Главные вкладки

    Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
    статья (логопедия, младшая группа) по теме

    Назари Галина Рафаиловна

    Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.

    Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.

     Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к занятиям, повышение утомляемости. Дети часто  становятся нервными, раздражительными, необщительными.

     Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому ранняя логопедическая работа  занимает важное место в формировании речи детей.

    Чтобы заинтересовать ребенка, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.

     

     

    АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

    Народный опыт и исследования ученых доказали, что за­пахи способны управлять настроением и работоспособностью. Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 г. впервые научно обосно­вал и экспериментально доказал, что некоторые обонятель­ные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность.

     На межвузовской научной конференции в МПГУ в марте 2009 года  был доклад «Современные и инновационные методы коррекции речевых нарушений», посвященный благотворному влиянию ароматерапии  на детей.

    Гиперактивным детям  давали вдохнуть аромат мяты, а детям вялым, паретичным запах лимона. В Результате дети допускали меньше ошибок на занятии, были наиболее внимательны и сконцентрированы.

    Ароматы лаван­ды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют со­стояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают не­рвную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему. Это должно занять достойное место в лечебной педа­гогике, особенно в работе с гиперактивными детьми.

    Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеансы показаны для ослабленных, угнетенных или, на­оборот, перевозбужденных лиц.

    КУКЛОТЕРАПИЯ 

     

     

    Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности.

    Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

    Коррекционная работа предполагает:

    Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;

    Непосредственное взаимодействие  ребёнка с куклой;

    Лечебные этюды;

    Лечебные спектакли.

      Куклы совершенствуют у детей мелкую моторику, массажируют мышцы пальцев, помогают осваивать все то, с чем  их знакомили, развивая детей. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.

    В логопедической пальчиковой гимнастике предлагали детям одеть кукол на пальчики, которые помогали  лучше усвоить материал.

    Диагностика показала: у детей улучшилась память, речь, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность. 

     

    ТЕСТОПЛАСТИКА

     

    Лепка - не только забавные игрушки и радость совместного общения, это:

      координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

      разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса, цветоощущения);

      возможность создания объемных поделок; (Развитие пространственного восприятия)

      умение планировать работу и доводить её до конца;

      богатое воображение. художественно- образное мышление малыша. Таким образом

    Занятия лепкой должны  обязательно сопровождаться интересными, а лучше всего сказочными историями. Они помогут развить мышление. Занимаясь тестопластикой,  ребенок,  задействует  ощущения или как принято называть в нейропсихологии модальности, которые необходимы для развития речи ребенка это Зрительная, тактильная  и слуховая.  Игрушки из теста помогут ребенку развить представление об окружающей действительности. По мере того как малыш знакомиться с новыми предметами, которые он сам или с помощью взрослого слепит  и раскрасит, обогащается его словарный запас.

    Поделки из соленого теста абсолютно безопасны для ребенка,  даже сломавшись, они не имеют острых углов как у игрушек из пластмассы. Это абсолютно экологически чистый материал, плюс положительная энергетика взрослого и ребенка.

    В настоящее время  развитие речи детей является актуальной проблемой. В связи с ухудшением экологической среды, увеличением стрессовых ситуаций, ослаблением общего здоровья родителей, имеющих  хронические заболевания, все это ведет к постепенному росту процента  детей с нарушением речи.  

    Новые подходы логопедов к работе с детьми необходимы, и ранняя логопедическая помощь  занимает важное место в обучении детей с нарушениями речи. 

     

    15 октября 2013 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".

    Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения"....

    Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

    Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

    Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей.  .  Согласно,...

    Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...

    Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

    Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...