблоня, яблонька, яблочный пирог, яблочное варенье.

Логопед: теперь с помощью картинок вспомним и самостоятельно назовем слова-родственники к слову ЯБЛОКО.

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие слова мы сегодня подбирали?

Дети: Родственные.

Логопед: А какие это слова?

Дети: Родственными называют слова, похожие по звучанию и значению.

Логопед Правильно!

Слова, как родные,

Похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать

И вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовильной к школе группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Наша страна".

Данный конспект содержит игровые упражнения для расширения и уточнения словаря по данной теме, для развития навыков словообразования и словоизменения, а также для воспитания патриотических чувств и лю...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

Конспект открытого показа образовательного события по развитию лексико – грамматических средств языка и правильного звукопроизношения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в страну красивой речи»

Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ....