Программа работы логопеда в сенсорной комнате «Развиваемся играя»
рабочая программа по логопедии по теме

Глушкова Светлана Викторовна

Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы логопеда

в сенсорной комнате

«Развиваемся играя»

Выполнила: учитель-логопед Глушкова С.В.

     

Актуальность:

Изучая, и, подробно описывая тяжелые речевые расстройства, основоположники отечественной логопедии Н.А.Власова, Р.Е.Левина, др. и современные учёные логопеды-практики Волкова, Филичева, Чиркина и др. отмечали, что тяжёлая речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.

Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально – волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Способных заниматься в течение 15–20 минут, практически нет. У них часто снижен слух, острота зрения, а значит, ограничен сенсорный поток. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.

Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

Кроме индивидуальных занятий учитель-логопед реабилитационного центра проводит с детьми, подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Как правило, такая подгруппа состоит из двух-трёх детей. Ясно, что определённые упражнения, например, на постановку звука, необходимо проводить только в специальных условиях логопедического кабинета, перед зеркалом. Но некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения, можно вынести за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной комнаты.

У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, переносятся в сенсорную комнату в сухой бассейн. Для активизации нижнего диафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы. Вследствие большой вариативности и комбинантности мышечного тонуса и других двигательных расстройств у детей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них, очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимают напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Сухой душ” и «Фиброоптические волокна». Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графомоторных навыков. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, выполняются  с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате. 

Игровые модули: “Сенсорная тропа”,  панно “Ёжик”, предназначенные для развития сенсорно-тактильной сферы ребёнка, используются для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.), на основе сенсорно-перцептивного опыта детей.

Секторы “Сенсорной тропы” развивают пространственные ориентировки. А, если учесть, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями начинается с формирования временных представлений и пространственной ориентации, то игровые упражнения, организованные в полифункциональной среде сенсорной комнаты, являются отличной пропедевтикой.

Наличие определённого количества секторов сенсорных дорожек и ковриков – своеобразная счётная линейка для тренировки прямого, обратного и порядкового счёта. Поэтому, это оборудование ещё и дидактический материал для закрепления математических представлений у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями на наглядном материале.

Цель: 

Расширение жизненного пространства, смена впечатлений и видов детской деятельности, повышение эффективности мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижение их утомляемости и профилактике психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  • развитие двигательных функций;
  • развитие понимания речи;
  • накопление и активизация словарного запаса.

Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 3 до 7 лет, которые проходят реабилитацию в реабилитационном центре.

Спецификой реабилитации в данных условиях являются:

- краткосрочность пребывания (в течение 21 дня);

- комплексный характер реабилитации (сочетание социальной, медицинской и психолого-педагогической), что способствует оказанию эффективной помощи данной категории детей.

Логопедическая реабилитация, направлена на подготовку артикуляционного аппарата, голоса, дыхания к активной речевой деятельности, на развитие фонетико-фонематического слуха, формирование звукопроизношения, уточнение, активизацию и расширение словарного запаса, работу над интонацией, ритмом и темпом речевого высказывания.

Форма и объем занятий -  подгрупповая. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Подгруппа состоит из 2-3 детей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Длительность занятия – 20 – 40 минут.

Оборудование:

  • «Звездная сеть» с контроллером;
  • Пуфик – кресло, трапеция с гранулами;
  • Сухой душ;
  • Сухой бассейн с подсветкой;
  • Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»;
  • Аппарат аэроионопрофилактики «Снежинка»;
  • Панно «Кривое зеркало»;
  • Прибор динамической заливки цвета;
  • Сенсорная тропа;
  • Тактильная дорожка;
  • Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;
  • Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света;
  • Мячи– фитболы
  • Музыкальный центр с набором музыки для релаксации;
  • Маты
  • Рельефные мячи и валики
  • «Сенсорная тропа»
  • Пирамидка кольцевая
  • Пирамидка-счет «Геометрические фигуры»
  • Доски с вкладышами
  • Счеты
  • Волчки

Примечание:

Вся программа и ее планирование построены на основе имеющегося оборудования темной  и светлой сенсорных комнат,  и находится в стадии разработки и апробации.

Предполагаемый результат:

Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность реабилитации направленной на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебная комната» (работа в сенсорной комнате)

          «Волшебная комната» предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности...

Система коррекционно-развивающей работы в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ

Предлагается цикл коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 - 7 лет....

ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Цветовое воздействие на психику ребенка затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, прежде всего мышление, его динамические, энергетические характеристики. С другой стор...

Программа "Волшебная комната" Практический материал по работе в сенсорной комнате

Программа "Волшебная комната" Практический материал по работе в сенсорной комнате...

Психологическая программа "Волшебный мир сенсорной комнаты"

laquo;Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и ...

Программа работы в сенсорной комнате для детей дошкольного возраста Титарь Колос

Программа работы в сенсорной комнате для детей дошкольного возраста Титарь Колос...

Рабочая программа педагога-психолога по работе в сенсорной комнате

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.    Цель программы:...