Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Захаренкова Светлана Анатольевна

Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития словообразования у детей старшего

    дошкольного возраста с ОНР.

Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство

  Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. 

Однако, развивая речь детей, взрослые не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей        

 Проблема формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи является объектом пристального изучения многих исследователей (Р.Е.Левина, Б.М.Гриншпун, С.Н.Шаховская, , Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьева, Е.Ф.Соботович, Л.Н.Ефименкова,  Т.В.Туманова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина и д.р.) на протяжении последних десятилетий. Но, тем не менее, вопрос остается актуальным и интересным до сегодняшнего дня.

     Овладение словообразовательной системой русского языка и ее элементами - это эффективный путь обогащения словарного запаса ребенка. Богатый словарный запас- необходимое условие последующего развития речи, в процессе которого ребенок учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы, овладевает правилами оперирования ими.

     Анализ литературных данных по проблеме нарушения словообразования у дошкольников с ОНР позволил нам предположить что, т.к. ОНР является системным нарушением речи, то у детей с данной речевой патологией нарушен и процесс словообразования, который характеризуется как общими, так и специфическими особенностями.

     При разработке методики изучения словообразования у детей с общим недоразвитием речи были использованы методы, описанные в работах Т.В. Тумановой, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой

     Детям был предложен ряд заданий на исследование процесса словообразования существительных, глаголов, прилагательных

Проведенное исследование установило:

-Нарушение словообразования наблюдается на всех исследуемых частях речи

-У детей с общим недоразвитием речи процесс словообразования задерживается, затягивается по времени;

- Имеются нарушения в восприятии семантики производных наименований.

- Наибольшую трудность для детей представляло в словообразовании существительных

Существительные

 Наблюдались типичные ошибки

* -использование в словообразовании уменьшительно-ласкательные суффиксы –к- (лисичка), -очк- ( белочка),

* -употребление  словосочетания с прилагательным маленький (маленькая) с уменьшительно-ласкательным существительным;

* -воспроизведение основы без изменения корня (лосик, гусик),

* -использование при словообразовании наименований животных женского рода неадекватные суффикса (лисиха, гусиха).

* -образование производных путем присоединения несуществующего в качестве морфемы элемента (почтат – почтальон),

 

Результаты исследования глаголов

наибольшую трудность для детей представляло словообразование префиксальным способом.

Наиболее типичными ошибками при словообразовании глаголов были

* -образовывание глаголов при помощи префиксов (употреблении префиксов близких по значению) (съехала – поехала, въехал – заехал);

* -неправильный выбор словообразующего аффикса (переехал – объехал, переехал – приехал)

 

     Результаты исследования прилагательных

     наибольшую трудность для детей представляло в словообразовании относительных и притяжательных прилагательных

При исследовании  словообразования прилагательных нами были выявлены следующие группы ошибок

* -при словообразовании относительных прилагательных: неправильное употребление суффикса одновременно с сохранением основы мотивирующего слова (снегный); использование произвольного ударения (- стекольный, меховый), неправильный выбор словообразующей морфемы (свечной – свекольный), (шерстинный); наложение суффиксов (-меховический, клюковический)

* -при образовании качественных прилагательных: замена суффиксов (хитровая лиса), воспроизведение усеченной формы прилагательного (ветряны день), использование прилагательного другого лексического значения (светит солнце – день добрости), отсутствие суффикса ( трусовый заяц).

* -при образовании  притяжательных прилагательных животных: замена суффиксов (лосячья, тигровая), замена словообразования воспроизведением слова  во множественном числе (стая волков – волки), наложение суффиксов (ворониковое крыло) (39% от всех ошибок)

Полученные  результаты исследования позволили нам разделить дошкольников  на следующие группы, в зависимости от овладения словообразованием:

1 группа – 6 дошкольников с высоким уровнем словообразования Дошкольники этой группы характеризуются тем, что  умеют адекватно вычленять морфемы, осознают автономное семантическое значение, владеют морфонологическим чередованием, могут войти в область семантических противопоставлений и преобразований

2 группа – 4 дошкольника со средним уровнем словообразования У дошкольников этого уровня наблюдаются операции первоначального вычисления морфемы, характеризующие возможность выделения морфемы как отдельного знака в структуре слова. Но они испытывают трудности адекватного соотнесения производного с денотатами. Такие трудности вызваны тем, что аффиксы звучат для ребенка подчас одинаково, и именно эта нераспознаваемость аффиксов приводит к тому, что часть проб выполняется неправильно.

3 группа - 10 дошкольников с низким уровнем словообразования;

У этой группы детей  не сформирован навык ориентировочной установки на вычисление морфемы из состава слова. Интегративные действия у детей не сформированы, отсутствует навык адекватного отбора необходимого аффикса из решетки морфем и включения его в состав мотивированного слова.

     Исходя из этого, были разработаны и введены в процесс коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи следующие направления логопедической работы

* Накопление базового словаря мотивированной лексики

* Формирование навыков продуцирования производных наименований.

* Формирование навыков интерпретации производных слов;

* Обобщение и закрепление использования словообразовательных умений в устной речи.

   В процессе коррекционно-логопедической работы ставились и решались задачи не только закрепления у детей правильных речевых навыков, но и формирование у них языковых обобщений, что является важным условием активизации всего развития дошкольников с общим недоразвитием речи осознания ими закономерностями языка. Работа строилась с учетом уровня словообразования и  с учетом распределения допущенных во время экспериментального исследования ошибок.

   Эффективность предложенной системы обучения проверялась контрольным экспериментом. Значительная динамика при выполнении аналогичных заданий в конце обучения проявилась в следующих положительных сдвигах:

* существенно изменился характер ориентировочной деятельности по вычислению добавочных морфемных элементов;

* повысилась степень сформированности интегративных словообразовательных операций;

* значительно сократился латентный период выполнения заданий.

Педагогическая оправданность предложенной методики подтверждается и фактами использования детьми усвоенных умений и навыков в самостоятельной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...

Особенности развития коммуникации у детей раннего возраста

Коммуникативная деятельность выступает в качестве особойформы взаимодействия между взрослым и ребенком, а такжемежду ребёнком и другими людьми.Именно коммуникация, основным средством, которого являетс...

Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня

Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...

Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиОдной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы язык...

Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

В  данной  статье  описаны  механизмы  развития  словообразования  у  детей  и  особенности  развития  механизмов  словообразования...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...