Главные вкладки

    Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Щенникова Ольга Григорьевна

    Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инновационными технологиями по развитию речи детей раннего возраста, используемыми в Детский сад №209 ОАО «РЖД», с предметно – развивающей средой в группе, с условиями развития не только речевого подражания, но и самостоятельной речевой активности.Акцентирует родительское внимание к развитию  речи ребенка. Показывает,  как несложным образом можно создать домашний кукольный театр своими и детскими ручками, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя социальный интеллект и первые навыки общения.Форма проведения родительского собрания в виде семинара - практикума предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum_po_razvitiyu_rechi.docx27.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Частное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №209 открытого акционерного общества

    «Российские железные дороги»

            

    Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста

    «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

    Подготовил: педагог – психолог О.Г.Щенникова

    Вихоревка 2014г.

    Цель:Повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомство  родителей с инновационными технологиями по развитию речи детей раннего возраста, используемыми в Детский сад №209 ОАО «РЖД», с предметно – развивающей средой в группе, с условиями развития не только речевого подражания, но и самостоятельной речевой активности.Акцентирование родительского внимания к развитию  речи ребенка. Показать,  как несложным образом можно создать домашний кукольный театр своими и детскими ручками, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя социальный интеллект и первые навыки общения.Форма проведения родительского собрания в виде семинара - практикума предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

    Участники семинара: воспитатели группы раннего возраста, педагог – психолог, родители (законные представители ребенка).

    Материал:

    1. Выставка игр по сенсомоторике, различных видов настольного театра, дидактического материала по развитию речи.
    2. Аудиозаписи музыки к программе «Музыка с мамой» «Приветствие», «Прощание», «Игра с мишкой», «Автобус».
    3. Атрибуты к пальчиковому театру: ширмы, лужайка, пальчиковые куклы: овечка Лиза, утенок Кряки, мышонок Мики, лягушонок Кваки, автобус (поделка из картонной обувной  коробки).
    4. DVD «Говорим с пеленок», TV.
    5. Корзина с мишками.
    6. Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).
    7. Презентации к семинару: «Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких», «Развитие речи детей раннего возраста в НОД», «Мастер – класс по изготовлению театральной игрушки на прищепке».
    8. Раздаточный материал для изготовления театральной игрушки на прищепке (прищепки по количеству родителей,  маркеры цветные, пальчиковая гуашь, клей, ножницы, черно – белые заготовки трафаретов различных персонажей).
    9. Буклеты и памятки для родителей по теме семинара.

    Ход:

    1. Воспитатель группы приветствует родителей, озвучивает тему семинара, представляет всех участников мероприятия.
    2. Игра – приветствие «Уронили мишку на пол».

    Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы родителей.

    Ход: До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем психолог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто, например:

    Уронили мишку напол,

    Все равноего не брошу,

    Оторвали мишкелапу.

    Потому чтоон хороший.

    По сигналу психолога все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего психолог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
    Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить в кругу. Психолог может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы: Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
    Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
    В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию.

    1. Родителям предлагается игровое анкетирование:

    Уважаемые родители, ответьте на вопросы анкеты утверждением «верно» или «неверно» данное высказывание для Вас (обыграть с помощью сигнальных кружков: желтого и красного).

    1. Я читаю своему ребенку книги не реже одного раза в день.
    2. Я обязательно читаю ребенку сказку на ночь.
    3. Мне некогда общаться со своим ребенком и тем более читать книги.
    4. Мой ребенок любит слушать сказки, рассказы.
    5. Я всегда обсуждаю с ребенком прочитанное.
    6. Мой ребенок всегда сопереживает героям.
    7. Мой ребенок недостаточно хорошо говорит.
    8. Мой ребенок молчун.
    9. Мой ребенок активный собеседник.
    10. В нашей семье созданы все условия для развития речи нашего малыша.

    Заслушиваются мнения участников семинара по результатам анкетирования.

    1. Теоретическое вступление к теме семинара (может озвучить воспитатель или  психолог):

    В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности копределенного рода воздействиям. Так, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.

    Речь ребенка раннего возраста находится в стадии формирования.  Но уже в этот период происходит особенно интенсивное ее развитие: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. В раннем возрасте главной фигурой в развитии ребенка является взрослый. Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат, чувствуют. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. Формируя речь, побуждая детей пользоваться языком, сопровождая предметные манипуляции с игрушками, материалами и орудиями, взрослые способствуют развитию мыслительных операций ребенка раннего возраста: восприятию с точки зрения лексики, четкости артикуляции всех звуков, выразительности, содержательности, эмоциональности речи, расширению и обогащению представлений о предметах, их признаках и свойствах, пониманию смысла простейших слов, обозначающих количество, пространственные отношения, цвет, форму, назначение, выделение признаков и свойств предметов и на этой основе установлению отношений сходства и различия.

    Исходя из СПН (социально – психологический норматив) показатели развития ваших детей к 3 годам должны соответствовать следующим критериям:

    • Ребенок пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации;
    • Активный словарь ребенка возрастает до 200 – 1500 слов;
    • Отвечает на вопросы и задает их;
    • Рассказывает из своего опыта и поддерживает беседу;
    • Поддерживает инициативу в общении и сам ее проявляет по отношению ко взрослому и сверстнику;
    • Выражает в речи свои желания, просьбы, обозначает словесно игровые цели и цели в повседневных ситуациях;
    • Участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности;
    • Адекватно реагирует на указания и оценку взрослого;
    • Стремится к контактам с ровесниками, поддерживает эти контакты;
    • Испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми;
    • Подчиняет свое поведение правилам общения.


    5. Выступление педагога - психолога с презентацией
    «Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких», с целью знакомства родителей с новыми технологиями по развитию речи, используемые в детском саду. (в процессе ознакомления родителям предлагается  практически познакомиться с данными технологиями: игры, упражнения из программ).

    1. Выступление воспитателя с презентацией «Развитие речи детей раннего возраста в НОД».
    2. Мастер – класс по изготовлению театральной игрушки на прищепке:

    Домашние театральные представления с участием кукол – дело настолько благодарное, что, раз попробовав, вы уже не сможете забыть это ощущение волшебства и детского восторга. Казалось бы, что такого – стол в качестве сцены, куклы из подручных материалов, непрофессиональный сценарий… А словно какой-то портал внезапно открывается – в чудесный сказочный мир, где вы с малышом говорите на одном языке, понимаете друг друга с полуслова, открываетесь друг другу…

    Даже простая бумажная кукла, которая одевается на палец, способна привнести в жизнь немало удивительного. Представляете, сколько возможностей открывается при использовании всего многообразия домашнего кукольного театра? А видов такого театра, как и самих кукол, - очень много: хватит – на любой вкус, притязания и ожидания.

    Сегодня мы вам расскажем и покажем один из них, который вы запросто можете «пригласить» к себе домой буквально сегодня.

    ( изготовление совместно с родителями театральной куклы           - пятиминутки на прищепке).

    1. Рефлексия проводится психологом (передавая мяч по кругу или раздать каждому участнику вопрос на листочке):
    • Что больше всего запомнилось из встрече?
    • Какой период развития ребенка наиболее чувствителен для развития речи?
    • Какие виды детской деятельности способствуют развитию речи?
    • Какие виды настольных театров вы запомнили или знаете?
    • Кто является главной фигурой в развитии ребенка раннего возраста?
    • Чему должен научится ребенок к 3 годам ?
    • Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам нашего семинара?
    • И т. д…
    1. Воспитатели озвучивают проект решения родительского собрания.


    Проект решения:

    • Педагогам и родителям осуществлять тесное сотрудничество по вопросам развития детей, в частности по вопросам речевого развития детей раннего возраста;
    • Грамотно подходить к использованию инновационных технологий по развитию речи детей (ИКТ), по необходимости получать консультации от педагогов и специалистов детского сада;
    • Использовать дома различные виды игр как самостоятельно, так и по рекомендации педагогов по развитию речи детей, обратить значительное внимание на использование домашнего театра в целях совершенствования самостоятельной речевой активности детей, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя навыки общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста

    Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...

    семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

    Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

    Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста «Игра – забава?»

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи....

    Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

    Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...