КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: « ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ И РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зимина Инна Александровна

        Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Большое значение  игре придавал А. С. Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворить, надо  не только дать время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Формирование обобщающих функций слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы.

Как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать, проявляется в логической чёткости, доказательности речи.

 

                Будущим школьникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания загадок, правильного описания сюжетной картины и т. д.

 

                Следует подчеркнуть, что почти все игры и игровые приёмы многоцелевые. Они дадут воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно, помогут детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        « ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ И РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

             Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.

        Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Большое значение  игре придавал А. С. Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворить, надо  не только дать время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

       В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

            Развитие речи, её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

         Эффективность этой работы в значительной мере определяется и тем, как сам ребёнок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности в этом процессе.

    При организации речевых игр и упражнений нужно руководствоваться

такими рекомендациями:

  • Игры не должны быть длительными по времени (5 – 15 минут);
  • Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознано исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;
  • Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • Игра может быть частью общеобразовательного занятия или проводится в один из режимных моментов.
  • В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
  • В игре следует  развивать у детей стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • В процессе игры руководитель принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

         

              Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.

      Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

       Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи.

         Формирование обобщающих функций слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом, умений находить общий признак среди признаков, выделяющих предметы. Эту работу по выделению признаков предметов нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учит сравнивать между собой предметы, делать вывод о сходстве или несходстве предметов. При этом, чем больше ребёнок сможет выделить признаков и свойств предмета, тем больше он будет проводить сравнений предметов по их свойствам, признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность.

        Можно предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках. Можно попросить детей самих придумать такие загадки. Такая игра принесёт очень большую пользу. Выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать предмет, можно добиться одновременной активизации употребления слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов.

        Эти слова, полученные на одном материале, следует перенести на другой материал.

         

          Как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать, проявляется в логической чёткости, доказательности речи.

         

                Будущим школьникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания загадок, правильного описания сюжетной картины и т. д.

                Следует подчеркнуть, что почти все игры и игровые приёмы многоцелевые. Они дадут воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно, помогут детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики, и которые проявляются в различных видах деятельно...

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Консультация для педагогов на тему: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее з...

Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...