Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Голос имеет власть!" или "Искусство говорить"
методическая разработка по логопедии по теме

Востокова Надежда Николаевна

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога. Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности. Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon publikatsiya1.zip219.71 КБ
Файл seminar.docx27.72 КБ
Файл kartochki-skorogovorki.docx590.02 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Семинар - практикум

для педагогов МДОАУ д/с №95

"Голос имеет власть!" или

"Искусство говорить"

СЛАЙД 2Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога. Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности. СЛАЙД 3 Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи. что мы сегодня и с Вами и сделаем. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.         

СЛАЙД 4 От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса. Вот несколько рекомендации: 1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

3. выдох должен быть продолжительный и плавный;

4. не поднимать плечи;

5. не надувать щеки при выдохе;

6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

7. осанка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи) Сейчас мы с вами на практике выполним несколько упражнений. СЛАЙД 5,6, 

А сейчас  произнесем слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев); Фразы на одном выдохе. Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!

СЛАЙД 7Разнообразие интонации достигается изменением высоты, силы, темпа голоса - его основных акустических компонентов.  Речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствуют простые упражнения (УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫСОТУ СИЛУ И РИТМ) ВЫСОТА ГОЛОСА:

  •  Самолёт высоко летит – пропеваем звук [У] высоким голосом
  • Самолёт низко летит – пропеваем звук [У] низким голосом.

СИЛА ГОЛОСА

        Пропевать можно любые гласные.

  • По мере удаления воздушного шара сила голоса уменьшается
  •  При приближении – увеличивается

РИТМ И ТЕМП ГОЛОСА

Лягушка прыгает и поет разные песенки: ква-ква, са-са, и т.д.. Если кувшинка расположена рядом то звуки произносим подряд, а если они расположены на расстоянии, выдерживается пауза

 СЛАЙД 8,9,10,11,12

СЛАЙД 13Для того чтобы  говорить красиво и правильно, необходимо обратить внимание на правильную дикцию. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, поэтому даже в возрасте необходимо развивать мышцы губ, языка. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из артикуляционной гимнастики.  (УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АРТИК АППАРАТА) 

«ЧАСИКИ»

Растянуть губы в улыбке. Рот приоткрыть. Кончиком языка попеременно дотрагиваться до уголков рта

КАЧЕЛИ»

        открыть рот, как при произнесении звука А. языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку

«ЛОШАДКА»

Присасывать  язык  к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. СЛАЙД 14,15,16

СЛАЙД 17Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. СЛАЙД 18 Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух — рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы», «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие. Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.

СЛАЙД 19Речь воспитателя, при чтение детям произведений художественной литературы, непосредственном общении, должна быть безукоризненной. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

(УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ)

Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)

СЛАЙД 20«ТОрты», а не «тортЫ»,

СЛАЙД 21«позвонИшь», а не «позвОнишь»,

СЛАЙД 22«досУг», а не «дОсуг»,

СЛАЙД 23«договОр», а не «дОговор»,

СЛАЙД 24«КаталОг», а не «катАлог»,

СЛАЙД 25«клАла», а не «ложила»,

СЛАЙД 26 «взялА», а не «взЯла»,

СЛАЙД 27 «далА», а не «дАла»,

СЛАЙД 28«бралА», а не «брАла» и т.д.

СЛАЙД 29Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. В заключение, хотелось бы раздать буклеты с рекомендациями по данному практикуму. Предлагаю Вам выявить уровень общительности по В.Ф. Ряховскому.

Оценка уровня общительности учителя(тест-опросник)

Общий уровень общительности (по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1.Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?

2.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилия, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. 10.Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

11.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

12.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

13. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

14. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

15. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

16. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

17. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор

30-32 очка.  Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами.  Но и близким Вам людям нелегко.  На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков.  Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают.  И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания.  Эти недостатки исправимы.

14-18 очков.  У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков.  Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих.  Охотно знакомитесь с новыми людьми.  Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите.  Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами.  При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа — не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Провела: Востокова Н.Н учитель- логопед МДОАУ №95 г. Белогорск



Предварительный просмотр:

C:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.png

C:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.png

C:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.pngC:\Users\klient\Desktop\Новая папка\89791513_large_69264632_14.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"

Задача педагогов в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм». Речи следует учить прежде всего путем...

Игра-презентация для педагогов "Своя игра" по теме "Искусство говорить"

Игра разработана для проведения на семинаре-практикуме с педагогами. Представляет собой интерактивную презентацию в формате "Вопрос-ответ"....

Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности....

Семинар - практикум для педагогов: "Ребенок имеет право на понимание"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в отношении детей с ОВЗ; выработка внутренней позиции принятия по отношению к воспитанникам с ОВЗ.Задачи:- создать условия для развития эмоцио...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...


 

Комментарии

Востокова Надежда Николаевна

Уважаемые коллеги, кого заинтересовал семинар-практикум, обращайтесь, скину на электронную почту презентацию!из-за большого объема не загружается!!!!

Коротченко Алена Викторовна

imageспасибо за проведенный семинар