Современные лингвистические представления о просодических компонентах речи в фонетике
статья по логопедии на тему

Кузьмичева Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Современные лингвистические представления о просодических компонентах речи в фонетике

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.

Просодия, по мнению Н.И. Жинкина (5), является наивысшим уровнем развития языка .

Последние годы ознаменовались интенсивным изучением речевой просодии, то есть суперсегментных единиц потока речи, которые характеризуют сразу многие звуковые сегменты: целостные слоги, ритмические слоговые структуры, синтагмы (минимальные высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Речевая просодия выражается в таких ее физических характеристиках:

  • меняющаяся на протяжении слога звучность с шумовым максимумом вначале (согласный) и вокальным максимумом в конце (гласный);
  • слоговые модели СГ (ПА, ТУ, КИ и пр.);
  • соотносительные изменения длительности слога в слоговой ритмической структуре с ее максимальным значением в составе ударного слога;
  • имеющие коммуникативное значение типы мелодической кривой или динамики частоты основного тона в пределах синтагм;

соотносительные колебания интенсивности голоса на протяжении смысловых участков текста различной степени важности.

Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно - мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.

Выразительность речи зависит так же от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Лингвисты определяют интонацию как «совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны и проявляющихся в последовательных изменениях высоты тона..., ритма речи, темпа речи, силы звучания, внутрифразовых пауз и общего тембра высказывания» (40,143).

Выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо - ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту (5,127).

В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

Е.А. Брызгунова (6)  и И.А. Фигуровский (40)  в своих исследованиях отмечают, что в роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс. Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе (5,93).

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. Л.Р. Зиндер (16;277)  отмечает, что акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они длятся около 0,1 секунды (5;97).

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.

Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.

Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависит от таких его качеств, как чистота дикции, а также звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

В.М Минаева (32;102) указывает, что звучность голоса создает так называемую «благозвучность» речи. Звучный голос – это чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, от плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая ненужных преград, это делает голос ясным и чистым .

Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, с трудом, с напряжением воспринимается ее смысл, который превращается как бы в единый не членимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.

Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.

Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.

Ударение – один из важнейших признаков слова, как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Чувствительность к ударению, к ударному слогу в слове – очень важный раздел в обучении детей.

В русском языке ударение является разноместным, т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.

Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).

Е. Курилович (19;76-77) обращает внимание на то , что русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены и высокие стены. Ударение в русском языке рассматривается не только на уровне фонологического, но и на уровне морфологического анализа слова .

Силовой характер ударения в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударным.

Подобно тому, как невозможно произнести слово, не выделив в нем ни одного слога, точно так же нельзя произнести такт или фразу, не выделив в такте одного слова, а во фразе несколько слов, сколько в ней тактов.

Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Есть четыре способа выделить слово:

1. Более замедленным произношением.

2. Усилением голоса.

3. Изменением высоты голоса.

4. Паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько у д а р я е т с я, сколько именно в ы д е л я е т с я.

Логическое ударение является средством передачи смысловых отношений между словами.

Основной способ определения логического ударения заключается в осмыслении контекста, являющегося общепризнанным толкователем значений.

В трудах Н.И. Жинкина (17)  утверждается, что интонация присуща так же письменной речи: должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя . Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Из всего вышесказанного следует, что просодические компоненты речи не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлено коммуникацией с взрослым. Таким образом, исходной формой общения человека в онтогенезе является непосредственно эмоциональное общение, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

Таково научное представление о просодической стороне речи на сегодня. Таким образом, всеми исследователями признаётся важность просодики, поскольку при нарушении данных компонентов сильно страдает речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

  Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.     ...

Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи

Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Современные лингвистические представления о синтаксическом строе речи.

Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время – раздел граммати...

Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...