комплексы речевой гимнастики
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Енина  Любовь Васильевна

комплексы артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (на 3 возрастные категории-3-4 года,5-6 лет,6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_rechevoy_gimnastiki.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик»

города Невинномысска, Ставропольского края

Комплексы речевой гимнастики

(из опыта работы)

Учитель-логопед МБДОУ №50

г. Невинномысска

 Енина Любовь Васильевна

Комплексы речевой  гимнастики (3-4 г)

Комплекс № 3.

  1. Упражнения для общего расслабления:

Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так (головой движения вправо – влево)

Тик-так, вот так:

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и шаг назад.

  1. Упражнение на развитие воздушной струи:

Чередовать короткие и длинные выдохи.

  • «Подуть, как ветерок» - (вверх, долго).
  • «Сдуть снежинки с варежек» - (отрывисто).
  1. Упражнения для активизации мышц мягкого неба и силы голоса.

«Поиграем в снежки» - слепили снежок, и будем бросать, помогая себе звуком «А».

Первый снежок – громко «А».

Второй снежок – «А» шепотом.

«А» - тихо, «А» - громко.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Для челюсти: открыть и закрыть рот (4-5 раз).

Для губ: Динамические – «Трубочка», «Улыбочка» (4-5 раз).

Для языка: (и.п. – губы в улыбке, рот приоткрыт) – высунуть язык «лопаткой», «жалом»; «Часики» - движения языком вправо – влево под счет или «тик-так».

  1. Игра для пальцевой моторики или для динамики:

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали

Потом быстро убежали

                      Ух-ух-ух!!! 

Комплекс № 3  (4-5л)

1.Дыхательная гимнастика

«Ёжик» (сидя на ковре)

Исходное положение- ноги вместе, упор на кисти рук сзади.

Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-Ф-Ф».

Выпрямить ноги – вдох.

Выполнить 4-5 раз

2.Упражнение для активизации мягкого нёба. (преодоление сопротивления)

«Замок»

Кулачки прижать к челюсти снизу и крепко её держать. Пытаться открыть рот и делать  сильный ротовой выдох.

Стоит в поле теремок,

На дверях висит замок.

Вот по полю мышка бежит,

Подбежала к теремку и пытается открыть.

Пытается, пытается, никак не открывается!

Все зверюшки подскочили,

И замочек враз открыли!

Выполнить 2 раза

3.Упражнение для губ.

«Поцелуем маму, улыбнёмся ей»

Выполнить 4-5 раз

4.Упражнение для языка. (чередовать 5-7 раз)

«Блинчик»   губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе                              (счёт до 5).

      «Чашечка»- губы в улыбке, рот широко открыт, края широкого языка

                            подняты  вверх   (счёт до 3)

     5.Фонационная пауза

        Упражнение на изменение высоты голоса

                                         Динь –дон , динь – дон,

                                        В переулке ходит слон.

                                       Старый, серый, сонный слон.

                                      Динь-дон, динь-дон.

   ( примечание:стрелка вверх- высокий голос, стрелка вниз-низкий,              

       отсутствие стрелки – средний)

     6.Упражнение для фонематического восприятия

    «Глазки закрывай, слушай,не зевай!» Топнуть, когда услышишь звук З

      (произносить ряд звуков, слогов)

Комплекс№3 «Овощи» (5-6 л)

словарь: помидор, огурец, морковь, лук, капусту, картошку, свёклу, репа, баклажан, кабачок, горох, перец,фасоль,    редис.

  1. Речь с движением.

Правой рукою я чищу картошку.                       Воду стряхну с потрудившихся рук.

Шкурку снимаю с неё понемножку.                  Мелко нарежу лук и морковку .

Держу я картошку левой рукою.                        В горсть соберу, накрошу очень ловко.

Картошку верчу и старательно мою.                 Тёплой водой горстку риса помою.

Ножом проведу по её серединке,                       Сыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Разрежу картошку на две половинке.               Правой рукою возьму поварёшку.

Правой рукою ножик держу                              Перемешаю крупу и картошку.

И на кусочки картошку крошу.                         Крышку возьму я левой рукою.

Ну, а теперь зажигаю горелку,                          Плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.         Варится супчик, бурлит и кипит.

Чисто помою морковку и лук.                           Пахнет так вкусно и аппетитно!

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • «Покусать губы» - кусаем верхнюю губу 3-5 раз, а затем нижнюю 3-5 раз. Повторить 4-5 раз.
  • «Язык - маляр»-И.П.- губы в улыбке, рот открыт- «красим» за верхними и нижними зубами (поочерёдно) по 5-6 движений. Повторить 3 раза.
  • «Качели» И.П. – губы в улыбке, рот приоткрыт, язык лежит на нижней губе. «Качают» качели язык вверх-вниз, вправо-влево. Повторить 5-6 раз.
  1. Фонематическое восприятие.  Упражнение «Назови нужный овощ» 

           Подумай и скажи: в названии каких овощей есть звук А, У, О, Л, М, Р, РЬ…  -нет Р, С    

  1. Речевая игра.
  • «Один-много» (образование множественного числа имён существительных)

огурец- огурцы, помидор-помидоры…; вкусный баклажан-…,крупная фасоль-… .

  • «Большой – маленький» (словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):огурец-огурчик, помидор-помидорчик…
  1. Эмоциональный тренинг

Упражнение « Хоровод»

Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают двигаясь друг за другом,

печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Комплексы речевой  гимнастики (3-4 г)

Комплекс № 13

  1. Упражнение для общего расслабления.

Быстро вертится крыло,

(руки в стороны, вращательные движения назад и вперёд)

Мелет мельница зерно.

А из смолотой муки

Испекли мы пирожки.

(руками показать, как  стряпать пирожки)

Пирожки поели,

Заниматься сели.

2.Миогимнастика.

3.Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба.

*Покашливание с вытянутым языком.

*Упражнение «Брось снежок » - бросаем звуки с напряжением артикулирования  «А», «Ы»      «Э»   «У»    (   - громкая фонация,

- шепотная фонация) Повторить 4-6 раз

4. Артикуляционная гимнастика.

Для губ  

Упражнение « Прятки» - сжать и «спрятать» губы, расслабить. Повторить 4-6 раз.

Чередовать « Трубочка» - «Улыбочка»  6-7 раз.

Для языка

Упражнение «Белим потолок» - губы в улыбке, рот открыт, широкий язык

упираем в бугорки за верхними зубами, двигаем вперёд – назад. Повторяем 5-6 раз.

5.Упражнение для мелкой моторики.

«В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому –

Указательный и средний,

(соединяем каждый пальчик с большим пальцем)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

(пальцы сжать в кулак и постучать)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

(пальцы сжимаем и разжимаем).  

Комплекс №13 (4-5л)

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Собачка» -  рот широко открыть, высунуть язык – делать вдох и выдох через рот (так,  как дышит собака). Повторить 7-8 раз.

  1. Для щёк.

 Упражнение «Шарик» - «надули шарик»,( щёки надуть), и «лопнули», (надавить пальцами на щёки). Повторить 4-5 раз.

  1. Активизация мышц глотки и мягкого нёба.

Активный выдох с «выкашливанием» гласных Э,А,О,У. Повторить 3-4 раза

  1. Для языка.

Чередовать упражнения «Чашечка» - «Катушка». 

«Чашечка» - губы в улыбке, рот широко открыт, язык широкий, края языка подняты вверх (2-3 секунды).

«Катушка» - губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка прижат к нижним зубам,спинка языка «выкатывается» вперёд-назад. Повторять 5-6 раз

 Фонационная пауза.

Повтори ритм  * *   *   * * ;  * *   * * * ; *   *   * * ; и т. п.

( отхлопать, отстучать, отпрыгать и т. п. )

  1. Развитие фонематического восприятия.

 «Зоопарк»

цель: различение мягкости и твёрдости согласных.

Игровой материал: предметные картинки, фишки.

правила игры : В зоопарк привезли много животных. Но зоопарк небольшой всем не уместиться. Поэтому в нём уместятся только те животные, в названии которых есть ЛЬ.

Словарный материал: ослик, лев, волк, лисица, козлёнок, лама, тигр, слон.

Вариант игры: « Кто заметил?»- рассматриваем предметы, находящиеся в группе. Ищем такие  в названии которых есть М, а затем предметы, в названии которых есть МЬ.

За правильный ответ выделяем одну фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Аналогично играем с любыми парными звуками.

Комплекс № 13 «Мамин праздник. Женские профессии» (5-6 л)

  1. Мышечная разминка

«Обнималки» (и.п.- стоя) Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимать их сильнее и сильнее, затем расслабиться. Повторить 4-5 раз

  1. Артикуляционная гимнастика

«Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка.

Сильная    воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит

его в движение – язык  дрожит

 «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8

– 10 раз.

«Катание шарика».

 Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с

внутренней  стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой

стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов).

Скорость движения языка можно менять.

  1. Фонематический слух

Ищем слова, начало которых –часть за -.(забор, заноза, заяц,…)

Теперь вспомним слова, в которых часть за- будет звучать не в начале, а в конце слова, например ваза .Смотрите не ошибитесь: часть за- последняя, звучит в самом конце слова. Итак, моё слово – ваза, а ваши? (ответы анализируются. Повторное проведение по аналогии с другими слогами : на- в начале, затем на - в конце и т.д. т.п.

4. Речевые игры

  • «Подбери признак» (согласование имени существительного с  прилагательным): мама (какая?)-…, бабушка (какая?) -…, дедушка (какой?), папа (какой?) -… .Слова не должны повторяться.
  • «Чей,чья,чьё,чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных)

Все предметы которые я буду называть принадлежат маме(бабушке, дедушке,    папе), но вы должны меня в этом убедить: шарф -  мамин шарф, сумка -  мамина сумка, сапоги – , пальто - …, духи, улыбка, голос, котлеты и т.д.

5. Эмоциональный тренинг

«Принц на - цыпочках»

цель: организация группы детей, стремление к сосредоточенности и спокойствию

инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. А теперь одного из вас я превращу в Принца на - цыпочках (или Принцессу на цыпочках)

Принц на - цыпочках тихими неслышными шагами подойдёт к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему.Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет также бесшумно следовать за ним .Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в неё не войдёте. В этот момент Принц на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательные комплексы речевых гимнастик для дошкольников

Данный материал содержит в себе комплексы речевых гимнастик, включающих в себя артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, на развитие слухового внимания, пальчиковые гимнастики и др. Комплексы...

"Речевая гимнастика". Комплексы игровых упражнений для дошкольников

Речевая гимнастика: развивает у малышей подражание речевым звукам; способствует уточнению артикуляции гласных звуков; путем подражания педагогу, воспитывает правильный, умеренный темп речи; развивает ...

Комплекс артикуляционных упражнений (речевая гимнастика)

Перед Вами пособие, которое пригодится для работы   в преодолении недостатков развития  познавательной деятельности Вашего ребёнка: восприятие, внимание, память, речь,  мышление....

КОМПЛЕКСЫ РЕЧЕВЫХ ГИМНАСТИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОМПЛЕКСЫРЕЧЕВЫХ ГИМНАСТИКДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)  СентябрьКомплек...

Комплекс артикуляционной гимнастики для укрепления мышц речевого аппарата

Комплекс артикуляционной гимнастики для укрепления мышц речевого аппарата детей старшего дошкольного возраста. Вариант домашнего задания в период коррекции звукопроизношения....