Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: "Искусство говорить с детьми"
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

методическая разработка учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_iskusstvo_govorit_s_detmi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


  "Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много  ума, чтобы пользоваться им." Г. Гегель.

Одним из слагаемых мастерства педагога является
культура его речи.
Считается, кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Культурой речи -называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии (правила литературного произношения), грамматики, лексики, стилистики, правописания.

 От культуры речи педагога зависит культура речи детей. 
Дети усваивают речь по подражанию. Неверно усвоенная  форма речи, с трудом поддается исправлению. Поэтому,   надо создавать такую речевую среду, которая способствовала бы развитию родного языка. И такая речевая среда – это речь самого воспитателя.  Помня об этом, необходимо считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых воспитывает педагог. Тема семинара « Искусство говорить с детьми».
Какие же самые распространенные ошибки в речи воспитателя? 

- Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Засоренность лишними словами (ну, вот, значит, это и т.п.).

-Ошибки в речи (ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, колидор вместо коридор, конпот вместо компот, комфорка вместо конфорка).

                                Правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  4.  Важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими.
    Без логических пауз  - речь безграмотна,  без психологических - бесцветна.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения.
  6. Мелодичность. Она придает голосу педагога индивидуальную окраску. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.



                           
Невербальная культура общения педагога:

Невербальное общение - это неречевая форма, которая  включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности.
Практическая часть: Игра «Знатоки русского языка».

 В игре участвуют  2 команды воспитателей.
1 . Конкурс:  Игра « Кто больше…?»     

Всем известно, что наш русский язык велик и могуч… В.Белинский говорил: «Русский язык – один из богатейших языков в мире,  в этом нет никакого  сомнения».    Лично убедиться в этом нам поможет игра « Кто больше?»  

Ваша задача, за 1 минуту, придумать как можно больше слов – прилагательных к слову – язык и записать их. Победит та команда, которая придумает больше слов.

2. «Вспомни и назови»  пословицы, в которых встречаются слова « РЕЧЬ» и «СЛОВО»
 Напишите. Кто больше знает?
Каждому слову свое место.

Острое словечко колет сердечко.

Слово горы ворочает.

Слово-серебро, молчание-золото.

Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

Доброе слово и кошке приятно.
Будь своему слову хозяин


3   Игра « Произнеси правильно»
Произнесите слова с правильным ударением.

1 команда :

Баловать, досуг, договор, звонит, документ, цепочка, жалюзи, туфля,
нет гуся.

2 команда:
Облегчить, квартал, щавель, столяр, красивее, каталог, торты, свекла,
нет волка.

4. « Угадай» 
Напишите к данным словосочетаниям синонимы (1 команда)
и антонимы (2 команда):

Словосочетания:

• сильный туман;  (синонимы: густой, плотный ; антонимы: редкий, рассеянный )

• сильное желание;  ( синонимы: жгучее, твердое, крепкое; антонимы: слабое)

• Свежее белье; ( синонимы: чистое, стираное, новое; антонимы: старое, грязное, запачканное, несвежее)

• Свежий воздух; ( чистый, здоровый, прохладный; антонимы: грязный, несвежий)

• Черный рояль; ( синонимы: угольный, вороной, темный, смоляной; антонимы: белый)

• Черные дела. (синонимы: ужасные, злые, грязные, преступление, злодейство; антонимы: добрые, хорошие).


5.  Игра «Прочтите правильно»

- Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)
1 команда.

Это ваша (роспись или подпись) на справке?

Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.



2 команда.

Я (надеваю, одеваю) шапку

Воспитатель (надевает, одевает) Машу

Подпись:

Действие по глаголу «подписать», означающему «заверить, подтвердить», поставив подпись.

  1. Надписать под чем- нибудь (подпись под картиной).
  2. Собственноручно написанная фамилия (поставить свою подпись).

Роспись :
Живопись на стенах, потолках, предметах быта.

Одевать Надежду, надевать одежду.
Одеть      кого –то?  (одушевл.сущ.)  ребенка, куклу, сестру;
Надеть    что?   ( неодушвл. )  шабку, шубу, варежки, штаны.
Я надеваю шапку.   Воспитатель одевает Машу.
Конкурс  «В гостях у сказки»

  • По очереди для каждой команды я зачитаю  краткое содержание сказки, а вы должны отгадать название сказки и назвать  героев этой сказки.

  • Молодой человек ищет себе невесту, отвечающую его идеалу, и находит её тогда, когда уже совсем потерял надежду. Не остаться одиноким ему помогло одно известное огородное растение. Назовите его и сказку. ( Принцесса на горошине.)
  • Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал.( Колобок).

        Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка).

  • Некая домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
  • Группа террористов похищает ребенка, оставленного без присмотра. Мальчика приносят к главарю — старой женщине. Кто был главарем этой банды и как называется сказка? (Баба Яга. Гуси-лебеди.)
  • Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха Цокотуха.)
  • У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которыми на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? ( Два весёлых гуся).
  • Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке. (Доктор Айболит.)


                                          Заключение:
Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом.  Когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, он потом и сам  стремиться говорить только так.
Научившись сам искусству владения речью, педагог является хорошим примером для подражания.
                                     
Давайте говорить правильно!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций....

Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"

Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...