Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гришина Людмила Михайловна

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».

Программное содержание:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, суффиксом – ниц.

- формировать умение согласовывать существительные с числительными;

 - активизировать и уточнять словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) по теме «Посуда»;

- упражнять детей в практическом использовании существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_posuda.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №16 «Машенька»

Конспект

 открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда».

в старшей группе для детей с ФФНР

                                                                                                       Составила и провела:

                                                                                    Учитель - логопед                                                                                                                                                                                  

                                                                              Гришина Л.М.  

                                                                                       

поселок Володарского 2017

Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда».

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».

Программное содержание:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;

- продолжать учить детей отвечать предложением;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, суффиксом – ниц.

- формировать умение согласовывать существительные с числительными;

 - активизировать и уточнять словарь (предметный, глагольный, словарь признаков) по теме «Посуда»;

- упражнять детей в практическом использовании существительных в винительном, родительном, предложном падежах;

- продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;

- формировать учебные навыки;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать грамматический строй речи;

- развивать произвольность внимания;

- развивать зрительную и опосредованную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать тактильное восприятие;

- совершенствовать общую моторику;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);

- воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование: 1) видеопроектор; 2) магнитофон; 3) плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты; 4) игрушечные предметы посуды; 5) мешочек; 6) бархатная бумага, 7) шерстяные нитки, 8) скрепки, 9) пластилин, 10) дощечки,11) разрезные картинки, 12) цветные камушки.

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Аппликация «Чайная посуда». Лепка посуды из пластилина. Игра «Угадай по описанию». Разучивание физминутки «Изобрази посуду».

Место и дата проведения: музыкальный зал МБДОУ д/с №16 «Машенька», 23.03.2017г.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Дети заходят под музыку («Заход детей»)

Логопед: - Доброе утро и солнцу и птицам!

        Доброе утро, улыбчивым лицам!                    

а) - Улыбнитесь соседу, улыбнитесь гостям.

Начинаем заниматься, продолжаем улыбаться.

в) - Сядьте на стульчики. Дети садятся на стульчики в полукруг.

в) – Раз, два, три – слушай и смотри. Дети показывают движения руками.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Закройте глаза…(Звучит музыка «Выход Федоры»)

  1. Объявление темы:

 За дверью слышится оханье, аханье. Забегает Федора и говорит:

Федора: (сквозь слезы) – От меня убежала…. (всхлипывает, не может сказать)

Логопед: Это бабушка, так расстроена, что даже не может выразить словами.

- Ты нам покажи, что от тебя убежало, а дети постараются догадаться (жестами и мимикой изображает ложку, чашку, кастрюлю.)

Логопед: Дети, что убежало от бабушки?

(дети отгадывают предметы посуды, которые изображает Федора)

Логопед: Дети, вы узнали, кто это?

Дети: Это Федора.

Логопед: Сама бабушка Федора к нам пожаловала.

Логопед: Почему посуда убежала от Федоры? (Слайд 1)

Дети: Посуда была грязная.

Федора: А какая она должна быть?

Дети: Посуда должна быть чистая.

Логопед: Бабушка Федора, кажется, ты ничего не знаешь о посуде.

Федора: (обращаясь к детям)

Вы Федоре помогите,

Бедную меня спасите!

Логопед: Дети, давайте поможем Бабушке Федоре: расскажем ей о посуде, научим ее аккуратности и чистоте. А ты, бабушка, присаживайся на стульчик и слушай внимательно.

       3. Основная часть:

“Волшебный мешочек”

Логопед: Следующее задание: “Волшебный мешочек”. Необходимо на ощупь найти какой-либо предмет посуды и составить предложения по образцу: «Сейчас я достану... . Он нужен для того чтобы… .Этот предмет относится к чайной или столовой, или кухонной посуде». Далее необходимо расставить посуду (в кухне: на плиту, на стол, на полки).

Логопед: Запомнила Федора, какая бывает посуда?

Федора перечисляет, какая бывает посуда.

Дыхательное упражнение

Логопед: Следующее задание: «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так. (Логопед обращает внимание детей, что при вдохе надувается живот.)

«Веселый счет» (Слайд 2)

Логопед: Посчитаем сколько предметов посуды убежало от Федоры. Упражнение «Веселый счет»: 1,2,3,4,5 посуду будем мы считать. (Одно блюдце, два блюдца, три блюдца, четыре блюдца, пять блюдец и т.д.)

Логопед: Не забудь Федора, пересчитать посуду, когда она к тебе вернется.

Федора: Ой, не забуду!

«Проведи дорожку» (Слайд 3)

Логопед: Люди изготавливают различные предметы посуды для различных продуктов и блюд. Для каждого продукта есть своя посуда.

- Федора, ты как хранишь свои продукты?

Федора: Хлеб мыши погрызли. Молоко в бидоне. Конфеты в мешке, а сахар в пакете на гвоздике.

Логопед: Давайте расскажем бабушке Федоре, какая посуда для чего используется. А в этом нам поможет игра «Проведи дорожку».

- Положите продукт в соответствующую посуду.

Конфеты в … конфетнице.

Сахар в … сахарнице.

Хлеб в … хлебнице.

Сухари в … сухарнице.

Логопед: Продукты могут храниться в разных предметах посуды.

3.Физкультминутка: (Звучит музыка)

Логопед: «Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись!»

Вот большой стеклянный чайник (надули живот: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик) очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на поясе) очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя руками круг), только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки (потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)  голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос (легли на ковер, вытянулись), он посуду нам принес.

Дети выполняют.

Логопед: «Хлопни, топни, покружись и в детишек превратись!»

«Угадай, что звучит?».

Логопед расставляет на столе посуду (фарфоровую чашку, стеклянный стакан, железную кастрюлю, пластмассовый поднос, деревянную ложку). Сначала беседует, из какого материала  сделана посуда. Затем предлагает послушать, как звучит посуда, когда в нее стучат. Далее посуда прячется за ширму, а дети угадывают, что звучит. Логопед следит за правильным построением предложения: «Это стеклянный стакан. Это железная кастрюля. Это деревянная ложка и т. д.»

Логопед: Посуда  может быть изготовлена из разного материала и по-разному звучать.

«Почини посуду» (Слайд 4,5)

Упражнение «Почини посуду». Ребята, когда от Федоры убегала посуда, некоторая разбилась. Расскажите, без чего посуда. Посмотрите. Чайник остался без чего? (Чайник без носика, чашка без ручки, кастрюля без стенки, стакан без дна). Нужно починить посуду.

У посуды есть свои части.

 Логопед называет имена детей и следующие задания:

Игра с дощечками.

Необходимо с помощью резинок воссоздать контур посуды.

«Обведи и назови»

Обвести контурное изображение посуды и назвать ее.

Соединить точки при помощи карандаша и увидеть, какая посуда получилась.

Разрезные картинки.

Собрать из частей целое.

Игра со скрепками.

Вдавить скрепки в пластилин, выложив посуду по контуру.

«Рисование веревочкой»

Выложить на бархатной бумаге контур посуды при помощи нитки.

Логопед: Назови, какого цвета и что ты собрал.

Дети: Я собрал желтую тарелку, я собрала красную чашку и т. д.

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

Федора: Спасибо ребята! (Включается музыка «Уход Федоры») Вы так мне сегодня помогли! Научили меня бережно обращаться с посудой.

Ну и чудо! Ну и чудо! (Слайд 6)

Прибежала вся посуда!

Логопед: Ну, что же ты скажешь, Федора, своей посуде?

Федора: Уж не буду я посуду обижать, буду, буду я посуду и любить, и уважать!

Спасибо вам, мои друзья!

Вернуться в сказку мне пора,

А если буду я скучать,

То в гости к вам приду опять!

Федора уходит под музыку («Уход Федоры»)

4. Итог занятия: 

Логопед: С героями, какой сказки мы сегодня встретились? (ответы детей)

- А как мы помогли Федоре, что делали? (ответы детей)

- Кому какое задание понравилось выполнять больше всего?

- Большое вам спасибо!

-Наше занятие закончилось. (Слайд 7) + Звучит музыка «Хорошее настроение»)

Логопед: Выходите все на ковер. Все вместе дружно скажите слова, которые говорим в конце.

Дети: - Раз, два, три, четыре, пять скоро встретимся опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка  в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дикие животные»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...

Конспект занятия ООД по словообразованию и словоизменению с использованием лексического материала по теме «Весна». в старшей группе компенсирующей направленности.

Цель: - упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов; - упражнять в образовании прилагательных;- образование относительных прилагательных;- формировать умение подбирать сл...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...