Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Щенникова Ольга Григорьевна

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инновационными технологиями по развитию речи детей раннего возраста, используемыми в Детский сад №209 ОАО «РЖД», с предметно – развивающей средой в группе, с условиями развития не только речевого подражания, но и самостоятельной речевой активности.Акцентирует родительское внимание к развитию  речи ребенка. Показывает,  как несложным образом можно создать домашний кукольный театр своими и детскими ручками, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя социальный интеллект и первые навыки общения.Форма проведения родительского собрания в виде семинара - практикума предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_po_razvitiyu_rechi.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №209 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

        

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста

«Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Подготовил: педагог – психолог О.Г.Щенникова

Вихоревка 2014г.

Цель:Повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомство  родителей с инновационными технологиями по развитию речи детей раннего возраста, используемыми в Детский сад №209 ОАО «РЖД», с предметно – развивающей средой в группе, с условиями развития не только речевого подражания, но и самостоятельной речевой активности.Акцентирование родительского внимания к развитию  речи ребенка. Показать,  как несложным образом можно создать домашний кукольный театр своими и детскими ручками, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя социальный интеллект и первые навыки общения.Форма проведения родительского собрания в виде семинара - практикума предполагает максимальную активность педагогов (родителей), что является гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

Участники семинара: воспитатели группы раннего возраста, педагог – психолог, родители (законные представители ребенка).

Материал:

  1. Выставка игр по сенсомоторике, различных видов настольного театра, дидактического материала по развитию речи.
  2. Аудиозаписи музыки к программе «Музыка с мамой» «Приветствие», «Прощание», «Игра с мишкой», «Автобус».
  3. Атрибуты к пальчиковому театру: ширмы, лужайка, пальчиковые куклы: овечка Лиза, утенок Кряки, мышонок Мики, лягушонок Кваки, автобус (поделка из картонной обувной  коробки).
  4. DVD «Говорим с пеленок», TV.
  5. Корзина с мишками.
  6. Карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника).
  7. Презентации к семинару: «Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких», «Развитие речи детей раннего возраста в НОД», «Мастер – класс по изготовлению театральной игрушки на прищепке».
  8. Раздаточный материал для изготовления театральной игрушки на прищепке (прищепки по количеству родителей,  маркеры цветные, пальчиковая гуашь, клей, ножницы, черно – белые заготовки трафаретов различных персонажей).
  9. Буклеты и памятки для родителей по теме семинара.

Ход:

  1. Воспитатель группы приветствует родителей, озвучивает тему семинара, представляет всех участников мероприятия.
  2. Игра – приветствие «Уронили мишку на пол».

Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать сплочению группы родителей.

Ход: До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем психолог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто, например:

Уронили мишку напол,

Все равноего не брошу,

Оторвали мишкелапу.

Потому чтоон хороший.

По сигналу психолога все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего психолог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить в кругу. Психолог может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы: Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?
Если кто-то отказывается участвовать в данной игре, ему предлагается роль наблюдателя. В процессе обсуждения наблюдатель высказывается последним.
В этом упражнении глаза намеренно не завязываются повязкой, чтобы члены группы чувствовали себя более безопасно. При желании у каждого есть возможность приоткрыть глаза и проконтролировать ситуацию.

  1. Родителям предлагается игровое анкетирование:

Уважаемые родители, ответьте на вопросы анкеты утверждением «верно» или «неверно» данное высказывание для Вас (обыграть с помощью сигнальных кружков: желтого и красного).

  1. Я читаю своему ребенку книги не реже одного раза в день.
  2. Я обязательно читаю ребенку сказку на ночь.
  3. Мне некогда общаться со своим ребенком и тем более читать книги.
  4. Мой ребенок любит слушать сказки, рассказы.
  5. Я всегда обсуждаю с ребенком прочитанное.
  6. Мой ребенок всегда сопереживает героям.
  7. Мой ребенок недостаточно хорошо говорит.
  8. Мой ребенок молчун.
  9. Мой ребенок активный собеседник.
  10. В нашей семье созданы все условия для развития речи нашего малыша.

Заслушиваются мнения участников семинара по результатам анкетирования.

  1. Теоретическое вступление к теме семинара (может озвучить воспитатель или  психолог):

В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» - это периоды наибольшей чувствительности копределенного рода воздействиям. Так, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если он будет упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения.

Речь ребенка раннего возраста находится в стадии формирования.  Но уже в этот период происходит особенно интенсивное ее развитие: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка. В раннем возрасте главной фигурой в развитии ребенка является взрослый. Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат, чувствуют. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. Формируя речь, побуждая детей пользоваться языком, сопровождая предметные манипуляции с игрушками, материалами и орудиями, взрослые способствуют развитию мыслительных операций ребенка раннего возраста: восприятию с точки зрения лексики, четкости артикуляции всех звуков, выразительности, содержательности, эмоциональности речи, расширению и обогащению представлений о предметах, их признаках и свойствах, пониманию смысла простейших слов, обозначающих количество, пространственные отношения, цвет, форму, назначение, выделение признаков и свойств предметов и на этой основе установлению отношений сходства и различия.

Исходя из СПН (социально – психологический норматив) показатели развития ваших детей к 3 годам должны соответствовать следующим критериям:

  • Ребенок пользуется вербальными и невербальными способами коммуникации;
  • Активный словарь ребенка возрастает до 200 – 1500 слов;
  • Отвечает на вопросы и задает их;
  • Рассказывает из своего опыта и поддерживает беседу;
  • Поддерживает инициативу в общении и сам ее проявляет по отношению ко взрослому и сверстнику;
  • Выражает в речи свои желания, просьбы, обозначает словесно игровые цели и цели в повседневных ситуациях;
  • Участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности;
  • Адекватно реагирует на указания и оценку взрослого;
  • Стремится к контактам с ровесниками, поддерживает эти контакты;
  • Испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми;
  • Подчиняет свое поведение правилам общения.


5. Выступление педагога - психолога с презентацией
«Сказки на пальчиках. Уроки общения для самых маленьких», с целью знакомства родителей с новыми технологиями по развитию речи, используемые в детском саду. (в процессе ознакомления родителям предлагается  практически познакомиться с данными технологиями: игры, упражнения из программ).

  1. Выступление воспитателя с презентацией «Развитие речи детей раннего возраста в НОД».
  2. Мастер – класс по изготовлению театральной игрушки на прищепке:

Домашние театральные представления с участием кукол – дело настолько благодарное, что, раз попробовав, вы уже не сможете забыть это ощущение волшебства и детского восторга. Казалось бы, что такого – стол в качестве сцены, куклы из подручных материалов, непрофессиональный сценарий… А словно какой-то портал внезапно открывается – в чудесный сказочный мир, где вы с малышом говорите на одном языке, понимаете друг друга с полуслова, открываетесь друг другу…

Даже простая бумажная кукла, которая одевается на палец, способна привнести в жизнь немало удивительного. Представляете, сколько возможностей открывается при использовании всего многообразия домашнего кукольного театра? А видов такого театра, как и самих кукол, - очень много: хватит – на любой вкус, притязания и ожидания.

Сегодня мы вам расскажем и покажем один из них, который вы запросто можете «пригласить» к себе домой буквально сегодня.

( изготовление совместно с родителями театральной куклы           - пятиминутки на прищепке).

  1. Рефлексия проводится психологом (передавая мяч по кругу или раздать каждому участнику вопрос на листочке):
  • Что больше всего запомнилось из встрече?
  • Какой период развития ребенка наиболее чувствителен для развития речи?
  • Какие виды детской деятельности способствуют развитию речи?
  • Какие виды настольных театров вы запомнили или знаете?
  • Кто является главной фигурой в развитии ребенка раннего возраста?
  • Чему должен научится ребенок к 3 годам ?
  • Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам нашего семинара?
  • И т. д…
  1. Воспитатели озвучивают проект решения родительского собрания.


Проект решения:

  • Педагогам и родителям осуществлять тесное сотрудничество по вопросам развития детей, в частности по вопросам речевого развития детей раннего возраста;
  • Грамотно подходить к использованию инновационных технологий по развитию речи детей (ИКТ), по необходимости получать консультации от педагогов и специалистов детского сада;
  • Использовать дома различные виды игр как самостоятельно, так и по рекомендации педагогов по развитию речи детей, обратить значительное внимание на использование домашнего театра в целях совершенствования самостоятельной речевой активности детей, стимулируя сенсомоторное развитие, формируя навыки общения.