Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии на тему

Трубина Светлана Викторовна

          В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для работы по развитию навыка составления рассказов по карттине рекомендую прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Солнышко» пгт. Мортка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Выполнила: учитель-логопед  

I квалификационной категории

С.В.Трубина

07.12.2013

        Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор  у детей с речевыми нарушениями - это особая проблема.

        Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

        Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

- пересказ литературных произведений,

- составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,

- создание разных видов творческих рассказов,

- заучивание стихотворений, а также

- составление рассказов по картине.

        В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 

        Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы   процесс   обучения   был   для   них   интересным,    занимательным, развивающим.

Одним из методов развития связной речи у детей с речевыми нарушениями является использование мнемотехники.

        Мнемотехника  (искусство запоминания).

        Если систематически использовать мнемотехнику, то расширятся представления ребенка об окружающем мире, разовьются психические процессы, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

        Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

  • Начинать работу нужно с  работу мнемоквадратов 
  • Затем  переходим к  мнемодорожкам  
  • Следующий этап – работа с мнемотаблицами  

Мнемотаблицы  служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Они способствуют:

  • обогащению словарного запаса
  • загадыванию и отгадыванию загадок
  • разучиванию пословиц и поговорок
  • разучиванию стихов
  • обучению составления рассказов
  • пересказу художественной литературы

        Отдельно хотелось бы рассказать о технике составления сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания - контрастной рамки. Мы знаем, что значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине, т.к. он требует от ребенка:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

        Для работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Примером может служить предлагаемый рассказ по сюжетной картинке:

Лето.

        Наступило лето. Стоит жаркая, солнечная…погода. Небо чистое, голубое…. Вода в реке теплая, голубая... Кругом много зелени, ярко светит солнце. Мальчик… сидит на берегу и ловит рыбу… Девочка… играет с мячом... Дети… купаются в реке…  

        Мною разработано несколько компьютерных приложений по лексическим темам для составления сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания - контрастной рамки, которые помогают в работе с детьми, имеющими диагноз ОНР.  

        Использование метода мнемотехники в моей работе является важным способом развития связной речи. Данный приём работы позволяет повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также является средством формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.                                                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогического процесса Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности.

Опираясь на идею целостного технологического подхода, мы осуществляем, интегрированный  путь к организации педагогического процесса, обеспечивая тем самым высокий уровень творческой активности ре...

СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА».ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

Этот материал является итогом моей работы по теме самообразования за 4 года, и по которой я работаю до сих пор, т к развитие связной речи является одной из самой актуальных в развитии детей дошкольног...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...

использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе

Связная речь-смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание....