Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Подрезова Анна Сергеевна

Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недо­развитием речи (ОНР). От степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития их «языковой компетенции» и возможность усвоения знаний в этой области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы языка, в том числе и словообразования, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). От степени овладения словообразовательными умениями и навыками детьми в дошкольном возрасте во многом зависит успешность развития их «языковой компетенции» и возможность усвоения знаний в этой области.

Учитывая большую степень распространенности такого нарушения, как общее недоразвитие речи, и тот факт, что впоследствии перед детьми встаёт задача изучения языка, как учебного предмета, весьма актуальным является выявление характера сформированности указанных речевых операций у данной категории дошкольников, с целью разработки теоретических обоснований для включения в логопедическую работу новых приемов, направленных на формирование осознанных навыков и умений производства новых слов.

Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий, суженные и неправомерно расширенные понятия и т.п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий. Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения родных ребёнка или персонала детского учреждения к его речи. Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что, собственно, представляет собой речь, на что нужно обращать внимание.

Проблемами нарушения речи занимались специалисты разных областей знаний – логопеды, психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и другие. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерности языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

При многих формах ОНР, особенно при алалии, расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Левина Р.Е. характеризуя детей с общим недоразвитие речи, отмечает следующее. У детей наблюдается неумение пользоваться способами словообразования, приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Так, по заданию подобрать однокоренные слова к слову «озеро» - дети подбирают «реки», «моря». По заданию преобразовать прилагательное «вишневый» в родственное существительное (название предмета) – дети отвечают «из фруктов». К слову «золотой» в качестве однокоренного - подбирают слово «железо». Эти и подобные примеры показывают, что средства фонетического выражения значения и морфологический состав слов ещё недостаточно подмечаются.

Дети с этим уровнем речевого развития с трудом выполняют школьные упражнения на подбор однокоренных слов. Способы их образования крайне бедны, они часто сводятся к стереотипным изменениям в роде или числе: «снег» – «снеги», «лес» – «лесы», «лед» – «леды», «час» – «часы» и т.п. во многих случаях подбор слов оказывается совсем неправильным. Так, к слову «гриб» подбирается слово «гребцы», к слову «садовник» – «садник», к слову «роса» – «рос» и т.п.

Процесс преобразования слов затруднен и звуковыми смешениями. Так, к слову «город» подбирается в качестве родственного слово «голодный», к слову «свисток» - «цветы» и т.п. В первом случае, очевидно, что сказалось смешение Р-Л, а во втором случае смешение С и Ц.

Дети с ОНР каждое однокоренное слово воспринимают как самостоятельное, не связанное по смыслу и не сходное по звучанию с родственным словом, образованным от того же корня.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. в работе «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» указывают на то, что процесс словообразования у детей с ОНР задерживается и растягивается во времени. В то время, как ребёнок с нормальным речевым развитием к школьному возрасту усваивает большую часть словообразовательных форм существительных, у ребёнка с ОНР зачастую могут отсутствовать даже те формы, которые первыми появляются в онтогенезе – уменьшительные и ласкательные суффиксы.

Туманова Т.В. (1997г., 2005г.) провела исследования состояния словообразовательных операций у детей с общим недоразвитием речи, направленных на определение характера ориентировки детей в звуковой структуре слова через вычисление морфемы и на выявление сохранности механизма производства новых слов. Результаты исследования позволили автору сделать выводы о том, что у детей с ОНР наблюдается значительная неравномерность в осуществлении ориентировочных действий по вычислению морфемных аффиксов: от практически полной невозможности вычислить морфему на слух до относительно сформированного навыка выделения ее как дискретного знака в составе слов. Внутри группы детских неологизмов, выделяются два разных типа в осуществлении операций интегративного синтеза: в одних случаях слова – универбы образованы путем присоединения несуществующего в качестве морфемы элемента (например, «как назвать человека, который носит вещи?» - «вещнат»), а в других случаях – присоединением существующей в качестве морфемы единицы («строим дом из камня, какой получается дом?» - «камниковый»). То есть ребёнок, создавая универбы второго типа, уже обращается к хранилищу морфем, но из-за отсутствия парадигматических противопоставлений, у него не формируется правильный выбор той «аналитической добавки» которая необходима для данного словаря.

В отличии от своих сверстников с речевой нормой, дошкольники с ОНР образовывают слова-неологизмы, опираясь на неадекватно выбранное мотивирующее слово.

Таким образом, анализ литературных данных по вопросу изучения особенностей словообразования у детей с ОНР показал, что формирование этой функции у данной категории детей задерживается и затягивается во времени. Грамматический строй русского языка усваивается медленно и неравномерно.

Иногда отдельные проявления с ОНР внешне сходны с теми или иными элементами нормального речевого развития ребенка на более раннем этапе. Однако полного соответствия не существует и с возрастом расхождение увеличивается, т.к. в норме один этап сменяется другими более плавно и быстро, чем в случаях с ОНР.

Анализ литературы по проблеме «Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи» позволяют сделать следующие выводы:

  • Для дошкольников с ОНР характерны значительные трудности в усвоении словообразования;
  • Наиболее нарушенными являются следующие процессы:
  1. возможность образования существительных, обозначающих названия детёнышей животных;
  2. возможность образования существительных с помощью суффикса -инк-;
  3. возможность образования существительных с помощью суффикса -ищ-;
  4. образование притяжательных прилагательных;
  5. образование сравнительной степени прилагательных.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нарушения процессов словообразования у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем современной логопедии. Литературные данные свидетельствуют о том, что общее недоразвитие речи – системное нарушение, охватывающее все компоненты языковой системы. В связи с этим у детей наблюдаются значительные трудности в процессе грамматического оформления речи.

Это свидетельствует о том, что нарушения словообразования у детей с ОНР в большей мере проявляется в генерализации продуктивных словообразовательных аффиксов, в замене близких по семантике аффиксов. Степень выраженности и интенсивность проявления в речи этих нарушений взаимосвязаны с этиопатогенезом у детей с ОНР.

Список литературы:

  1. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - Л.: Издательство Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, 1990г. – 34с.
  2. Цейтлин С.Н. Детские словообразовательные инновации. – Л.: Издательство Ленинградского государственного института им. А.И. Герцена, 1986г. – 65с.
  3. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Москва, 1997г.
  4. Кольцова М. Ребёнок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1979г.
  5. Гараева Л.И., Шахнорович А.М. Словообразовательная деятельность в аспекте детской речевой деятельности. //Детская речь как предмет лингвистического изучения. //. – Л.: Издательство Ленинградского педагогического института, 1987 г. – 15-22с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...